Файл: 1. Теории и концепции механизмов обратной связи между государством и бизнесом 4.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
л) содействие в разработке системы прогнозирования перспективных потребностей в специалистах для компаний среднего бизнеса и новых современных форм образования;
м) содействие в развитии и продвижении молодых профессиональных коллективов, реализующих социально значимые проекты, и активизации предпринимательской деятельности в социальной сфере;
н) содействие развитию форм поддержки проектов и инициатив в социальной сфере, в том числе с использованием целевого капитала и иных финансовых инструментов;
о) взаимодействие с общественными организациями, институтами развития и экспертным сообществом;
п) иные цели, в рамках которых решаются задачи профессионального и финансового роста предпринимателей, повышения их социального статуса, а также престижа осуществления предпринимательской деятельности.
Правительство РФ в своем распоряжении об учреждении АСИ предписывает федеральным органам власти: «во-первых, оказывать всемерную поддержку Агентству в его деятельности; во-вторых, обеспечить взаимодействие с Агентством по вопросам, отнесенным в установленном порядке к его компетенции; в-третьих, направлять по запросу необходимые материалы для проведения Агентством экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; в-четвертых, определить лицо, ответственное за координацию работы Агентства, на уровне заместителя федерального министра».
-
Структура агентства
Первым генеральным директором агентства с 27 июля 2011 года являлся Андрей Никитин. Но после того, как 13 февраля 2017 года указом Президента России он был назначен ВРИО губернатора Новгородской области, его сменила на этой должности Светлана Чупшева, финансист по образованию, до своего прихода в АСИ 11 лет проработавшая в региональных органах власти Самарской области.
Руководство Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов осуществляется при помощи Дирекции, Наблюдательного и Экспертного советов.
Наблюдательный совет агентства - это высший коллегиальный орган управления. Его возглавляет Президент Российской Федерации Владимир Путин, что является свидетельством значимости данной организации в вопросах социально-экономических отношений. Согласно уставу, в состав Наблюдательного совета также входят: помощник президента Российской Федерации, министр экономического развития Российской Федерации, генеральный директор и председатель экспертного совета Агентства. При этом президент РФ входит в состав совета в качестве председателя — с его согласия.
Наблюдательный совет действует на постоянной основе, он созывается его председателем по мере необходимости, не реже одного раза в квартал. Члены совета не получают зарплату за свою деятельность. Состав Наблюдательного совета утверждается правительством Российской Федерации.
По состоянию на январь 2022 года, членами Наблюдательного совета агентства являются: президент РФ Владимир Путин, первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов, президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин, помощник президента РФ Максим Орешкин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева, председатель государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, руководители российских общественных организаций промышленников и предпринимателей, а также ряд губернаторов и глав регионов.
У агентства существует постоянно действующий консультационный коллегиальный орган - Экспертный совет. Он сформирован из представителей экспертного сообщества, проводит экспертизу проектов и инициатив, а также вырабатывает рекомендации по повестке дня заседаний наблюдательного совета и проектам предлагаемых решений совета.
Председатель Экспертного совета входит в состав Наблюдательного совета Агентства. Порядок деятельности экспертного совета определяется Положением об экспертном совете АСИ. Состав совета утверждается дирекцией Агентства. В него входят ведущие представители экспертного, предпринимательского, научного сообществ и органов власти. Они работают на общественных началах, либо на условиях, утверждённых дирекцией Агентства, и могут быть переизбраны неограниченное количество раз.
По состоянию на январь 2022 года, председатель Экспертного совета — Игорь Шувалов. Членами Экспертного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, являются государственные чиновники, руководители ведущих российских вузов, банков, благотворительных фондов, юридических компаний и общественных организаций, учёные, предприниматели и журналисты.
-
Основные направления деятельности Агентства
Помощь АСИ заключается в координации взаимодействия с финансовыми организациями, институтами развития, фондами, координации взаимодействия с органами власти по вопросу оказания мер поддержки, содействии в решении системных проблем (различные барьеры нормативно-правового, административного характера, изменение ГОСТов и т. д.).
Агентство декларирует поддержку проектов по нескольким направлениям:
Новый бизнес. Помощь в продвижении и реализации бизнес-проектов, направленных на внедрение инновационных технологических решений или импортозамещении. Это направление по назначению президента Владимира Путина возглавил в 2011 году Артём Аветисян, которого переназначили в 2020 году ещё на четыре года.
В 2013 году у Агентства появился дополнительный инструмент софинансирования проектов — Фонд МИР (Модернизация. Инновации. Развитие).
Молодые профессионалы. Целью направления декларируется поиск талантливых целеустремлённых лидеров, их развитие и мотивация на работу в России, в том числе посредством создания новых отраслей, внедрения новых практик в университеты, разработки профессиональных стандартов и тиражирования современных практик образования и кадровой работы.
Социальные проекты. Продвижение и тиражирование социально значимых инициатив, вовлечение в работу некоммерческих и частных организаций с целью расширения для граждан возможностей выбора и повышения качества социальных услуг.
Деятельность Агентства осуществляется на основе следующих основных принципов: открытость и публичность, широта общения и общедоступность; гибкость применяемых форм и подходов; профессионализм и компетентность; невмешательство в конкуренцию на рынке.
-
Инициативы Агентства
АСИ в настоящее время реализует 16 инициатив, каждая из которых представлена поиском собственных компетенций:
-
национальная социальная инициатива (НСИ) - это механизм, позволяющий улучшить качество услуг и сервисов в социальной сфере, направленных на удовлетворение потребностей человека в различных жизненных ситуациях; -
библиотека умных решений «Смартека» (направлена на создание механизма регулярного поиска лучших практик социально-экономического развития регионов, «упаковки» их в готовые решения и внедрения в субъектах РФ); -
национальный рейтинг состояния инвестиционного климата (направлен на создание модели выявления и распространения лучших практик в стране через систему рейтингования регионов по ключевым показателям инвестиционного климата, формирование устойчивой и объективной системы оценки усилий органов власти всех уровней по улучшению состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, развитие конкуренции за качество инвестиционного климата на региональном уровне через ежегодную актуализацию рейтинга); -
национальная техническая инициатива (НТИ) (объединение участников экосистемы НТИ для количественного роста предпринимателей, специалистов и экспертов, вовлеченных в развитие компаний, имеющих глобальные амбиции); -
Go Global (сервис позволяющий проектам, решениям и инициативам экосистемы Агентства стратегических инициатив, заинтересованным в международном масштабировании, получить поддержку по выходу и продвижению на внешних рынках); -
поддержка проектов развития внутреннего туризма (направлены на поддержку социально-экономического развития регионов России через развитие малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, создание новых рабочих мест, развитие новых направлений туристического бизнеса, а также вовлечение природных и сельских территорий в экономику регионов); -
100 лидеров развития городов (направлена на разработку и внедрение механизмов поддержки лидеров и активистов городских проектов и городских сообществ, позволяющих им применить талант и опыт в решении проблем и развитии городов, формирование технологии развития города на основе успешно реализованных лидерских проектов для последующего тиражирования); -
LEADER-ID (платформа направленная на организацию системы обмена данными на основе единой идентификации пользователей в информационной системе LEADER-ID, а также упрощение правил и процедур организации обмена данными между участниками экосистемы поддержки технологического предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных, формирование культуры работы с данными и разработку алгоритмов их анализа как элемента поддержки принятия решений); -
точка кипения (направлена на создание инфраструктуры для развития глобальных компаний, подготовки лидеров и активных сообществ, их объединения в целях реализации проектов развития регионов и инициирования технологического и компетентностного потенциала Российской Федерации); -
100 лидеров развития технологий (направлена на создание модели масштабирования и акселерации технологических стартапов и проектов за счет повышения качества взаимодействия участников рынка и улучшения условий доступа отечественных технологических предпринимателей к рынкам, в том числе крупных компаний); -
100 лидеров в социальной сфере (направлена на отбор и акселерацию лидерских проектов, поддержку лидеров и лидерских сообществ за счет внедрения механизмов и инструментов системных изменений, создание навигатора-маршрутизатора по мерам поддержки, типовым решениям, банку проектов и информации о лидере); -
100 лидеров развития новых подходов в образовании (направлена на разработку и внедрение технологии поддержки и масштабирования деятельности лидеров образования, лидерских сообществ, а также лидерских практик, моделей и платформ, нацеленных на развитие образования в целях обеспечения экономического роста и реализации потенциала каждого человека); -
новые возможности в социальной сфере (направлена на формирование возможностей и создание условий (включая внесение изменений в законодательство) для увеличения доли негосударственного сектора в социальной сфере, повышение качества и доступности социальных услуг); -
Волонтерство (направлена на формирование профессионального сообщества волонтеров, создание инструментов работы с сообществом волонтеров: обучающих программ, сборников лучших практик, механизмов мотивации, алгоритмов взаимодействия с органами власти, технологий продвижения); -
ЗА БИЗНЕС (цифровая платформа для обращения предпринимателей, направленная на создание механизма улучшения регуляторной и правоприменительной среды, снятие барьеров для развития бизнеса на основе взаимодействия и получения обратной связи от предпринимателей, формирование новых стандартов работы органов власти с обращениями предпринимателей; -
Data Masters (направлена на совместное решение важных для региона или людей задач с помощью вовлечения IT- и Data-сообществ;
В 2020 году АСИ сосредоточило свое внимание на поддержке проектов, которые были востребованы в период пандемии.
Когда школьников перевели на дистанционное обучение, запущена акция «Помоги учиться дома» и помогли почти полумиллиону детей получить ноутбуки и планшеты. Вместе с партнерами запущена платформа дополнительного образования детей, и это существенно расширило список верифицированных курсов и программ для домашнего изучения.
Агентством вместе с предпринимателями, столкнувшимися с резким падением прибыли из-за снижения спроса, был подготовлен целый ряд предложений в Правительство России. Агентство добилось ряда налоговых послаблений и отмены проверок.
По-настоящему востребованной стала платформа обмена лучшими практиками — «Смартека», где были аккумулированы успешные решения по поддержке различных отраслей и категорий граждан в период пандемии.
Настоящий прорыв совершили целый ряд компаний-участников Национальной технологической инициативы. Медицинские платформы с использованием искусственного интеллекта (такие как Botkin AI) получили финансирование порядка 1,8 млрд рублей. Именно в таком сложном с точки зрения реализации проектов году представлен первый российский образец электромобиля «Кама-1», запущена пилотная сеть 5G, началось тестирование умной дороги на платформе «Автодата», завершен проект «Цифровой РЭС — Крымэнерго».
АСИ особое внимание уделяло проектам, направленным на развитие потенциала регионов, отдельных территорий. Так, Всероссийский конкурс по развитию экотуризма, который был проведен в 2020 году, позволил многим субъектам РФ выявить новые точки роста.
АСИ запустило Национальную социальную инициативу, и, пожалуй, 2020-й еще сильнее укрепил в мысли, что многое в социальной сфере нуждается в переменах. Главное в НСИ — «мы отталкиваемся от потребностей человека».
Важно понять, с какими трудностями сталкиваются граждане в типовых жизненных ситуациях, и разработать план по устранению этих проблем. Удовлетворенность людей услугами в социальной сфере, здравоохранении и образовании — от 35% до 55%, низкий уровень. По итогам проведенной работы АСИ сформулировали основные подходы к реализации НСИ и предложили набор «инструментов» по исправлению ситуации.
Постараться дотянуться до каждого, кто хочет высказаться, вовлечь в диалог, а затем и в совместную работу — это общий принцип АСИ. Почти 15 тысяч предложений поступило на платформу сбора идей в сфере социально-экономического развития страны. Из них отобрано порядка 300 самых перспективных и по каждому ведётся работа.