Файл: Учебное пособие СанктПетербург Издательство спбгэту лэти 2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23 териалы. Длительное «погружение» в поле исследования дает возможность все- сторонне рассмотреть каждый случай (обычно до четырех) в единстве его взаи- мосвязей и динамике развития, понять групповые нормы и ценности, структуру ролей, систему властных отношений в процессе повседневного функциониро- вания конкретного социального организма. В результате кейс-стади предлага- ются рекомендации по более успешному функционированию общности.
Этнографические исследования, как правило, имеют описательный ха- рактер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практи- ки определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык, мифы), отличающейся по стилю и образцам поведения от культуры ос- новной массы населения. Источниками информации в этнографическом ис- следовании могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью.
Биографическое исследование ориентировано на выявление социальной идентификации респондента посредством его рассказа о своей жизни. Инте- рес исследователя направлен на изучение способов проживания событий: ин- дивидуальных кризисов, поворотных моментов биографического пути, соци- ально-исторической ситуации. Методами получения информации выступают биографическое интервью, официальные и личные документы, социальная статистика, архивы, данные опросов общественного мнения, описывающие социальный контекст коллективной практики. Данные об истории жизни ча- сто используются в гендерных исследованиях, позволяя изучать особенности мужских и женских моделей поведения в определенных общностях.
2.4. Методы обработки и анализа данных и формы их представления
Основная задача заключительного этапа эмпирического социологическо- го исследования – получение эмпирически обоснованных обобщений, выво- дов и рекомендаций. Под методами анализа и обработки социологической информации понимают способы преобразования эмпирических данных, по- лученных в ходе социологического исследования. Методы обработки пред- ставляют собой, как правило, рутинные механические процедуры преобразо- вания полученной информации. Методы анализа – более сложные процеду- ры преобразования данных, предполагающие интерпретацию, то есть рас- крытие связей исследуемых переменных с помощью математико- статистических методов и процедур логического вывода.
Методы статистического анализа информации включают методы описа- тельной статистики, методы статистики вывода (например, корреляционный,


24 регрессивный, факторный, кластерный, причинный, дисперсионный анализ, многомерное шкалирование и др.), а также методы моделирования и прогно- зирования социальных явлений и процессов (например, анализ временны х рядов, имитационное моделирование, цепи Маркова и пр.).
Итоговый результат конкретного социологического исследования – представление данных в форме научного отчета.
Для повышения надежности результатов социологического исследова- ния как при сборе, так и анализе полученных данных принято сочетать не- сколько методов в рамках одного исследования, чтобы с помощью каждого из них дополнить и проверить другие. Этот процесс получил название, три- ангуляции (от лат. triangulum - треугольник).
Контрольные вопросы:
1. Чем отличается социологическая информация от иных видов информации?
2. Назовите основные этапы проведения конкретного социологического ис- следования.
3. Что такое первичные и вторичные данные в социологии?
4. Перечислите виды опросных методов в социологии.
5. Каковы основные недостатки массовых опросов?
6. Какие основные ошибки может допустить интервьюер?
7. Когда уместно использовать включенное наблюдение?
8. Какие цели преследует социологический эксперимент?
9. С какими трудностями сталкивается социолог при использовании каче- ственных методов исследования?
10. Каковы основные задачи заключительного этапа социологического ис- следования?
Темы для самостоятельной работы:
1. Особенности методологии качественного исследования.
2. Профессия: интервьюер.
3. Контент-анализ молодежных изданий.
4. Самые известные социологические эксперименты.
5. Чем взгляд социолога отличается от взгляда прохожего? (об особенностях социологического наблюдения).
1   2   3   4   5   6   7

Тема 3. ОБЩЕСТВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И ТИПЫ
Ключевые понятия и авторы: общество, социальная реальность, обще- ственно-экономическая формация, социальная система, традиционное обще- ство, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информацион-

25 ное общество. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер, Т. Пар- сонс, Н. Я.Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Д. Белл, О. Тофлер.
3.1. Эволюция научных представлений о сущности общества
Природой общества люди интересовались с древнейших времен. Уже в античности обсуждались различные гипотезы о происхождении и природе человеческого общества. Так, Аристотель объяснял возникновение общества естественной для людей потребностью общения друг с другом. Естественные отношения мужа и жены, родителей и детей, а также господ и рабов создают семью, а общество возникает в результате неуклонного укрупнения семьи.
Средневековые мыслители объясняли природу всего сущего божественным промыслом. Наконец, в Новое время появилась так называемая договорная теория происхождения общества: общество – продукт общественного дого- вора, соучастники которого – индивиды, отчуждающие часть своих прав в пользу государства и соглашающиеся тем самым пребывать в гражданском состоянии. Государство как выражение всеобщей воли (воли народа) ограни- чивает частный произвол индивидов, гарантируя каждому реализацию прав
человека, присущих автономному индивиду (от Бога или по природе).
Принципиально иной подход к пониманию сущности и происхождения общества демонстрирует зарождающаяся социология. Классики социологии, стоящие на различных методологических позициях, были едины в понима- нии общества как продукта естественноисторического развития. Господ- ствующей становится идея социальной эволюции как особой, надорганиче- ской ступени всеобщей эволюции, имеющей свою логику.
Родоначальник социологии и позитивистского направления, француз- ский мыслитель Огюст Конт рассматривал общество как органическое един- ство всего человечества, консолидированное солидарностью, основанной на согласованности функций всех его элементов. Это достигается посредством разделения труда. Становлению нового, индустриального общества, способ- ствовало углубление разделения труда, промышленное развитие на основе научных достижений, прогресс в социальной организации. Недостатком по- добного общества Конт считал нарушение в нем естественного согласия, ко- торое органически объединяет людей в общность. Герберт Спенсер, рассуж- дая об обществе и социальной эволюции, использует заимствованные из био- логии понятия организма, естественного отбора, борьбы за существование.
Следующим важным шагом социологического истолкования природы общества стала концепция социального реализма Эмиля Дюркгейма. Именно
Дюркгейм впервые заговорил о возможности социологического анализа при-


26 роды общества на основе изучения социальных фактов. По его мнению, об- щество не просто совокупность людей, а нечто особое, sui generis – социаль-
ная реальность, созданная солидарностью людей. Механическая солидар- ность подразумевает первобытнообщинное, коллективное сознание, обезли- чивающее индивида. Возникновению нового типа обществ и органической солидарности способствует разделение труда. В этом Дюркгейм видел поло- жительный момент: появляется понятие частной жизни, человек становится свободной личностью. Социальная напряженность при этом растет. Кон- фликты современного общества Дюркгейм объясняет несовершенством раз- деления труда, неизбежным при становлении органической солидарности.
Настоящий переворот во взглядах на общество произвел немецкий мысли- тель Карл Маркс.Согласно разработанной им диалектико-материалистической теории общественно-экономических формаций, социальная эволюция представ- ляет собой закономерный естественноисторический процесс зарождения, расцве- та и упадка разнотипных формаций. В основе этого процесса находится непре- рывный прогресс материальных производительных сил общества, определяю- щий развитие производственных отношений и всего способа производства мате- риальных благ, выступающего экономическим базисом общества. Последний обусловливает характер и содержание социальной, политической, правовой и ду- ховно-идеологической надстроек общества вообще. При этом надстроечные под- системы (в особенности политико-правовая надстройка), в свою очередь, оказы- вают обратное активное воздействие на базис, ускоряя его развитие или препят- ствуя этому. Марксистскую традицию в социологии называют еще кон-
фликтной, поскольку история человечества здесь рассматривается как це- почка сменяющих друг друга посредством революций (антагонистических конфликтов) общественно-экономических формаций.
Своего рода антиподом К. Маркса стал антипозитивист Макс Вебер, развивающий понимающую социологию. Вебер считал понятие общества только удобной для исследователя абстракцией. За общностями, которыми оперирует социолог, нужно уметь увидеть действующих индивидов, имею- щих самые различные мотивы действий, ориентированных на значимый для них в силу традиции или воодушевления, или в силу его законности, обще- ственный порядок. Эти действия могут быть совместными, общностно- ориентированными. Реальным для Вебера выступает исторически индивиду- альное сообщество, консолидированное культурными значениями. Там, где
Маркс усматривал только экономические мотивы – стремление к прибыли,
Вебер пытался показать внутреннюю связь типичных для современного че-


27 ловека мотивов с этическими ценностями, имеющими, в конечном счете, ре- лигиозное оправдание.
В ХХ в. Талкотт Парсонс

основатель структурно-функционального анализа общества, предложил рассматривать общество как систему. Способ- ность социальной системы к самоорганизации и саморазвитию реализуется за счет выполнения фундаментальных функциональных требований: приспо- собления к меняющимся условиям среды, целеполагания, интеграции и под- держания образца (самосохранения).
Что же обеспечивает консолидацию людей в сплоченные сообщества?
Это общие интересы, формирующиеся в совместной жизнедеятельности лю- дей, социальная солидарность как выражение их коллективного сознания, противостоящего природному эгоизму отдельных индивидов, объединяющие ценности, нормативный порядок, сознание принадлежности (национальной, этнической, культурной).
Общество – социальная система, основанием которой является устойчи- вая и крупная совокупность людей, объединенных, как правило, на одной территории естественноисторически сложившимися формами совместной жизнедеятельности и способами совместного удовлетворения своих коллек- тивных нужд, интересов и потребностей на основе выработанных ими ценно- стей, норм, институтов, характеризующаяся самоорганизацией, самовоспро- изводством, саморегуляцией и саморазвитием.
В ходе исторического развития общество усложняется, возрастает раз- нообразие социальных систем, требующее новых форм интеграции.
3.2. Структура общества
Социальной структурой называют устойчивую связь элементов соци- альной системы. Социальная структура напоминает своего рода анатомиче- ский скелет общества. Это не просто совокупность элементов социума, но и его внутренние организация и строение, законы связи и расположения соци- альных элементов и подсистем в составе общества. Элементами социальной
структуры выступают человеческие индивиды, социальные общности и коллективы, институты (семья, церковь, государство), процессы в единстве с нормами, их регулирующими, ментальные или духовные интересы, ценно- сти, идеологические воззрения, религиозные верования, знания. Наконец, сюда же следует отнести инфраструктурные и материально-вещественные компоненты, являющиеся продуктами материальной культуры.