Файл: История Военноморского флота России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История Военно-морского флота России

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(Перенаправлено с История российского военно-морского флота)

Перейти к навигацииПерейти к поиску



Ведущий раздел этой статьи может быть слишком длинным для объема статьи. Пожалуйста, помогите, переместив некоторые материалы из него в текст статьи. Пожалуйста, ознакомьтесь с руководством по компоновке и руководящими указаниями ведущего раздела, чтобы убедиться, что раздел по-прежнему будет содержать все необходимые детали. Пожалуйста, обсудите этот вопрос на странице обсуждения статьи. (Июль 2019)

У же в 9 веке Киевская Русь обладала мощным военно-морским флотом, что подтверждается успешной морской осадой Константинополя в 860 году. Однако военно-морской флот был нерегулярным и строился только с целью рейдов. Из-за нескольких серьезных недостатков военно-морского флота и, кроме того, разрушительного вторжения Монгольской империи, позже иррегулярный военно-морской флот княжеств Киевской Руси был распущен. За исключением Новгородского княжества, которое имело выход к открытым морям (таким как Балтийское и Белое моря), а также было спасено от монгольских нашествий. В 14 веке набеги новгородских пиратов, или ушкуйников, сеяли страх до Казани и Астрахани. С возникновением первого и настоящего российского государства Великого княжества Московского, а также получившего доступ к открытым водоемам, начался Золотой век российского военно-морского флота. В 1570 году, чтобы защитить русское судоходство на Балтийском море, Иван Грозный создал флотилию, которая просуществовала около года.[1] В 16 веке Российское царство
 боролось против Османской империи за свободный доступ к Черному морю.
Э мблема Военно-морского флота России
Военно - морской прапорщик Российской Федерации

В 17 веке русские моряки активно изучали моря Северного Ледовитого океана и сам Северный Ледовитый океан. К концу столетия они достигли Тихого океана. В 1648 году русский моряк Семен Дежнев открыл Берингов пролив, разделяющий Азию и Америку. В середине 17 века на Белом море было создано военно-морское командование, чтобы обеспечить его безопасность.

Морские операции активно велись во время русско-шведской войны 1656-1658 годов. Так, отряд воеводы Бровского Петра Потемкина был направлен на Ижорскую землю, входившую в состав Швеции. Отряд действовал в поддержку флотилии, принадлежащей донским казакам, имевшим опыт морских походов в Черном море. Вся армия Потемкина состояла из 570 донских казаков и 430 местных добровольцев. В июне 1656 года Потемкин со своим отрядом пересек границу со Швецией и 13 июня 1656 года осадил крепость Нотбург. Часть отряда была направлена в устье реки Невы и 10 июля 1656 года он занял оставленную шведами крепость Ниеншанц, расположенную в устье реки Охты, при слиянии рек Охты и Невы. Тогда губернатор Потемкин с частью своих сил и флотилией донских казаков высадился на острове Котлин. 1 августа 1656 года у острова Котлин произошло решающее морское сражение между казачьей флотилией (численностью в 15 линейных кораблей) и шведским флотом (насчитывавшим 30 галер). Русские прорвались сквозь орудийный огонь шведов и взяли флагман-6 кораблей на абордаж. Остальные шведские корабли были вынуждены отступить. Битва была выиграна казаками, и они захватили 12 шведских галер, морское оборудование, а также несколько шведских солдат, включая их командира. Битва у острова Котлин не оказала существенного влияния на ход русско-шведской войны 1656-58 годов, согласно условиям мирного договора 1661 года между Великим княжеством Московским и Шведской империей, русские уничтожили все свои корабли на Балтике. Однако битва при Котлине была отмечена историками как первая победа современного российского военно-морского флота.

Первый русский корабль западноевропейского образца, фрегат "Орел", был построен в 1667 году. Петр Великий создал первый регулярный российский военно-морской флот. В мае 1688 года молодой 
царь Петр, которому в то время едва исполнилось 16 лет, обнаружил небольшую лодку, подаренную его отцу (в то время царю России). После ремонта лодки царь Петр испытал на себе Яузу и Просяной пруд. Потешный флот, созданный Петром в 1688-1693 годах, был предшественником регулярного российского флота.

Дальнейшие события развивались на Белом море. Интерес Петра I к единственному на тот момент российскому морскому порту - Архангельску - возник одновременно с планом строительства флота. Царь Петр прибыл в Архангельск летом 1693 года. 7 августа 1693 года "Царь" прибыл в Холмогоры, где его принял Андрей Матвеев, а 30 июля 1693 года он, наконец, добрался до Архангельска. В течение двух месяцев, которые царь провел в Архангельске, он познакомился с корабельным бизнесом и коммерческими операциями торгового люда и приказал построить первую в России судостроительную верфь на острове Соломбала. С середины 17 века верфь, на которой уже были стапели, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала называться Архангельским адмиралтейством. 28 сентября 1693 года сам царь Петр заложил здесь военный корабль – 24-пушечный фрегат "Святой Павел".

Затем Петр I обратил свой взор на Азовское и Черное моря. В результате регулярный флот также был заложен на верфях Воронежского адмиралтейства. Поход русской армии на крепость Азов Османской империи в 1695 году закончился неудачей - осада крепости успеха не имела. Полная блокада Азова провалилась, потому что у русских не было флота. Османский флот снабжал крепость бойцами, провизией и боеприпасами с моря.

Только зимой 1695-1696 годов были построены первые корабли и суда, и Второй Азовский поход оказался успешным. 6 июня 1696 года флот, построенный на Воронежских адмиралтейских верфях, вошел в Азовское море и отрезал крепость Азов от морских источников, а 29 июля азовский гарнизон сдался. 30 июля 1696 года сдалась и крепость Лютих, расположенная в устье самого северного рукава Дона.

Ежегодно отмечается день основания Военно-морского флота России, 30 октября.[2]



Содержание

  • 1Военно - морской флот при Петре Великом

    • 1.1Сравнение российского военно-морского флота с другими доминирующими военно-морскими державами (1820-е годы)

  • 2Российский флот после смерти Петра Великого

  • 3Военно-морской флот при Анне Российской (1730-1740)

  • 4Российский Императорский военно-морской флот во второй половине 18 века

  • 5Начало 19 века

  • 6Крымская война

  • 7Конец 19 века

  • 8Русско-японская война

  • 9Реконструкция флота: довоенная эпоха

    • 9.1Самые мощные военно-морские силы мира к 1910-м годам

      • 9.1.1Топ-10 стран по бюджету военно-морского флота (1913)

  • 10Первая мировая война

    • 10.1Балтийское море

    • 10.2Черное море

  • 11Военно - морские силы Красной Армии

  • 12Развитие Военно-морского флота (1924-1927)

    • 12.11924

    • 12.21925

    • 12.31926

    • 12.41927

  • 13Советский Военно-морской флот в предвоенные годы (1937-1941)

  • 14Советский военно-морской флот во время Второй мировой войны

  • 15Советский военно-морской флот в годы холодной войны

  • 16Военно-морской флот России после роспуска для Советского Союза

  • 17Смотрите также

  • 18Список литературы

  • 19Внешние ссылки


Военно - морской флот при Петре Великом[править / править код]

Основная статья: Военно-морской флот Императорской России

Балтийский флот был построен при Петре Великом во время Великой Северной войны 1700-1721 годов. Строительство галерного флота было начато в 1702 году и продолжалось до 1704 года. Парусный флот из кораблей, построенных в России и купленных в других странах, был создан для защиты завоеванных побережий и нападения на морские пути сообщения противника в Балтийском море. В 1703-1723 годах главная военно-морская база Балтийского флота находилась в Санкт-Петербурге, а затем в Кронштадте. Новые базы были созданы в ВыборгеГельсингфорсеРевеле и Турку.
С татуя Петра Великого, Дептфорд, Лондон

В 1725 году Российская империя насчитывала 130 парусных судов, в том числе 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 снегохода и 77 вспомогательных судов. Армейский флот состоял из 396 кораблей, в том числе 253 галер и 143 бригантин. Корабли были построены на 24 верфях, которые были расположены в следующих городах: ВоронежКазаньПереславль-ЗалесскийАрхангельскОлонецСанкт-Петербург и Астрахань.

Морские офицеры, происходившие из семей дворян и моряков, набирались из простых граждан. Служба на флоте была пожизненной, и выхода на пенсию не было. Молодые офицеры учились в школе математики и навигационных наук, основанной в 1701 году, и часто отправлялись на обучение за границу. Иностранцы также могут поступить на военно-морскую службу, например, шотландец Томас Гордон служил командиром Кронштадтского порта.

Сравнение российского военно-морского флота с другими доминирующими военно-морскими державами (1820-е годы)[править / править код]

Тип корабля

 Российская империя

 Великобритания

 Османская империя

 Королевство Франция

 Швеция

[[Линкоры

]]

75

148

51

69

39

Камбуз

328

164

63

142

46

Фрегат

235

368

212

298

102

всего личного состава военно - морского флота

279,742

583,984

78,095

345,934

42,513

Общий автопарк (включая

все виды кораблей)

1,874

4,054

742

845

270


Среди четырех мировых флотов: Императорского Российского Военно-морского флота, Военно-морского флота Великобритании, военно-морского флота Франции и Военно-морского флота Османской Империи; Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии было бесспорной военно-морской сверхдержавой, за которой следовали Российская империя и Франция. В то время как шведский военно-морской флот быстро приходил в упадок с начала 19 века.

Российский флот после смерти Петра Великого[править / править код]

После смерти Петра Великого состояние Императорского российского военно-морского флота резко ухудшилось. В 1726 году было построено всего 54 корабля, а в период 1727-1730 годов не было построено ни одного корабля.

В 1728 году шведский посланник в России сообщает своему правительству о положении русского флота:

"Несмотря на ежегодное строительство галер, российский галерный флот, по сравнению с прежним, значительно сокращен; корабельный состав приходит в прямое запустение, потому что старые корабли все прогнили, так что более четырех или пяти линейных кораблей нельзя вывести в море, астроительство новых кораблей ослабело. В адмиралтействе подобное пренебрежение таково, что даже за три года флот не удается привести в прежнее состояние, но об этом никто не задумывается.

— Посол Швеции в России

В конце 1731 года корабельный флот состоял из 36 линейных кораблей, 12 фрегатов и 2 шняв, но только 29,63% от штатной численности линейных кораблей были полностью боеготовы, еще 18,52% могли действовать на Балтике только в самое благоприятное время года, без штормов. В общей сложности Россия могла бы спустить в море 8 полностью боеспособных линкоров и 5 в ближайший поход на Балтику. Все корабли главных рангов - 90, 80, 70-пушечные – вышли из строя. Только один 100-пушечный корабль, пять 66-пушечных орудий и семь 56 62-пушечных орудий оставались боеспособными и частично боеспособными.

Состояние галерного флота, включавшего 120 галер, было относительно удовлетворительным. В 1726 году вице-адмирал Петр Сиверс предложил ввести мирное состояние для галерного флота, что и было реализовано в 1728 году. На флоте постоянно поддерживалось на плаву 90 галер, еще на 30 галерах поддерживались леса, подготовленные для быстрой сборки.