Файл: Г. В. Залевский избранные труды в шести томах Том четвертый Психологическая практика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 1. К истории развития современной
бихевиорально-когнитивной терапии (СБКТ) .......................................
9 1.1. Начальная фаза развития: роль классического обусловливания .......
1.2. Влияние оперантных методов научения на развитие СБКТ ..............
1.3. Сближение поведенческих и когнитивных подходов ........................
1.4. Заблуждения и предубеждения относительно СБКТ .........................
1.5. Особенности СБКТ и ее отличия от других психотерапий ...............
9 14 16 19 20
Глава 2. Основания, механизмы и принципы СБКТ .............................. 27 2.1. Психологические основания (теории научения: от линейной
S-R модели до системных моделей) ......................................................... 27 2.1.1. Классическое обусловливание (рефлекторное/ответное научение) ..................................................................................................
2.1.2. Оперантное обусловливание (инструментальное научение) ........
28 31 2.2. Когнитивные теории научения ............................................................. 38 2.2.1. Принципы когнитивной теории научения ......................................
2.2.2. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис) ..................................
2.2.3. Когнитивная терапия (А. Бек) .........................................................
38 40 46 2.3. Когнитивно-cоциальные теории научения .......................................... 50 2.3.1. «Модельное научение» (А. Бандура) .............................................. 50 2.3.2. Другие методы социально-когнитивного научения ...................... 51 2.4. Личность в контексте современной бихевиорально-когнитивной терапии ........................................................................................................ 54 2.4.1. К определению понятия личности ..................................................
2.4.2. Можно ли изменить личность? ........................................................
2.4.3. Подходы к проблеме изменения личности/поведения в контексте СБКТ .....................................................................................
54 56 62 2.5. Фиксированные формы поведения (ФФП) и СБКТ ............................ 75 2.6. Основные правила (девизы) самоменеджмента СБКТ ....................... 82
Глава 3. Методы современной бихевиорально-когнитивной
терапии ........................................................................................................... 94 3.1. Методы на основе классического обусловливания ............................ 94 3.1.1. Систематическая десенсибилизация ...............................................
3.1.2. Стимульная конфронтация и помехи реагированию ....................
94 104

Г.В. Залевский. Избранные труды
332 3.2. Методы на основе оперантного обусловливания ................................ 105 3.2.1. Метод жетонов ..................................................................................
3.2.2. Поведенческие или контингентные договора ................................
3.2.3. Наказание ...........................................................................................
3.2.4. Угашение ...........................................................................................
3.2.5. Стимульный контроль ......................................................................
3.2.6. Скрытая сенсибилизация .................................................................
3.2.7. Методы формирования поведения ..................................................
106 107 107 108 109 110 111 3.3. Когнитивные и социально-когнитивные методы ................................ 112 3.3.1. Рационально-эмотивная терапия А. Эллиса ...................................
3.3.2. Когнитивная терапия А. Бека ..........................................................
3.3.3. Другие когнитивные и социально-когнитивные методы ..............
112 115 117
Глава 4. Другие аспекты современной бихевиорально-когнитивной
терапии (СБКТ) ............................................................................................ 128 4.1. Психотерапевт – клиент/пациент отношения ...................................... 128 4.2. Этические вопросы ................................................................................. 132 4.3. Правовые вопросы .................................................................................. 133 4.4. Супервизия в системе подготовки и повышения квалификации по СБКТ ....................................................................................................... 138
Литература ....................................................................................................... 142
КОГНИТИВНО-БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ТЕРАПИИ
И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ
(в соавт. с Н.В. Казанцевой) ............................................................................... 149
Часть 1 .......................................................................................................................... 151
Часть 2 .......................................................................................................................... 163
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ ДЕПРЕССИЯХ
(По материалам зарубежных исследований) ................................................ 169
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЛИЧНОСТИ
(в соавт. с Питером Шюлером) ......................................................................... 181
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУПЕРВИЗИЯ ................................................................ 187
Введение .................................................................................................................... 189
1. История развития и современные представления о супервизии ...... 194 1.1. К истории развития супервизии ............................................................ 194 1.2. Дефиниции супервизии ......................................................................... 195
2. Супервизия: цели, функции, формы и сферы применения ................ 201 2.1. Цели и функции супервизии ................................................................. 201 2.2. Возможные деструктивные функции супервизии .............................. 203 2.3. Формы супервизии ................................................................................. 204


Содержание
333 2.4. Супервизия и родственные формы профессиональной деятельности ............................................................................................... 208 2.5. Области применения супервизии ......................................................... 210
3. Концепции и модели супервизии ............................................................. 213 3.1. К постановке проблемы ......................................................................... 213 3.2. Специфически-ориентированные, или «школьные», модели ............ 214 3.3. Развивающие модели супервизии ......................................................... 232
4. Супервизорские роли, стратегии и стили .............................................. 241 4.1. Супервизорские роли и стратегии ........................................................ 241 4.2. Супервизорские стили ........................................................................... 244
5. Основные правила (девизы) супервизии в контексте
современной бихевиорально-когнитивной терапии
и консультирования .................................................................................... 247
6. Личность супервизора и отношения «супервизор –
супервизируемый» ....................................................................................... 262 6.1. Личность супервизора ............................................................................ 262 6.2. Фиксированные формы профессионального поведения в контексте супервизии .............................................................................. 265 6.3. Отношения «супервизор – супервизируемый» ................................... 272 6.3.1. К постановке проблемы ...................................................................
6.3.2. Факторы, влияющие на супервизорские отношения .....................
6.3.3. Потребности супервизируемых .......................................................
272 273 281
7. Супервизия как процесс (шесть шагов супервизии) ........................... 282
8. Методы психологической супервизии .................................................... 286 8.1. Общее представление о методах супервизии ...................................... 286 8.2. Методы супервизии в контексте бихевиорально-когнитивной терапии ........................................................................................................ 286
9. Супервизия: практика в поисках теории ............................................... 289
10. Этические и правовые проблемы супервизорской практики .......... 297 10.1. Этические проблемы супервизии ....................................................... 297 10.2. Правовые проблемы супервизии ........................................................ 308 10.2.1. Заключение контракта .................................................................... 308 10.2.2. Проект закона «О психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью» ...................... 309
11. Супервизорская практика (из опыта работы) .................................... 314 11.1. Индивидуальная супервизия в групповой форме (работа с индивидуальным случаем) ...................................................................... 314 11.2. Поиски и формулировка проблем(ы) ................................................. 319
Заключение ....................................................................................................... 328
Список рекомендуемой литературы (дополнительная) .......................... 329


Г.В. Залевский. Избранные труды
334
Научное издание
Г.В. Залевский
ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ
В шести томах
Том четвертый
Психологическая практика и супервизия
Ответственный за издание – К.Г. Шилько
Оригинал-макет А.И. Лелоюр
Дизайн обложки А.В. Бабенко
Подписано к печати 21.01.2013 г. Формат 60х84 1
/
16
Бумага офсетная. Гарнитура Times.
Усл. печ. л. 19,5.
Тираж 100 экз. Заказ № 289.
Отпечатано на оборудовании редакционно-издательского отдела
Томского государственного университета
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36. Корп. 4. Оф. 011
Тел. 8+(382-2)–52-98-49

Содержание
335

Г.В. Залевский. Избранные труды
336