Файл: Билет 1 Что такое фольклор Назови жанры устного народного творчества. Что такое пословица Примеры. И. А. Крылов. Слово о писателе. Что такое басня, мораль Выразительное чтение одной из басен на выбор Ответы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».
Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром.
Билет № 10
1.А. С. Грин. Слово о писателе.
2. Сюжет книги «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев.
3. Определите соответствия между автором и названием произведения:
1. А.П. Чехов а. «Дубровский»
2. А.С. Пушкин «Толстый и тонкий»
3. А.П. Платонов «Корова»
4. М.М. Зощенко «Встреча »
Ответы:
1)Александр Грин (1880–1932 гг.) – выдающийся представитель русского неоромантизма, писатель, поэт, философ. Автор популярной повести «Алые паруса».
Читать будущий писатель выучился в шестилетнем возрасте. С самого детства он “болел” морем и мечтал стать матросом. Несколько раз маленький Саша предпринимал попытки бежать из дома. В 1889 г. Саша поступил в подготовительный класс местного реального училища. Там и “родилось” прозвище “Грин”, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом.
Самостоятельную жизнь юноша начал в 15 лет.
Преимущественно писатель публиковался в “малой” прессе. В 1926 г. писатель закончил работу над основным своим романом – “Бегущая по волнам”. Произведение увидело свет в 1928 г. Став известным писателем, Грин избавился от нужды. Но деньги у него в руках не задерживались. Писатель был поклонником карточных игр и ночных кутежей.
2)Жена писателя, Нина, была его музой. Именно она стала прототипом Ассоль из “Алых парусов”. Год написания – 1916 – 1920.
История создания – Замысел произведения появился в 1916 г. Прогуливаясь по петербургским улицам, в витрине одного из магазинов А. Грин заметил игрушечный корабль с белыми парусами. Так в его воображении начали создаваться образы будущего произведения. Работу над ним писатель завершил в 1920 г., а отдельной книгой издал в 1923 г.
Тема – В произведении можно выделить несколько главных тем – сбывшаяся мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.
Композиция – Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Важную роль играют несюжетные элементы – пейзажи, портреты.
Жанр – Повесть
Темы «Алых парусов» – заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути. В контексте указанных тем автор поднял следующие проблемы: добро и зло, жестокость, жадность, месть, мнение окружающих и судьба человека. Основа проблематики – моральные ценности.
Начинается произведение с рассказа об отце главной героини – Лонгрене. Мужчину недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса. Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты. В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном. Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью, а вместе с тем исполнилось предсказание о необыкновенном вине, которое должен был найти Грэй. В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести.
Паруса – символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.
Сюжет помогает определить идею. А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них верить.
Основную идею, которую развивает Грин, можно выразить словами Грэя:
«Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая — у тебя».
Так автор призывает людей сохранять свои светлые мечты, несмотря ни на что, а также совершать чудеса ради окружающих, просто так, не рассчитывая на какую-то выгоду для себя. Но сидеть и ждать волшебства не стоит. Кроме того, что его нужно совершать самим, нужно развивать себя и оберегать свою душу, чтобы она оставалась живой и не черствела. Тогда человек откроется миру, откроется его магии. Так, Ассоль была близка природе, наблюдала за растениями и дружелюбно относилась к животным. И лес, и поля, и море откликались ей, создавая все новые фантазии и сюжеты. Грэй, имея в жизни с детства все, но чувствуя мертвенность места, в котором жил, сбегает из него, чтобы отправиться на поиски приключений и осуществить свою мечту – стать капитаном. Казалось бы, сама судьба свела героев, однако если проанализировать их образы, становится понятно, что и Грэй, и Ассоль как бы готовились к волшебству, которое может произойти.
Основная мысль: мнение окружающих часто ошибочное, нужно жить так, как подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам – вот чему учит писатель. Кроме идеи чуда, которое человек творит своими руками, Грин хотел призвать своих читателей быть добрее по отношению к другим людям и не судить их, слушая общественные толки.
Билет №11
1.А.А.Фет. Слово о поэте.
2.Стих. «Ель рукавом мне тропинку завесила» Чтение стихотворения наизусть и его анализ.
3.Что такое поговорка? Приведи примеры поговорок
Ответы:
1)Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892 гг.) – известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга. Вторую половину жизни был агрономом и посвятил себя домашним заботам, писал в журналы очерки о сельском хозяйстве. Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлен дворянином Шеншиным. первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах. Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасьевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.
2)Анализ стих.
« Ель рукавом мне тропинку завесила».
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».
Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.
Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою.
Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор: «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы». Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты: «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует. Привлекает внимание и интонация. Если одинокая прогулка по лесу описывается спокойно, то радость от услышанного звучания рога передается при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», , «с», «ш»: «все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».
3)Поговорка —образная фраза или словосочетание, которая используется для красоты речи. Поговорка выступает частью предложения. Её можно легко заменить другими словами. Поговорки дают эмоциональную оценку различным действиям и поступкам людей.
1.Примеры поговорок:
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле "сокол" — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая ("голая") чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!
Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением.
Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово "нос" не имеет ничего общего с органом обоняния. "Носом" называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память
Билет № 12
1. А.С.Пушкин. Слово о поэте.
2.Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Чтение стихотворения наизусть и его анализ.
Ответы:
1)Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: „Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил всю Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает“.
Однажды Пушкина вызвали к генерал-губернатору Милорадовичу, и тот хотел направить полицейского на квартиру поэта опечатать его бумаги. Пушкин сказал ему:
— Все мои стихи сожжены — у меня ничего не найдете на квартире. Лучше прикажите подать бумагу, я здесь же вам все напишу.
Подали бумагу. Пушкин сел и написал целую тетрадь. Милорадович был пленен благородством поэта, его прямотой и честностью. И обещал ему от имени государя прощение. Вступились за Пушкина и его друзья, они попросили смягчить наказание. И поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев. Там он должен был служить чиновником.
Кишинев был в те годы глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где, прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу.
2) Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так появилось стихотворение „Узник“.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
.Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»