Файл: Контрольная работа по дисциплине Системный анализ на тему жкх.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • определение стратегии развития ЖКХ на прогнозируемый период;

  • разработку научно-методического и правового инструментария достижения прогнозируемых целей;

  • создание эффективной системы управления ЖКХ;

  • координацию введения эффективной системы ЖКХ и организацию исполнения федеральных стандартов качества и финансирования жилищно-коммунальных услуг;

  • эффективных научно-технический и образовательный процесс и нормирования рыночных отношении в ЖКХ.

  1. рассматривает задачи субфедерального (регионального) уровня, направленные на разработку косвенных методов управления ЖКХ:

  • утверждение правовой базы функционирования ЖКХ территорий

государственные социальные стандарты, ценовое и тарифное регулирование, лицензирование и сертификация услуг ЖКХ;

  • формирование реестра предприятий и организации естественных локальных монополистов и антимонопольное регулирование их деятельности;

  • организацию работы государственной жилищной инспекции, по сертификации услуг в ЖКХ;

  • лицензированию деятельности по эксплуатации инженерных систем городов;

  • формирование межбюджетных отношений;

  • координацию процессов изменения цен и тарифов на услуги ЖКХ в зависимости от уровня доходов населения и др.

  1. осуществляет функции линейного управления жилищно-коммунальной сферой и решает задачи разработки и утверждения нормативной базы ЖКХ:

  • по ведению реестра муниципальных собственников;

  • по передаче объектов ЖКХ в хозяйственное ведение;

  • по разработке нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, их параметров и количества;

  • по организации функционирования объектов ЖКХ;

  • формирование тарифов и цен на услуги ЖКХ;

  • разработке местных программ реформирования, демонополизации и энергосбережения в ЖКХ;

  • созданию механизмов социальной защиты населения при повышении оплаты жилья;

  • организация контроля качества производимых жилищно-коммунальных услуги работы с обращениями граждан.

  1. решает управленческие задачи по организации производства различных форм собственности с учетом оптимизации затрат, повышение качества обслуживания потребителей и воспроизводства основных фондов ЖКХ.

  2. определяет характерные особенности, связанные с потребление жилищно-коммунальных услуг:


  • формирование договорных отношений по найму, аренде жилья, поставке коммунальных услуг;

  • приватизации жилищного фонда;

  • организацией сбора платежей, предоставление льгот и субсидий по оплате ЖКУ;

  • формирование самоуправление в жилищной сфере;

  • контроль за соблюдение стандартов качества жилищно-коммунальных услуги др.

  1. является инновационным, общественно значимым, звеном эффективной системы управления ЖКХ, которое связывает каждую из вышеуказанных базовых подсистем. Системный анализ конечных результатов работы системы управления позволяет принимать рациональные управленческие решения в каждой из подсистем и создает тем самым «самовоспроизводящуюся» систему управления ЖКХ, отвечающую конечным целям управления – повышению качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей услуг.



  1. Описание внешней среды.


Внешняя среда – совокупность элементов других систем, которые способны оказывать воздействие на исходную систему. Элементы внешней среды системы обладают многочисленными свойствами и находятся в разнообразных отношениях с системой.

  • Государство управляет бюджетом и выделяет деньги на каждое государственное учреждение;

  • Налоговая система осуществляет налогообложение всех предприятий ЖКХ для пополнения бюджета государства;

  • Администрация города выдает предписания, которым подчиняются все учреждения в плане организации работы на территории города.

Взаимодействие системы с внешней средой предопределяет возможности, угрозы, альтернативы, требования системы.

ЖКХ как сложная социально-экономическая система не является закрытой, а значит, подвержена влиянию факторов не только внутренней, но и внешней среды. Основные факторы внешней и внутренней среды, оказывающие воздействие на состояние ЖКХ.

В совокупности внешних факторов можно выделить:

  1. нормативно-правовые, характеризующие особенности нормативного регулирования отрасли и влияющие на формы и методы деятельности ОМСУ2 и хозяйствующих субъектов (состояние нормативной правовой базы, особенности федерального и регионального законодательства, муниципальных нормативно-правовых актов в области экономической, финансовой, тарифной политики и др.);

  2. внешние экономические:

    1. макроокружение, влияющие на процессы формирования и распределения ресурсов на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также определяющие общую рыночную конъюнктуру функционирования ЖКХ (уровень экономического развития региона и муниципального образования, инфляция, стоимость капитала, бюджетная, налоговая, промышленная, инвестиционная, инновационная политика и т. д.);

    2. непосредственное окружение, связанное с потребителями ЖКУ

    3. (уровни финансово-экономического состояния, ожиданий и удовлетворенности потребностей), а также с поставщиками ресурсов.


  1. внешне технологическое, характеризующее изменения состояния ЖКХ вследствие появления инновационных технологий в области строительства, инфраструктуры, управления и т. д.;

  2. прочее, обусловленные вероятностью негативных, чрезвычайных ситуаций природно-климатического и техногенного характера.



  1. Критерии эффективности.


Большинство проблем ЖКХ в России обусловлены неэффективной системой управления. Управление эффективностью жилищно-коммунальных услуг заключается в согласовании, достижении оптимальности между показателями эффективности производителя с одной стороны и показателями потребителя с другой. Инструментами управления эффективностью жилищно-коммунальных услуг являются утвержденные показатели качества жилищно-коммунальных услуг (совокупность социально-экономической и технико-экономической эффективности затрат и нормативы эффективности затрат).

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищно-коммунальные услуги, эффективность. Степень развития и эффективность деятельности жилищно-коммунального хозяйства влияют на уровень и качество жизни населения, санитарно-гигиенические условия его жизни, на производительность труда и степень реальной свободы.

Эффективность предоставления жилищно-коммунальных услуг определяется достижением в интересах общества максимальных результатов при минимальных размерах средств производства и рабочей силы. Но при этом нельзя связать эффективность ЖКУ только с ростом оказываемых услуг и снижением затрат. При определении эффективности важная роль принадлежит социальным последствиям. Большинство экономистов основное внимание уделяют таким аспектам анализа эффективности (критерии эффективности), как:

  • динамика изменения удельных затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

  • финансирование услуг жилищно-коммунального комплекса;

  • изменение кредиторской и дебиторской задолженности, а также убытков жилищно-коммунальных предприятий за текущий год (абсолютные и относительные величины);

  • анализ тарифов и ценообразования на жилищно-коммунальные услуги;

  • доля платежей населения в оплате жилищно-коммунальных услуг;

  • число семей – получателей субсидий и объем бюджетных средств, выделенных на их предоставление;

  • число граждан – получателей льгот и объем бюджетных средств, выделенных на их предоставление из энергосбережения;

  • отношение числа аварий за текущий год к предыдущему;

  • уровень износа систем инженерного обеспечения;

  • объемы капитально отремонтированного и реконструированного жилищного фонда по отношению к предыдущему году и др.


Перечисленные показатели достаточно обосновано могут считаться критериями эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Таким образом, жилищно-коммунальные услуги должны быть не просто экономными – они должны быть оптимальными.
Основными субъектами рынка жилищно-коммунальных услуг являются, с одной стороны, потребители жилищно-коммунальных услуг население и хозяйствующие субъекты, а с другой – производители ЖКУ организации, управляющие жилищным фондом; водоканал, энергосети и т.п.
Каждый из субъектов рынка предъявляет свои требования к эффективности жилищно-коммунальных услуг. С одной стороны, потребитель к основному показателю эффективности потребляемых ЖКУ относит качество жилищно-коммунальных услуг, то есть социально-экономические показатели. С другой стороны, производители к критерию эффективности относят технико-экономические показатели, то есть трансформированное качество на основе исходящих от потребителей социально-экономических показателей.
Следовательно, управление эффективностью жилищно-коммунальных услуг, на наш взгляд, заключается в согласовании представленных сторон, достижении между ними оптимального соотношения.

  1. Определение типа системы.


По природе.

По природе ЖКК представляет собой целостную систему, а не простую сумму отдельных отраслей. Он развивается по свойственным ему объективным законам, а территориальная целостность предопределяет необходимость комплексного подхода к формированию системы управления им. Для построения эффективной системы управления ЖКК необходимо учитывать его особенности как объекта управления, которые определяются прежде всего тем, что это сложный конгломерат предприятий различных отраслей, тесно взаимосвязанных едиными экономическими и социальными целями и задачами.

Характер взаимоотношений со средой.

Среда обязательно воздействует на систему. Сама система представляется некоторой совокупностью сред. По роли среды в жизнедеятельности системы можно выделить две группы систем:

  1. система опирается на внутренние источники развития;

  2. система опирается на внешние источники развития.

При этом между средами и системой существуют взаимодействия, т.е. вектор может быть направлен от среды к системе и от системы к среде.

По степени сложности.

ЖКК это сложная динамичная система под отраслей
, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, расположенного на территории административно-территориального образования. Сложность системы ЖКК состоит в многообразии состава предприятий и организаций, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность – в постоянном развитии городского хозяйства и повышении требований к предоставляемым услугам. Размер и сложность структуры ЖКК полностью зависят от размера и развитости региона, в котором он расположен.

По сфере деятельности (применения).

Деятельность предприятий ЖКХ состоит в следующем:

  1. деятельностью муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цели деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

  2. продукция предприятий ЖКХ, выражена в форме услуги. Например, услуги энергоснабжения заключаются в передаче энергии для целей энергообеспечения;

  3. режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ — оно неравномерно как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами.

По степени организованности.

Нормальное функционирование ЖКК в значительной мере связано с другими отраслями городского хозяйства и системами народнохозяйственного уровня. Некоторые услуги коммунального характера оказываются предприятиями, которые сами не производят продукцию, а являются посредниками между предприятиями-производителями и населением города. Поэтому возникают сложные задачи в организации и управления, распределением, учетом и расчета стоимости предоставленных услуг и произведенных затрат по коммунальным теплоносителям.

Управление осуществляют региональные органы, они же контролируют и санкционируют деятельность подчиненных уровней. По степени организации, который определяет элементы подсистемы. Использовался признак по происхождению (подчинение муниципальных органов региональным, и федеральным. Таким образом каждый элемент подчинен другому, и степень организованности, т.е. степень сложности и сферы влияния.

  1. Определение, обладает ли система свойствами систем.