Файл: Качество правовой информации как проблема современного общества.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
доступ к любым источникам и данным, мгновенная и широкая презентация индивидуальной теоретической или художественной деятельности, свободное самовыражение - как в жанрово-содержательном, так и в аксиологическом отношении, возможность индивидуальных Web -страниц). Таким образом, Интернет радикально и многосторонне трансформирует современное социокультурное пространство - как в социальной, так и в личностной его проекциях.
Обратной стороной позитивных трансформаций современного социокультурного пространства, связанного с феноменом Интернет, является распространение так называемых компьютерных преступлений, то есть противоправных действий, инструментом или объектом которых выступает компьютер или компьютерная сеть. Интернет открывает техническую возможность таких противоправных действий, как: незаконная деятельность в сфере программного обеспечения (так называемое «компьютерное пиратство»); несанкционированный вход в компьютерную сеть с целью разрушения информации (в том числе и распространение программных «вирусов»); несанкционированный доступ к конфиденциальной (частной или корпоративной) информации, который открывает возможности ее использования - от изменения школьных оценок до незаконного доступа к банковским денежным вкладам (так называемое "хакерство"); распространение порно-рекламы и тому подобное. В то же время Интернет может рассматриваться в качестве одного из инструментов борьбы с преступностью, которая ведется через Интерпол.
Как свидетельствует анализ, Интернет является коммуникационным посредником, который позволяет в первую очередь общение многих в определенное время на глобальном уровне. В конце 1995г. - первого года широкого использования «всемирной паутины» - в мире насчитывалось около 156 млн. пользователей компьютерных коммуникационных сетей. В начале 2001 г.. их было около 400 000 000, вероятные прогнозы указывали на около 1000000000 пользователей в 2005 году. И мы можем достичь цифры 2 миллиардов в 2010, отмечает М.Кастельс в своем активе «Интернет и Галактика», даже учитывая замедление распространения Интернета, когда он входит в мир бедности и технологической отсталости. К середине 2000 г число пользователей Интернета достигло 304 млн. человек; до конца 90-х г.г. 88% пользователей Интернета жили в развитых странах, на долю которых приходится около 15% мирового населения. В США и Канаде, где проживает менее 5% жителей планеты, было сосредоточено более 50% пользователей Интернета. В то же время к Интернету было подключено лишь около 1 млн. африканцев и 5,3 млн. южноафриканцев. Интернет может служить своеобразной информационной моделью глобализации в ее нынешнем состоянии. Интернет наглядно демонстрирует, что в сформированном мегаобществе право голоса и гражданства имеет только привилегированное элитарное меньшинство. Однако картина меняется буквально у нас на глазах. В августе 2001 г. общее количество пользователей Интернета выросло до 459 млн. человек, а доля граждан США и Канады снизилась до 40 %. Создавая новую наднациональную реальность, глобализация меняет социальный учет различных обществ.
Информационная революция меняет принципы организации общества: на смену вертикальным иерархиям приходят горизонтальные связи, установленные по собственному выбору и желанию. Мегаобщество - общество глобальных связей, создающих определенные геометрические фигуры. Находясь в постоянном движении, они меняют свою конфигурацию быстро, как в калейдоскопе. Информационная революция революционизирует хозяйственную деятельность, производство товаров и услуг, проникает во все сферы бытия. Интенсивность информационных потоков, многократно ускоряя глобальное распространение знаний и технических достижений, материальных и духовных благ, следует рассматривать в качестве нового стратегического ресурса человечества. В отличие от научно-технических революций прошлого, объектом воздействия информационной революции является не столько материальное производство, сколько само человеческое сознание. Подобно радиации, информационное общество проникает в наше микро пространство, меняя представление о природе, мире и самом себе. Более того, информатизация влияет и на изменения самих механизмов формирования индивидуального, группового, общественного, планетарного сознания. Информационное общество влечет глубокую трансформацию всей системы социальных связей индивида, оно раскрепощает личность, освобождает ее от жесткой привязки к определенной среде, открывает новые возможности выбора жизненных стратегий. В то же время, сформированное информационное общество объективно ставит индивида перед проблемой внутреннего самоопределения, построения своей иерархии идентичностей с целью найти свое место в новом обществе, не теряя себя как личность. Модель общества «органической солидарности», описанного Дюркгеймом, в котором «коллективное сознание» больших социальных сообществ определяет индивидуальное сознание и поведение, которое изменяется моделью общества Зиммеля, представляет собой «сеть» непосредственных межличностных отношений, на основе которых люди вырабатывают свои представления и ориентации.
Таким образом, единый мир возник на основе качественно новых компьютерных технологий, которые породили новые информационные технологии, а те, в свою очередь, качественно изменили природу бизнеса. Информационные технологии стали наиболее прибыльными, наиболее коммерчески эффективными, а информационной элитой стали люди, принимающие участие в формировании сознания. В результате в рамках каждого общества возникло глубокое противоречие между «информационной элитой», которая осуществляет формирование общественного и индивидуального сознания, которая «создает новый мир», и основной массой населения, которая в силу специфики своей деятельности не имеет доступа к информационным технологиям. Обособление во всех странах групп людей, работающих с информационными технологиями, в «информационное общество» неизбежно привело к постепенной концентрации этого сообщества в наиболее развитых странах. Это создало объективно обусловленный технологический разрыв, в первую очередь, между развитыми странами и развивающимися. Данный разрыв закрепился за кардинальные изменения ключевых ресурсов развития человеческого общества, происходящих под влиянием информационных технологий, так как это было не пространство с жестко закрепленным на нем производством, а в первую очередь пространство мобильных финансов и интеллекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В условиях развития информационного общества должна возрастать роль государства в управлении и развитии информационно-технологической революции. Все более приоритетным становится использование информационных технологий для решения важнейших социальных проблем, вырабатываются новые социальные и политические стратегии, направленные на формирование конкурентоспособного продукта российской информационной экономики. Россия должна предусмотреть создание совершенного эффективного пространства, в контексте которого информация преобразуется в общественный ресурс развития.
2. Культура информационного общества - это закономерный этап развития европейской культурной традиции. В современном обществе новые информационные технологии начинают играть культурообразующую роль. На их основе создается особая социокультурная среда, а также новая парадигма информационной культуры общества. Сегодня существует наибольшая вероятность того, что социальной базой информационного общества является элита, которая может привести к формированию культуры информационного общества. В начале XXI в. уровень зрелости информационных процессов в обществе такой, что эта потребность становится насущной, так как от характера развития информационной культуры различных категорий специалистов во многом зависит успешность функционирования экономики, духовной культуры, сферы управления и тому подобное. Повышение уровня информационной культуры общества будет способствовать оптимизации информационной среды, в которой живут и работают люди.
3. Информационная революция - это своеобразное испытание для отечественных реформ, которое порождает различные аспекты социальных и политических последствий информатизации, превращая информационно-коммуникационные технологии в фактор роста качества жизни.
Информационные технологии порождают новые проблемы:
а) информационные технологии привели к появлению информационного оружия и информационного терроризма, которые, в свою очередь, привели к информационным войнам, что ставит перед национальными правительствами серьезные задачи по обеспечению информационной безопасности как в сфере
права (национальное законодательство), так и в сфере практической деятельности;
б) информационные технологии порождают проблему новых виртуальных сообществ, которые возникают на основе как традиционных, так и современных культурных ценностей.
4. Информационные технологии привели к появлению такого нового современного феномена информационного общества, как хакерское движение, что способствовало воздействию принципов и ценностей хакеров на культуру информационного общества.
5. К позитивным последствиям информатизации общества следует отнести - «сетевые объединения» ученых, политиков, бизнесменов и менеджеров, что становится одной из форм нового политического устройства России; к негативным – сетеориентированная война позволяет значительно повысить интенсивность коммуникации между географически разорванными частями, и поэтому существенно повысить скорость реагирования. К современным проблемам становления информационного общества относятся проблемы информационной свободы, задачи формирование целостной личности, преодоление узкого практицизма, которые часто заменяют духовность. Новые информационные технологии - это средства, а не цели образования; качественное образование сегодня - это максимальное развитие творческих возможностей человека, его способности к самообразованию и самообучению как основной ценностной установке в условиях непрерывного образования.
6. Студентов следует обучать критически воспринимать информацию через Интернет, формировать у них понятие авторского права, обсуждать этические проблемы, ведь современная информационная культура не сводится только к навыкам использования информационно-коммуникационных технологий, предоставляет особую актуальность проблемам культурной компетентности личности, формирование не только толерантности к чужим культурам и системам ценностей, но и способности критически оценивать информацию в условиях чрезвычайного давления информационной среды.
7. Интернет - всемирная компьютерная сеть, которая охватывает локальные сети и отдельные компьютеры государственных и частных учреждений, фирм, предприятий, бытовые компьютеры индивидуальных пользователей и функционирует с целью информационного обеспечения клиентов специальными технологиями приема-передачи, обработки и хранения информации.
Можно сделать следующий вывод - информационное право занимает самостоятельное место в системе российского права в качестве комплексной отрасли, его нормы регулируют специфические группы информационных отношений, составляющих обособленный, но тесно взаимосвязанный с иными отраслями права предмет регулирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обратной стороной позитивных трансформаций современного социокультурного пространства, связанного с феноменом Интернет, является распространение так называемых компьютерных преступлений, то есть противоправных действий, инструментом или объектом которых выступает компьютер или компьютерная сеть. Интернет открывает техническую возможность таких противоправных действий, как: незаконная деятельность в сфере программного обеспечения (так называемое «компьютерное пиратство»); несанкционированный вход в компьютерную сеть с целью разрушения информации (в том числе и распространение программных «вирусов»); несанкционированный доступ к конфиденциальной (частной или корпоративной) информации, который открывает возможности ее использования - от изменения школьных оценок до незаконного доступа к банковским денежным вкладам (так называемое "хакерство"); распространение порно-рекламы и тому подобное. В то же время Интернет может рассматриваться в качестве одного из инструментов борьбы с преступностью, которая ведется через Интерпол.
Как свидетельствует анализ, Интернет является коммуникационным посредником, который позволяет в первую очередь общение многих в определенное время на глобальном уровне. В конце 1995г. - первого года широкого использования «всемирной паутины» - в мире насчитывалось около 156 млн. пользователей компьютерных коммуникационных сетей. В начале 2001 г.. их было около 400 000 000, вероятные прогнозы указывали на около 1000000000 пользователей в 2005 году. И мы можем достичь цифры 2 миллиардов в 2010, отмечает М.Кастельс в своем активе «Интернет и Галактика», даже учитывая замедление распространения Интернета, когда он входит в мир бедности и технологической отсталости. К середине 2000 г число пользователей Интернета достигло 304 млн. человек; до конца 90-х г.г. 88% пользователей Интернета жили в развитых странах, на долю которых приходится около 15% мирового населения. В США и Канаде, где проживает менее 5% жителей планеты, было сосредоточено более 50% пользователей Интернета. В то же время к Интернету было подключено лишь около 1 млн. африканцев и 5,3 млн. южноафриканцев. Интернет может служить своеобразной информационной моделью глобализации в ее нынешнем состоянии. Интернет наглядно демонстрирует, что в сформированном мегаобществе право голоса и гражданства имеет только привилегированное элитарное меньшинство. Однако картина меняется буквально у нас на глазах. В августе 2001 г. общее количество пользователей Интернета выросло до 459 млн. человек, а доля граждан США и Канады снизилась до 40 %. Создавая новую наднациональную реальность, глобализация меняет социальный учет различных обществ.
Информационная революция меняет принципы организации общества: на смену вертикальным иерархиям приходят горизонтальные связи, установленные по собственному выбору и желанию. Мегаобщество - общество глобальных связей, создающих определенные геометрические фигуры. Находясь в постоянном движении, они меняют свою конфигурацию быстро, как в калейдоскопе. Информационная революция революционизирует хозяйственную деятельность, производство товаров и услуг, проникает во все сферы бытия. Интенсивность информационных потоков, многократно ускоряя глобальное распространение знаний и технических достижений, материальных и духовных благ, следует рассматривать в качестве нового стратегического ресурса человечества. В отличие от научно-технических революций прошлого, объектом воздействия информационной революции является не столько материальное производство, сколько само человеческое сознание. Подобно радиации, информационное общество проникает в наше микро пространство, меняя представление о природе, мире и самом себе. Более того, информатизация влияет и на изменения самих механизмов формирования индивидуального, группового, общественного, планетарного сознания. Информационное общество влечет глубокую трансформацию всей системы социальных связей индивида, оно раскрепощает личность, освобождает ее от жесткой привязки к определенной среде, открывает новые возможности выбора жизненных стратегий. В то же время, сформированное информационное общество объективно ставит индивида перед проблемой внутреннего самоопределения, построения своей иерархии идентичностей с целью найти свое место в новом обществе, не теряя себя как личность. Модель общества «органической солидарности», описанного Дюркгеймом, в котором «коллективное сознание» больших социальных сообществ определяет индивидуальное сознание и поведение, которое изменяется моделью общества Зиммеля, представляет собой «сеть» непосредственных межличностных отношений, на основе которых люди вырабатывают свои представления и ориентации.
Таким образом, единый мир возник на основе качественно новых компьютерных технологий, которые породили новые информационные технологии, а те, в свою очередь, качественно изменили природу бизнеса. Информационные технологии стали наиболее прибыльными, наиболее коммерчески эффективными, а информационной элитой стали люди, принимающие участие в формировании сознания. В результате в рамках каждого общества возникло глубокое противоречие между «информационной элитой», которая осуществляет формирование общественного и индивидуального сознания, которая «создает новый мир», и основной массой населения, которая в силу специфики своей деятельности не имеет доступа к информационным технологиям. Обособление во всех странах групп людей, работающих с информационными технологиями, в «информационное общество» неизбежно привело к постепенной концентрации этого сообщества в наиболее развитых странах. Это создало объективно обусловленный технологический разрыв, в первую очередь, между развитыми странами и развивающимися. Данный разрыв закрепился за кардинальные изменения ключевых ресурсов развития человеческого общества, происходящих под влиянием информационных технологий, так как это было не пространство с жестко закрепленным на нем производством, а в первую очередь пространство мобильных финансов и интеллекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В условиях развития информационного общества должна возрастать роль государства в управлении и развитии информационно-технологической революции. Все более приоритетным становится использование информационных технологий для решения важнейших социальных проблем, вырабатываются новые социальные и политические стратегии, направленные на формирование конкурентоспособного продукта российской информационной экономики. Россия должна предусмотреть создание совершенного эффективного пространства, в контексте которого информация преобразуется в общественный ресурс развития.
2. Культура информационного общества - это закономерный этап развития европейской культурной традиции. В современном обществе новые информационные технологии начинают играть культурообразующую роль. На их основе создается особая социокультурная среда, а также новая парадигма информационной культуры общества. Сегодня существует наибольшая вероятность того, что социальной базой информационного общества является элита, которая может привести к формированию культуры информационного общества. В начале XXI в. уровень зрелости информационных процессов в обществе такой, что эта потребность становится насущной, так как от характера развития информационной культуры различных категорий специалистов во многом зависит успешность функционирования экономики, духовной культуры, сферы управления и тому подобное. Повышение уровня информационной культуры общества будет способствовать оптимизации информационной среды, в которой живут и работают люди.
3. Информационная революция - это своеобразное испытание для отечественных реформ, которое порождает различные аспекты социальных и политических последствий информатизации, превращая информационно-коммуникационные технологии в фактор роста качества жизни.
Информационные технологии порождают новые проблемы:
а) информационные технологии привели к появлению информационного оружия и информационного терроризма, которые, в свою очередь, привели к информационным войнам, что ставит перед национальными правительствами серьезные задачи по обеспечению информационной безопасности как в сфере
права (национальное законодательство), так и в сфере практической деятельности;
б) информационные технологии порождают проблему новых виртуальных сообществ, которые возникают на основе как традиционных, так и современных культурных ценностей.
4. Информационные технологии привели к появлению такого нового современного феномена информационного общества, как хакерское движение, что способствовало воздействию принципов и ценностей хакеров на культуру информационного общества.
5. К позитивным последствиям информатизации общества следует отнести - «сетевые объединения» ученых, политиков, бизнесменов и менеджеров, что становится одной из форм нового политического устройства России; к негативным – сетеориентированная война позволяет значительно повысить интенсивность коммуникации между географически разорванными частями, и поэтому существенно повысить скорость реагирования. К современным проблемам становления информационного общества относятся проблемы информационной свободы, задачи формирование целостной личности, преодоление узкого практицизма, которые часто заменяют духовность. Новые информационные технологии - это средства, а не цели образования; качественное образование сегодня - это максимальное развитие творческих возможностей человека, его способности к самообразованию и самообучению как основной ценностной установке в условиях непрерывного образования.
6. Студентов следует обучать критически воспринимать информацию через Интернет, формировать у них понятие авторского права, обсуждать этические проблемы, ведь современная информационная культура не сводится только к навыкам использования информационно-коммуникационных технологий, предоставляет особую актуальность проблемам культурной компетентности личности, формирование не только толерантности к чужим культурам и системам ценностей, но и способности критически оценивать информацию в условиях чрезвычайного давления информационной среды.
7. Интернет - всемирная компьютерная сеть, которая охватывает локальные сети и отдельные компьютеры государственных и частных учреждений, фирм, предприятий, бытовые компьютеры индивидуальных пользователей и функционирует с целью информационного обеспечения клиентов специальными технологиями приема-передачи, обработки и хранения информации.
Можно сделать следующий вывод - информационное право занимает самостоятельное место в системе российского права в качестве комплексной отрасли, его нормы регулируют специфические группы информационных отношений, составляющих обособленный, но тесно взаимосвязанный с иными отраслями права предмет регулирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Алексеев С.С. Право: Азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 44-46. -
Общественно-исторические типы страхования. М., 1947. С. 188. -
Батурин Ю.М. Телекоммуникации и право – вопросы стратеги. Центр «Право и СМИ». Серия «Журналистика право». Вып. 26. -
Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991. С.172. -
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.,1995. С.295 -
Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. М., Юристъ. 2005. С.101. -
Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права РФ // Государство и право. 2001, №2. С.14. -
Цыганов В.В. Информационные войны в бизнесе и политике: Теория и методология / В.В. Цыганов, С.Н.Бухарин. - М.: Академический Проект, 2007.- 336 с. -
Бухарин С.Н. Методы и технологии информационных войн / С.Н.Бухарин, В.В.Цыганов. - М.: Академический Проект, 2007. - 382 с. -
Рассолов М. М. Информационное право : учеб. пособие / М. М. Рассолов. – М.: Юристъ, 1999. – 400 с. -
Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов / 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 512 с. -
Топорнин Б. Н. Информационное право / Б. Н. Топорнин / 2-е изд., с изм. и доп. – СПб.: Р. Асланов «Юридический центр Пресс», 2005. – 725 с. -
Бачило И. Л. Свободный доступ к информации и Интернет / И. Л. Бачило // Общественные науки и современность. – 2002. – № 1. – С. 49–67. -
Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права / Ю. М. Батурин. – М.: Юридическая литература, 1991. – 272 с. -
Гаврилов О. А. Основы правовой информатики : учебник для вузов / О. А. Гаврилов. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – 432 с. -
Рассолов М. М. Информационное право : учеб. пособие / М. М. Рассолов. – М.: Юристъ, 1999. – 400 с. ↑
-
Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов / 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 512 с. ↑ -
Топорнин Б. Н. Информационное право / Б. Н. Топорнин / 2-е изд., с изм. и доп. – СПб.: Р. Асланов «Юридический центр Пресс», 2005. – 725 с. ↑ -
Бачило И. Л. Свободный доступ к информации и Интернет / И. Л. Бачило // Общественные науки и современность. – 2002. – № 1. – С. 49–67. ↑ -
Цыганов В.В. Информационные войны в бизнесе и политике: Теория и методология / В.В. Цыганов, С.Н.Бухарин. - М.: Академический Проект, 2007.- 336 с. ↑ -
Бухарин С.Н. Методы и технологии информационных войн / С.Н.Бухарин, В.В.Цыганов. - М.: Академический Проект, 2007. - 382 с. ↑ -
Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права / Ю. М. Батурин. – М.: Юридическая литература, 1991. – 272 с. ↑ -
Гаврилов О. А. Основы правовой информатики : учебник для вузов / О. А. Гаврилов. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – 432 с. ↑ -
Бачило И. Л. Свободный доступ к информации и Интернет / И. Л. Бачило // Общественные науки и современность. – 2002. – № 1. – С. 49–67. ↑ -
Цыганов В.В. Информационные войны в бизнесе и политике: Теория и методология / В.В. Цыганов, С.Н.Бухарин. - М.: Академический Проект, 2007.- 336 с. ↑ -
Алексеев С.С. Право: Азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 44-46. ↑ -
Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. М., Юристъ. 2005. С.101. ↑