Файл: Учебное пособие СанктПетербург Издательство спбгэту лэти 2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17
Важно, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объ- екта исследования. Описательное исследование применяется в случае, когда объ- ектом исследования выступает относительно большая общность людей, отлича- ющаяся разнообразными характеристиками (население города, района, области, региона и т. д.). Аналитическое исследование нацелено на выяснение причинно- следственных связей, лежащих в основе распространенности, динамики, ста- бильности или нестабильности изучаемого явления.
Например, если поставлена задача исследовать мотивацию абитуриентов при выборе вуза, то в рамках разведывательного исследования может быть в самом общем виде выявлено намерение выпускников школ получить высшее образование в родном или другом городе, в своей или другой стране. Описа- тельное исследование позволит получить более детализированную информа- цию о группах выпускников, их интересах и предпочтениях, об отношении к высшему образованию и прочее. Аналитическое исследование обратится к выявлению факторов, воздействующих на принятие абитуриентом решения о выборе вуза (например, влияние семьи, доступность информации о вузах, престижность специальности).
В зависимости от периодичности проводимого исследования и изучаемого контингента респондентов выделяют точечное (разовое) и повторное исследо- вания. Разновидностью повторного является трендовое исследование. Оно имеет своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе. Такие исследования проводятся согласно программе в рамках единой генеральной совокупности или на аналогичных выборках с определенным ин- тервалом во времени. Панельное исследование – это многократный анализ од- ного и того же социального объекта (панели) с назначенными временными промежутками по одной и той же программе исследования. В отличие от трен- довых панельные исследования ориентированы на выявление тенденций разви- тия и динамики социального процесса или явления. Перепись населения – при- мер панельного исследования. Еще один вид

лонгитюдное исследование. Оно нацелено на длительное периодическое изучение одних и тех же лиц и влияния на их поведение определенных событий. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до и после наступления события. Лонгитюдные исследования ориен- тированы преимущественно на молодежь, которая является наиболее динамич- но развивающейся возрастной группой.
2.3. Методы сбора первичных данных
Далее непосредственно обращаемся к инструментально-процедурному ас- пекту конкретного социологического исследования, а именно

характеристике методов работы с социологической информацией.


18
2.3.1. Опросные методы социологического исследования
Социологические опросы ориентированы на получение первичной социоло- гической информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения посредством устного или письменного обращения исследователя к ис- следуемой совокупности респондентов с вопросами, содержание которых отра- жает проблему исследования (табл. 1).
Таблица 1
Классификация видов социологического опроса
Основание классификации
Виды опросов
Степень охвата генеральной совокупности
Индивидуальные
Выборочные
Сплошные
Способ коммуникации между респондентом и социологом Анкетные
Интервью
Почтовые
Телефонные
Прессовые
Степень формализации
Свободные
Формализованные
Содержание социологической информации
О фактах, событиях
О поведении людей
О внутреннем мире людей
Тип респондента
Индивидуальные
Групповые
Экспертные
Самым используемым социологическим методом является массовый опрос.
Невозможно обследовать всех людей, поэтому исследование концентрируется на определенной доле всей группы, выборке из общего числа. Выборка или выбо-
рочная совокупность

часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокуп- ности в целом. Чтобы результаты опроса определенной доли населения могли быть распространены на население в целом, выборка должна быть репрезента- тивной, то есть группа исследуемых индивидов должна быть типична для насе- ления в целом. Особенно важна работа со случайной выборкой, в которой проце- дура отбора определяется таким образом, что любой представитель рассматрива- емой группы населения имеет одинаковую вероятность быть в нее включенным.
Выборка может быть квотной, серийной, механической и др.
Основной документ массового опроса – анкета, которая представляет собой объединенный единым исследовательским замыслом, структурно организован-

19 ный набор вопросов, направленных на выявление характеристик предмета ана- лиза (табл. 2).
Таблица 2
Основные типы вопросов в социологических опроса
По степени стандартизации
Открытый
Не содержит готовых вариантов ответа
Закрытый
Предлагает исчерпывающий перечень вариантов ответа
Полузакрытый
Предлагает готовый перечень вариантов ответа, при этом допускается возможность ответа в свободной форме
По особенности конструкции
Поливариантный
Варианты ответа не являются взаимоисключающими, возможно любое сочетание вариантов ответа (вопрос по типу «меню»)
Альтернативный
Ответы на вопросы носят взаимоисключающий характер
Дихотомический
Вопрос типа «да-нет»
Вопрос-шкала
Вопрос с использованием в качестве вариантов ответа порядковой шкалы
Собственно альтернативный
Номинальная шкала с единственно возможным выбором
По цели постановки
Содержательные
Направлены на получение информации об объекте
Разновидности содержательных вопросов
Вопросы о фактах
Направлены на получение социально-демографической и собы- тийной информации; сведений о поведении человека в прошлом и настоящем, о наличии или отсутствии чего-либо в распо- ряжении респондента
Вопросы о знаниях
Могут выступать в виде тестовых заданий. вопросов на самооцен-ку, а также вопросов-«ловушек»
Вопросы о мнениях, оценках, мотивах, установках
Направлены на получение социально-психологической информации об объекте
Вопросы о планах
Содержат проективные ситуации («Если бы...»)
Функциональные
Предназначены для оптимизации хода опроса
Разновидности функциональных вопросов
Функционально- психологические
Предназначены для создания благоприятной психологической атмосферы опроса
Вопросы-фильтры
Дают возможность выделить часть респондентов по опреде- ленному признаку
Вопросы-«глушители»
Используются для нейтрализации предыдущего вопроса (для снятия определенной установки, появившейся в результате ответа на вопрос)
По отношению к личности респондента
Прямые
Обращены непосредственно к личности респондента и предполагают оценку его собственных взглядов, мотивов, причин поведения
Косвенные
(проективные)
Формулируются как суждения о других людях (как правило, для того, чтобы уловить истинные взгляды, мотивы, причины поведения самого респондента)
Введение в анкету вопросов-фильтров и контрольных вопросов решает


20 важную методическую задачу: с помощью первых отбирают только тех респон- дентов, которые обладают интересующей исследователя характеристикой, а с помощью вторых проверяют правдивость и искренность ответа на вопросы.
Экспертный опрос позволяет проверить достоверность и объективность по- лученной информации на основе мнения экспертов – специалистов в определен- ной области деятельности. Процедура получения информации от экспертов называется экспертизой. Она может включать самостоятельное решение экспер- тами поставленных перед ними задач в ходе конкретного социологического ис- следования В прикладной социологии применяется и «дельфийская техника»
(метод Дельфи), когда выработка согласованных мнений достигается путем мно- гократного опроса приглашенных экспертов, в результате чего принимается оп- тимальное решение из числа предложенных.
В зависимости от числа интервьюируемых интервью могут быть инди-
видуальными и групповыми. Обращение к групповому интервью целесооб- разно, если для исследования важны эффекты, возникающие при коллектив- ном обсуждении того или иного вопроса.
2.3.2. Неопросные методы социологического исследования
Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социологической информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации (а не опроса свидетелей) конкретных действий людей или событий в режиме реально- го времени. Исследовательское наблюдение можно классифицировать по раз- личным основаниям (табл. 3).
В самом общем виде процедура социологического наблюдения предусмат- ривает определение цели и задач наблюдения, выбор объекта и предмета наблюдения, ситуации и способа наблюдения. Необходимо также определить единицы наблюдения и индикаторы изучаемых аспектов поведения, способ ре- гистрации наблюдаемого события (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т. п.). Затем данные наблюдения собираются, обрабатываются и ана- лизируются. Выводы представляются в отчете по итогам исследования.
Методически целесообразно, чтобы наблюдение проводил не один человек, а несколько, с последующим сопоставлением и анализом полученных данных.
Исследовательские возможности этого метода ограничены ошибками наблюдения, то есть несоответствием реальности и того, что наблюдается.
Социологический эксперимент нацелен на изучение особенностей дея- тельно ности человека в специально созданных условиях, находящихся под контролем исследователя. Его основная задача – выявление характера воз- действия на деятельность и поведение личности или социальных групп выде-


21 ленных и проверяеемых факторов. Полученная в ходе эксперимента инфор- мация об изменении показателей изучаемого объекта способствует уточне- нию, опровержению или подтверждению исходной гипотезы исследования.
Лабораторный эксперимент – это контролируемый эксперимент, в ходе ко- торого экспериментатор имеет возможность определять и изменять его усло- вия. Экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы
Таблица 3
Виды наблюдений
Основание классификации
Виды наблюдения
Положение наблюдателя относительно наблюдаемых
Включенное: наблюдатель становится членом изучаемой груп- пы, адаптируется в ней и анализирует события изнутри.
Не включенное: наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события со стороны, при этом старается вести себя так, чтобы на него обращали как можно меньше внимания, чтобы уменьшить помехи, вносимые им в наблюдае- мое явление.
Самонаблюдение: наблюдатель регистрирует свои собственные действия и состояния. Используется, как правило, для изучения поведения людей в новых, необычных условиях
Степень осведомленности наблюдаемых о наблюдении
Открытое: наблюдаемые знают о нахождении среди них исследователя, имеют представление о целях его деятельности.
Инкогнито: наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он – один из них
Степень формализованности
Структурированное: проводится в соответствии с четко форма- лизованными процедурами и инструментами; имеется детально разработанный список событий, признаков, которые предстоит наблюдать, а также единообразный кодификатор для регистра- ции наблюдаемых явлений; определены условия и ситуации наблюдения; разработаны инструкции для наблюдателей.
Неструктурированное: большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена
Условия организации
Полевое: осуществляется в обычной социальной жизни.
Лабораторное: проводится в искусственно созданных условиях
Число единиц наблюдения
Сплошное: фиксируются все особенности и проявления деятель- ности человека в течение какого-то определенного периода.
Выборочное: внимание уделяется только тем фактам, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу
Регулярность проведения
Систематическое: регулярная фиксация единиц наблюдения, определенных программой исследования по строгому графику.
Случайное: не предусмотрено исследовательской программой, единицы наблюдения жестко не регламентированы формируются искусственно. Члены группы, как правило, осведомлены об экс- перименте. Он строится по принципу психологического моделирования опре- деленной деятельности, что позволяет в лабораторных условиях изучать какую-


22 либо изолированную часть целостной деятельности с большой точностью реги- страции, замеров и необходимой степенью глубины, а главное, – повторно. По-
левой или естественный эксперимент проводится в естественных условиях, а исследователь занимает позицию наблюдателя, не вмешиваясь в ход событий.
Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов: определение цели, гипотез и задач эксперимента; выбор экспериментальной группы; выбор контрольных, факторных и нейтральных при- знаков; определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситу- ации; выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента; провер- ка эффективности эксперимента.
Недостатки экспериментального метода являются продолжением его досто- инств. Результаты хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они не всегда связаны с реальной жизнью. Следует пом- нить и об этических проблемах, возникающих при экспериментальном манипу- лировании переменными социального окружения.
Контент-анализ – еще один неопросный метод исследования, нацеленный на анализ содержания текстовых источников (различного рода публикаций, до- кладов, писем, протоколов и др.). Это формализованный анализ, в котором ис- пользуется статистический расчет различных объективных характеристик текста
(например, частота публикаций в газете материалов по определенной теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упо- минаний проблем, терминов, имен, географических названий и т. п.). И хотя ана- лизу подвергается текст, подлинной целью является изучение стоящей за ним ре- альности. Потенциальными объектами исследования в контент-анализе могут быть любые документальные источники: книги, газеты, речи, письма, дневники, протоколы интервью, ответы на открытые вопросы анкет, песни, выступления.
Но чаще всего этот метод используется при изучении сообщений, транслируе- мых на аудиторию средствами массовой информации: газет, радио, телевидения.
К числу неопросных методов сбора данных относятся и так называемые
качественные методы социологического исследования.
Метод кейс-стади (case study) ориентирован на глубинное изучение свое- образия объекта. В дневнике наблюдений детально регистрируются как обыч- ные (повседневные), так и экстремальные ситуации в жизнедеятельности объ- екта наблюдения по временным единицам (часы, дни, недели). Все собранные факты комментируются и обсуждаются в группе исследователей. Методами сбора информации служат в основном включенное наблюдение, фокус- интервью или экспертные интервью, анализ документов, фотографии, видеома-