Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологическая супервизия
323
вор, редко возвращается к нему (больше не выходит на связь), и я не знаю, что с ним дальше, помогла ему беседа со мной или нет.
Вопросы к супервизируемому С.Х.:
1. А вообще Вам нравится то дело, которым Вы занимаетесь?
С.Х.: Да, мне нравится эта работа, хочется помогать людям, оказав- шимся в трудной ситуации.
2. А Вы в полной мере осознали специфику помощи по телефону и трудности, с этим связанные?
С.Х.: Мне кажется, что да.
Супервизор: Готовы ли супервизируемый и остальные участники супер- визии сформулировать проблему – поставить супервизорский диагноз?
Комментарии супервизора: На данной фазе каждый участник су- первизии (пока за исключением супервизора) пытается (по очереди, по кругу) сформулировать проблему супервизируемого, представившего свой случай, его «то», с чем он действительно пришел на супер-визию и в чем ему может помочь участие в супервизии.
Супервизируемый слушает формулировки всех участников супер- визии. В конце он может задавать встречные вопросы к ним, комменти- рует их формулировки его проблемы и дает свой вариант формулировки своей проблемы, как он ее видит на данном этапе супервизии.
Комментарии супервизора: Можно ли считать, что проблеме постав- лен супервизорский диагноз, что она четко, ясно и кратко сформулирова- на и мы можем двигаться дальше? Помните, третий шаг, или фаза, супер- визии должна завершиться именно точной формулировкой проблемы (в данном случае в понятиях бихевиорально-когнитивной терапии и кон- сультирования). Не сформулировав проблемы, нельзя ни в коем случае двигаться дальше, так как это бессмысленно, поскольку остается неяс- ным, что и как надо изменять, какую проблему решать. 50% успеха в су- первизии, как и в оказании психологической помощи (консультирование и психотерапия), обеспечивает точное представление о проблеме и воз- действие на нее.
Супервизор: Если участники супервизии готовы сформулировать про- блему (в том числе и супервизируемый С.Х.), то формулируем ее и пере- ходим к следующей фазе супервизии, если нет, то можно еще задать уточняющие вопросы супервизируемому С.Х.
Поскольку вопросы исчерпаны, можно переходить к формулировке проблемы супервизируемого С.Х.
«Формулировка проблемы супервизируемого С.Х.»:

Г.В. Залевский. Избранные труды
324
Супервизор:
1. Все без исключения участники супервизии по очереди или по кругу предлагают свои формулировки проблемы супервизируемого С.Х.
2. Затем свою формулировку предлагает супервизируемый.
3. После этого идет согласование позиций и мнений и осуществляется согласованная формулировка проблемы супервизируемого С.Х.
Комментарии супервизора: 1. В какой сфере следует искать пробле- му – с позиции бихевиорально-когнитивной психотерапии и консульти- рования? Конечно, в личностно-профессиональной сфере; в анализе про- фессионального поведения супервизируемого (психолога-професси- онала), понимаемого как единство трех компонентов – когнитивного, эмотивного и собственно поведенческого – вербального и невербального.
А в поведении следует искать главное – «нить Ариадны», по которой мы добираемся до того, что опосредует реакции супервизи-руемого (его эмоции и чувства и собственно поведение) при встрече с конкретной профессиональной ситуацией.
2. В соответствии с бихевиорально-когнитивным подходом проблему надо искать в сфере когниций – идей, мыслей, убеждений, позиций, уста- новок и т.д. Можно сформулировать кратко: «Ищите мысль!» («Cherche la cognition!»).
3. Надо помнить, что проблема супервизируемого, как, впрочем, и клиента, может принимать вид матрешки, а значит, имеет некое струк- турно-уровневое строение. Следовательно, надо всегда добираться до самой сердцевины матрешки – до самой маленькой, но самой главной, до центральной когниции, которая уже тесно спаяна с сущностью самой личности супервизируемого. Значит, нужно двигаться в глубины лично- сти – вниз по когнитивным уровням проблемы: от когниций-значений к когнициям-ценностям и, наконец, к ког-нициям-смыслам (когнициям должествования – когнициям-обязуми-ям, по Эллису, или к когнитивным картам/схемам, по А. Беку).
Супервизируемая С.Х.: Моя проблема в том, что я очень переживаю,
если не удается эффективно помочь клиенту или оценить эту эффек-
тивность, а также в связи с невысокой оценкой моей работы со сторо-
ны руководителя.
Супервизор: Можно ли считать, что свою проблему, с которой надо рабо- тать дальше, С.Х. сформулировала окончательно? Ведь мы слышим только о переживаниях, эмоциях и чувствах. Мы знаем о профессиональной ситуации супервизируемой. Но пока не ясны те аспекты ее профессионального пове-


Психологическая супервизия
325
дения, которые стоят между ситуацией и переживаниями, эмоциями. И этот аспект когнитивный (ищите когниции!). Напоминаю, что формулировка проблемы может быть на уровне когниций-значений (иррациональные ко- гниции-мысли, по Эллису, неадекватные или ошибочные когниции, по Бе- ку), а могут достигать уровня когниций-ценностей и смыслов (когниций- долженствования/обязумия – триада когниций-долженствований, по Эллису, когнитивных карт/схем – когнитивная триада при депрессиях, по Беку).
Теперь каждый из присутствующих предлагает свою формулировку проблемы С.Х.
Участники супервизии пытаются предложить каждый свою формули- ровку проблемы С.Х. Затем предлагает свою формулировку и супервизи- руемый.
Супервизируемая С.Х.: Моя проблема в том, что мне, несмотря ни на
что, нравится моя работа, я хочу здесь работать, а потому я так бо-
лезненно отношусь к тому, как и что получается, к оценке моей работы.
Любая неудача или негативная оценка меня сильно расстраивает, сни-
жает мою самооценку. А мне хотелось, чтобы у меня все и всегда полу-
чалось и меня всегда за это высоко оценивали.
Комментарии супервизора: Мне кажется, что С.Х. начинает ухваты- вать эту самую «нить Ариадны» – свои иррациональные, неадекватные мысли или, как говорил Бек, когнитивные ошибки на глубоком, уже лич- ностном, уровне когниций-ценностей. Давайте же придем к окончатель- ной формулировке проблемы, мы уже близки к ней. Она должна быть выражена довольно кратко и на смысловом уровне.
Участники супервизии предлагают свои окончательные формулиров- ки проблемы С.Х. Дает свое определение и С.Х.
Супервизор: Теперь С.Х. озвучит согласованную формулировку своей проблемы, которая и станет предметом дальнейшего процесса супервизии.
Супервизируемая С.Х.: Моя проблема в моих мыслях о том, что, во-
первых, у меня все должно получаться, я должна эффективно помогать
всегда и не допускать ошибок, а во-вторых, если так не получается, то
это чуть ли не катастрофа для меня.
Супервизор: Если проблема сформулирована и супервизируемая (су- первизируемые) и супервизор согласны с такой формулировкой, то осу- ществляется переход на следующую фазу супервизии – к обсуждению программы решения проблемы: цели, методов, обратной связи, оценки эффективности (4-я фаза). В данном случае программа, как и ее решение, основана на принципах бихевиорально-когнитивного подхода.


Г.В. Залевский. Избранные труды
326
Четвертая фаза (шаг): обсуждение программы решения проблемы.
Например, в случае С.Х.:
– Цель – изменить иррациональные (неадекватные, неправильные, ошибочные) когниции на уровне ценностей и личностных смыслов
(например, неудача в консультировании или негативная оценка – это не приговор, всем свойственно ошибаться) на рациональные.
– Метод: Сократовский диалог в разных его вариантах.
– Обратная связь – через домашние задания.
– Оценка эффективности – через оценку владения техниками самопо- мощи, субъективный отчет о психологическом самочувствии и конкрет- ном поведении в «проблемных ситуациях».
Супервизор: После согласования программы решения проблемы су- первизируемой С.Х. процесс супервизии переходит на стадию осуществ- ления решения этой конкретной проблемы (пятая фаза).
Пятая фаза (шаг): процесс решения проблемы.
Например, в случае С.Х.:
Супервизор: Итак, Вы работаете психологом-консультантом в службе
«Телефон доверия». Чувствуете разочарование в себе как специалисте.
Снижена профессиональная самооценка, переживаете как профессио- нальную, так и личную несостоятельность. Правильно ли я Вас понял?
С.Х.: Да, именно с этим я пришла на супервизию, так я первоначально формулировала свою проблему.
Супервизор: Скажите, пожалуйста, какие мысли приходят Вам в голо- ву, когда в момент звонка и Вашего разговора с клиентом появляется руководитель службы? Кстати, это случается часто, каждый раз?
С.Х.: Чаще всего такие: Вот заявилась, контролировать и оценивать будет, как я работаю, как разговариваю и т.д.
Супервизор: Она как-то вмешивается в Ваш разговор, поправляет, подсказывает, как-то невербально реагирует, комментирует, негативно критически оценивает после Вашего разговора или работы?
С.Х.: Практически этого всего нет, но все равно я чувствую опреде- ленный дискомфорт, раздражаюсь, злюсь.
Супервизор: Так какие у Вас основания думать, что Вас контролируют с целью только критически оценить? Были случаи, когда Ваш опыт рабо- ты или что-то из него передавалось коллегам как нечто положительное?
С.Х.: Иногда бывает.
Супервизор: Может быть, руководитель Вашей службы накапливает лучший опыт своих работников? Кстати, он приходит только к Вам, ко-

Психологическая супервизия
327
гда Вы работаете, или к другим тоже? Вы не пытались все-таки прояс- нить этот вопрос с ним или с другими коллегами?
С.Х.: Вообще-то ходит и к другим тоже. Но мне кажется, что ко мне чаще. Правда, не знаю, как другие на это реагируют. С руководителем я этот вопрос не обсуждала.
Супервизор: Есть убедительные подтверждения Вашим мыслям или это только Ваши предположения?
С.Х.: Мне так казалось, возможно, это предположения.
Супервизор: А Вы можете еще назвать аргументы или факты, говоря- щие о том, что Ваши мысли являются все-таки предположениями, а зна- чит, не отвечающими действительности, т.е. иррациональными?
С.Х.: Да, например, во время так называемых методических семина- ров сотрудников службы бывает, что достается и другим, в том числе тем, кто «похихикивает», как я об этом раньше рассказывала.
Супервизор: Бывает, что на тех же семинарах сотрудников службы го- ворят о трудностях и специфике телефонного консультирования и другие сотрудники?
С.Х.: Бывает, конечно, и плачут, и жалуются, а некоторые уходят во- обще.
Супервизор: Это значит, что не только Вам трудно и не все удается?
С.Х.: Выходит, что так.
Супервизор: Предположим, что Вам чаще, чем другим, что-то не уда- ется в работе или к Вам не совсем справедливо руководитель относится, но почему это Вас так расстраивает? Почему Вы считаете, что Вам долж- но все всегда удаваться, Вы должны всегда быть эффективны или к Вам должны все только положительно относиться, Вас высоко оценивать?
С.Х.: Потому, что я должна быть во всем на высоте, в том числе в профессии, другие должны меня обязательно уважать, а если этого нет, значит, я ничто, грош мне цена, а все вокруг вряд ли хорошие люди.
Супервизор: Да, но Вы тоже человек, как и все остальные, Вы можете и ошибаться, как и все остальные, не правда ли? Вы же, в конце концов, не Бог, хотя и он, говорят, сожалел на седьмой день Творения, что со- вершил ошибку, создав человека.
С.Х.: Наверное, Вы правы. Да и люди вокруг, наверное, мне тоже ни- чего не должны, как и я им.
Супервизор: Тогда на этом остановимся сейчас, хотя, конечно, Вы продолжите размышлять в таком позитивном ключе и после нашего раз- говора.


Г.В. Залевский. Избранные труды
328
А теперь перейдем к шестой фазе, подводящей итог работы с данным конкретным случаем.
Шестая фаза (шаг): оценка процесса супервизии – психодиагности- ки и психоинтервенции и ее эффекта.
Комментарии супервизора. На данной фазе процесса супервизии идет оценка самого процесса, действий и поведения или стиля супервизора и супервизируемых, а также оценка эффективности супервизии. Обсужда- ются другие возможные варианты процесса супервизии, методов измене- ния поведения (когнитивного аспекта, от него – к эмоциональному состо- янию и собственно поведению) супервизируемого С.Х. Обсуждаются пожелания и рекомендации по следующему случаю и работы с ним.
Надо помнить, что процесс супервизии обычно реализуется не в пре- делах одной встречи, конечно, что определяется конкретным случаем
(случаями) и контрактом, заключаемым между супервизором и суперви- зируемым(и).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическая супервизия все больше входит в профессиональную жизнь психологов-практиков, и вообще тех специалистов, которые рабо- тают в сфере так называемых помогающих профессий, т.е. работают с людьми, воздействуют на людей помогают людям: учат, управляют, пси- хологически поддерживают, консультируют, лечат и т.д.
В данной книге мы говорим о профессионально-личностных или лич- ностно-профессиональных трудностях практикующих психологов (кон- сультантов и психотерапевтов), поскольку в их профессиональную дея- тельность интимно включается и их личность. Их труд – это во многом
«работа сердца с сердцем», это большая нагрузка, прежде всего, на пси- хику профессионала, его душевное и духовное здоровье. В связи с этим и нередки случаи нарушения их профессионального здоровья в виде син- дрома эмоционального выгорания (СЭВ), вплоть до невротических и де- прессивных состояний, а также случаи профессиональной деформации
(Залевский и др., 2001; Залевский, 2010 и др.).
Именно психологическая супервизия и предназначена для того, чтобы на любом этапе профессионального становления и деятельности помочь будущим специалистам и уже работающим (даже с большим стажем ра- боты) решить их профессионально-личностные проблемы и тем самым

Психологическая супервизия
329
профилактировать профессионально-личностную дезадаптацию и де- формацию. В конечном итоге, это должно привести к повышению каче- ства оказания профессиональной помощи клиентам и пациентам. В США и Европе участие в супервизии стало обязательным, это, своего рода, знак качества профессиональной практики, оказания психологических услуг.
Можно надеяться, что супервизия войдет в качестве обязательного предмета при подготовке всех специалистов из сферы «помогающих профессий», а также станет обязательной составляющей системы повы- шения их квалификации. Свидетельства тому, что мы движемся в этом направлении, уже имеются, что очень обнадеживает.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ)
Гризингер В. Душевные болезни. СПб., 1881.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. Иркутск : Вост.-Сиб. изд- во, 1976.
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск : Изд-во
ТГУ, 1993.
Залевский Г.В. Предубеждения, этнические стереотипы как проблема антро- пологической психологии // Сибирский психологический журнал. Вып. 2. 1996.
С. 70–80.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и группо- вых систем. Москва : Мысль ; Томск : Томский государственный университет,
2004. 458 с.
Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию: электронный ресурс.
Томск : ИДО ТГУ, 2006.
Залевский Г.В. Объяснение и понимание в психологии // Теория и методоло- гия в психологии. Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А.Л. Журавлев,
А.В. Юревич. М. : ИП РАН, 2007. С. 195–222.
Залевский Г.В. Объяснение и понимание против «циклопной» психологии //
Теория и история психологии. Барнаул, 2001.
Залевский Г.В., Роговин М.С. Фиксированные формы поведения и их значе- ние для неврологической и психиатрической клиники // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1970. Вып. 8, 9, 11.
Залевский Г.В., Суховершин А.В. 29-й Конгресс Европейской Ассоциации бихевиорально-когнитивной психотерапии // Сибирский психологический жур- нал. 1999. Вып. 11. С. 137–138.
Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Школа и здоровье учащихся: «школьный невроз» как следствие деструктивного поведения учителя // Сибирский психоло- гический журнал. 2010. № 36. С. 7–13.


Г.В. Залевский. Избранные труды
330
Клюева А. Понимание и объяснение в психологическом консультировании //
Методология и история психологии. М., 2008.
Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
Мельченко Н.И. (ред.) Психолог в здравоохранении. Вопросы диагностики, коррекции и супервизии. Самара : Изд-во СамГПУ, 1999.
Перлз Ф. и др. Опыты психологии самопознания. М., 1993.
Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969.
Роговин М.С. Структурно-уровневая теория в психологии. Методологические основы. Ярославль, 1977.
Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основания психологического и психопатологического исследования. Томск : Томский государственный универ- ситет, 1988. 233 с.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1959.
Сибирский психологический журнал. 2000. Вып. 13. С. 100–107.
Ухтомский А.А. Письма // Пути в незнакомое. М., 1973. С. 371–435.

Содержание
331
СОДЕРЖАНИЕ
Том четвертый
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ БИХЕВИОРАЛЬНО-КОГНИТИВНОЙ
ТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ........................................................
3
Предисловие .....................................................................................................
5
Введение ............................................................................................................
6
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   34