Файл: Билет 1 Что такое фольклор Назови жанры устного народного творчества. Что такое пословица Примеры. И. А. Крылов. Слово о писателе. Что такое басня, мораль Выразительное чтение одной из басен на выбор Ответы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тема человеческого неравнодушия, доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.
Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.
Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.
Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?
Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека. Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века.
3).Слово о поэте-фронтовике Константине Симонове. “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”. Стихотворение наизусть (отрывок) и его анализ.
Константин Михайлович Симонов (Кирилл Михайлович Симонов) (1915–1979 гг.) – известный советский писатель, общественный деятель, военный корреспондент, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Герой Социалистического Труда. Ему принадлежит авторство известного стихотворения «Жди меня». После окончания семи лет школы писатель обучался специальности токаря. В 1931 году в жизни Симонова происходит важное событие – писатель переезжает в Москву, после чего, до 1935 года он работает на заводе. Примерно в то же время были написаны первые стихотворения Симонова, а напечатали его произведения впервые в 1936 году. После получения высшего образования в Литературном институте имени Горького (1938 г.) и окончания аспирантуры, отправился на фронт в Монголию. За всю жизнь Константин Михайлович Симонов получил несколько военных званий, самым высоким из которых стало звание полковника, присвоенное писателю уже после окончания войны. Одними из известных военных произведений Симонова стали: «Жди меня», «Война», «Русские люди». После войны в биографии Константина Симонова наступил период командировок: он ездил в США, Японию, Китай, два года жил в Ташкенте. Работал главным редактором «Литературной газеты», журнала «Новый мир», входил в состав Союза писателей. По многим произведениям Симонова были сняты фильмы. Его именем названы улицы в Москве и Могилеве, Волгограде, Казани, Кривом Роге и Краснодарском крае. Также в его честь названа библиотека в Москве, установлены мемориальные доски в Рязани и Москве, названы его именем теплоход и астероид.
«Ты помнишь ,Алёша, дороги Смоленщины»
История создания – произведение написано в самом начале войны, в 1941 году.
Тема стихотворения – величие русской земли и её народа, который может выдержать все.
Эпитеты – “злые дожди”, “усталые женщины”, “русская околица”, “дорожная тоска”, “вдовья слеза”, “бабье чутьё”, “горькая земля“.
Сравнения – “прижав кринки как детей”, “как на смерть одетый”.
Метафоры – “тракт, измеренный слезами”, “плачущий по мёртвому девичий крик”, “война на просёлках свела”
.
Олицетворения – “говорили пажити”, “говорили леса”, “голоса идут”, “пули милуют”.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Билет№ 16
1. Родная природа в русской поэзии 20 века. С. Есенин. Слово о поэте. Чувство любви к природе и родине. Чтение наизусть и анализ стихотворения «Пороша»
2.Соотнеси героев произведений и названия
3.Расположите в правильном порядке элементы композиции:
завязка, экспозиция, развязка, кульминация, развитие сюжета.
Ответы:
1) Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове, Рязанской губернии, в семье крестьян. Будущий поэт окончил четырехклассное сельское училище, а затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году он переезжает в Москву. Здесь он работал в книжном магазине, а потом — в типографии И. Д. Сытина. Позже вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. В ночь на 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» в Ленинграде Сергея Есенина нашли мертвым. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.
Лирика Есенина пронизана любовью к родной земле, верой в ее светлое будущее и отличается простотой формы. Тема родины в поэзии Есенина слита с темой природы. Размышления о собственной судьбе переходят в размышления о судьбе родины. Родная природа для поэта – это рай для души, успокоение и умиротворение. Любая пора года, любое природное состояние описываются автором с любовью и нежностью. Есенинские поэтические «пейзажи» наполнены цветом и звуками, что позволяет читателю «видеть» создаваемые поэтом картины. Стихотворение Сергея Есенина «Пороша
» написано в 1914 году. Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине. Композиция условно разделена на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы. Жанр – пейзажная лирика. Метафоры – «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль». Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная». Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой». Олицетворения – «вороны раскричались», «дремлет лес».
Сергей Есенин «Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
2)
3)Сами выполните……..
Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.
Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.
Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?
Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека. Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века.
3).Слово о поэте-фронтовике Константине Симонове. “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”. Стихотворение наизусть (отрывок) и его анализ.
Константин Михайлович Симонов (Кирилл Михайлович Симонов) (1915–1979 гг.) – известный советский писатель, общественный деятель, военный корреспондент, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Герой Социалистического Труда. Ему принадлежит авторство известного стихотворения «Жди меня». После окончания семи лет школы писатель обучался специальности токаря. В 1931 году в жизни Симонова происходит важное событие – писатель переезжает в Москву, после чего, до 1935 года он работает на заводе. Примерно в то же время были написаны первые стихотворения Симонова, а напечатали его произведения впервые в 1936 году. После получения высшего образования в Литературном институте имени Горького (1938 г.) и окончания аспирантуры, отправился на фронт в Монголию. За всю жизнь Константин Михайлович Симонов получил несколько военных званий, самым высоким из которых стало звание полковника, присвоенное писателю уже после окончания войны. Одними из известных военных произведений Симонова стали: «Жди меня», «Война», «Русские люди». После войны в биографии Константина Симонова наступил период командировок: он ездил в США, Японию, Китай, два года жил в Ташкенте. Работал главным редактором «Литературной газеты», журнала «Новый мир», входил в состав Союза писателей. По многим произведениям Симонова были сняты фильмы. Его именем названы улицы в Москве и Могилеве, Волгограде, Казани, Кривом Роге и Краснодарском крае. Также в его честь названа библиотека в Москве, установлены мемориальные доски в Рязани и Москве, названы его именем теплоход и астероид.
«Ты помнишь ,Алёша, дороги Смоленщины»
История создания – произведение написано в самом начале войны, в 1941 году.
Тема стихотворения – величие русской земли и её народа, который может выдержать все.
Эпитеты – “злые дожди”, “усталые женщины”, “русская околица”, “дорожная тоска”, “вдовья слеза”, “бабье чутьё”, “горькая земля“.
Сравнения – “прижав кринки как детей”, “как на смерть одетый”.
Метафоры – “тракт, измеренный слезами”, “плачущий по мёртвому девичий крик”, “война на просёлках свела”
.
Олицетворения – “говорили пажити”, “говорили леса”, “голоса идут”, “пули милуют”.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Билет№ 16
1. Родная природа в русской поэзии 20 века. С. Есенин. Слово о поэте. Чувство любви к природе и родине. Чтение наизусть и анализ стихотворения «Пороша»
2.Соотнеси героев произведений и названия
3.Расположите в правильном порядке элементы композиции:
завязка, экспозиция, развязка, кульминация, развитие сюжета.
Ответы:
1) Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове, Рязанской губернии, в семье крестьян. Будущий поэт окончил четырехклассное сельское училище, а затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году он переезжает в Москву. Здесь он работал в книжном магазине, а потом — в типографии И. Д. Сытина. Позже вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. В ночь на 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер» в Ленинграде Сергея Есенина нашли мертвым. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.
Лирика Есенина пронизана любовью к родной земле, верой в ее светлое будущее и отличается простотой формы. Тема родины в поэзии Есенина слита с темой природы. Размышления о собственной судьбе переходят в размышления о судьбе родины. Родная природа для поэта – это рай для души, успокоение и умиротворение. Любая пора года, любое природное состояние описываются автором с любовью и нежностью. Есенинские поэтические «пейзажи» наполнены цветом и звуками, что позволяет читателю «видеть» создаваемые поэтом картины. Стихотворение Сергея Есенина «Пороша
» написано в 1914 году. Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине. Композиция условно разделена на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы. Жанр – пейзажная лирика. Метафоры – «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль». Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная». Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой». Олицетворения – «вороны раскричались», «дремлет лес».
Сергей Есенин «Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
2)
№ | Герои произведения | Название произведения |
1. | Троекуров | «Белый пудель» |
2. | Николенька | «Кладовая солнца» |
3. | Маруся | «Дубровский» |
4. | Мартын Лодыжкин | «Детство» |
5. | Настя | «В дурном обществе» |
3)Сами выполните……..