ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История Военно-морского флота России
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(Перенаправлено с История российского военно-морского флота)
Перейти к навигацииПерейти к поиску
| Ведущий раздел этой статьи может быть слишком длинным для объема статьи. Пожалуйста, помогите, переместив некоторые материалы из него в текст статьи. Пожалуйста, ознакомьтесь с руководством по компоновке и руководящими указаниями ведущего раздела, чтобы убедиться, что раздел по-прежнему будет содержать все необходимые детали. Пожалуйста, обсудите этот вопрос на странице обсуждения статьи. (Июль 2019) |
У же в 9 веке Киевская Русь обладала мощным военно-морским флотом, что подтверждается успешной морской осадой Константинополя в 860 году. Однако военно-морской флот был нерегулярным и строился только с целью рейдов. Из-за нескольких серьезных недостатков военно-морского флота и, кроме того, разрушительного вторжения Монгольской империи, позже иррегулярный военно-морской флот княжеств Киевской Руси был распущен. За исключением Новгородского княжества, которое имело выход к открытым морям (таким как Балтийское и Белое моря), а также было спасено от монгольских нашествий. В 14 веке набеги новгородских пиратов, или ушкуйников, сеяли страх до Казани и Астрахани. С возникновением первого и настоящего российского государства Великого княжества Московского, а также получившего доступ к открытым водоемам, начался Золотой век российского военно-морского флота. В 1570 году, чтобы защитить русское судоходство на Балтийском море, Иван Грозный создал флотилию, которая просуществовала около года.[1] В 16 веке Российское царство
боролось против Османской империи за свободный доступ к Черному морю.
Э мблема Военно-морского флота России
Военно - морской прапорщик Российской Федерации
В 17 веке русские моряки активно изучали моря Северного Ледовитого океана и сам Северный Ледовитый океан. К концу столетия они достигли Тихого океана. В 1648 году русский моряк Семен Дежнев открыл Берингов пролив, разделяющий Азию и Америку. В середине 17 века на Белом море было создано военно-морское командование, чтобы обеспечить его безопасность.
Морские операции активно велись во время русско-шведской войны 1656-1658 годов. Так, отряд воеводы Бровского Петра Потемкина был направлен на Ижорскую землю, входившую в состав Швеции. Отряд действовал в поддержку флотилии, принадлежащей донским казакам, имевшим опыт морских походов в Черном море. Вся армия Потемкина состояла из 570 донских казаков и 430 местных добровольцев. В июне 1656 года Потемкин со своим отрядом пересек границу со Швецией и 13 июня 1656 года осадил крепость Нотбург. Часть отряда была направлена в устье реки Невы и 10 июля 1656 года он занял оставленную шведами крепость Ниеншанц, расположенную в устье реки Охты, при слиянии рек Охты и Невы. Тогда губернатор Потемкин с частью своих сил и флотилией донских казаков высадился на острове Котлин. 1 августа 1656 года у острова Котлин произошло решающее морское сражение между казачьей флотилией (численностью в 15 линейных кораблей) и шведским флотом (насчитывавшим 30 галер). Русские прорвались сквозь орудийный огонь шведов и взяли флагман-6 кораблей на абордаж. Остальные шведские корабли были вынуждены отступить. Битва была выиграна казаками, и они захватили 12 шведских галер, морское оборудование, а также несколько шведских солдат, включая их командира. Битва у острова Котлин не оказала существенного влияния на ход русско-шведской войны 1656-58 годов, согласно условиям мирного договора 1661 года между Великим княжеством Московским и Шведской империей, русские уничтожили все свои корабли на Балтике. Однако битва при Котлине была отмечена историками как первая победа современного российского военно-морского флота.
Первый русский корабль западноевропейского образца, фрегат "Орел", был построен в 1667 году. Петр Великий создал первый регулярный российский военно-морской флот. В мае 1688 года молодой
царь Петр, которому в то время едва исполнилось 16 лет, обнаружил небольшую лодку, подаренную его отцу (в то время царю России). После ремонта лодки царь Петр испытал на себе Яузу и Просяной пруд. Потешный флот, созданный Петром в 1688-1693 годах, был предшественником регулярного российского флота.
Дальнейшие события развивались на Белом море. Интерес Петра I к единственному на тот момент российскому морскому порту - Архангельску - возник одновременно с планом строительства флота. Царь Петр прибыл в Архангельск летом 1693 года. 7 августа 1693 года "Царь" прибыл в Холмогоры, где его принял Андрей Матвеев, а 30 июля 1693 года он, наконец, добрался до Архангельска. В течение двух месяцев, которые царь провел в Архангельске, он познакомился с корабельным бизнесом и коммерческими операциями торгового люда и приказал построить первую в России судостроительную верфь на острове Соломбала. С середины 17 века верфь, на которой уже были стапели, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала называться Архангельским адмиралтейством. 28 сентября 1693 года сам царь Петр заложил здесь военный корабль – 24-пушечный фрегат "Святой Павел".
Затем Петр I обратил свой взор на Азовское и Черное моря. В результате регулярный флот также был заложен на верфях Воронежского адмиралтейства. Поход русской армии на крепость Азов Османской империи в 1695 году закончился неудачей - осада крепости успеха не имела. Полная блокада Азова провалилась, потому что у русских не было флота. Османский флот снабжал крепость бойцами, провизией и боеприпасами с моря.
Только зимой 1695-1696 годов были построены первые корабли и суда, и Второй Азовский поход оказался успешным. 6 июня 1696 года флот, построенный на Воронежских адмиралтейских верфях, вошел в Азовское море и отрезал крепость Азов от морских источников, а 29 июля азовский гарнизон сдался. 30 июля 1696 года сдалась и крепость Лютих, расположенная в устье самого северного рукава Дона.
Ежегодно отмечается день основания Военно-морского флота России, 30 октября.[2]
Содержание
-
1Военно - морской флот при Петре Великом-
1.1Сравнение российского военно-морского флота с другими доминирующими военно-морскими державами (1820-е годы)
-
-
2Российский флот после смерти Петра Великого -
3Военно-морской флот при Анне Российской (1730-1740) -
4Российский Императорский военно-морской флот во второй половине 18 века -
5Начало 19 века -
6Крымская война -
7Конец 19 века -
8Русско-японская война -
9Реконструкция флота: довоенная эпоха-
9.1Самые мощные военно-морские силы мира к 1910-м годам-
9.1.1Топ-10 стран по бюджету военно-морского флота (1913)
-
-
-
10Первая мировая война-
10.1Балтийское море -
10.2Черное море
-
-
11Военно - морские силы Красной Армии -
12Развитие Военно-морского флота (1924-1927)-
12.11924 -
12.21925 -
12.31926 -
12.41927
-
-
13Советский Военно-морской флот в предвоенные годы (1937-1941) -
14Советский военно-морской флот во время Второй мировой войны -
15Советский военно-морской флот в годы холодной войны -
16Военно-морской флот России после роспуска для Советского Союза -
17Смотрите также -
18Список литературы -
19Внешние ссылки
Военно - морской флот при Петре Великом[править / править код]
Основная статья: Военно-морской флот Императорской России
Балтийский флот был построен при Петре Великом во время Великой Северной войны 1700-1721 годов. Строительство галерного флота было начато в 1702 году и продолжалось до 1704 года. Парусный флот из кораблей, построенных в России и купленных в других странах, был создан для защиты завоеванных побережий и нападения на морские пути сообщения противника в Балтийском море. В 1703-1723 годах главная военно-морская база Балтийского флота находилась в Санкт-Петербурге, а затем в Кронштадте. Новые базы были созданы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Турку.
С татуя Петра Великого, Дептфорд, Лондон
В 1725 году Российская империя насчитывала 130 парусных судов, в том числе 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 снегохода и 77 вспомогательных судов. Армейский флот состоял из 396 кораблей, в том числе 253 галер и 143 бригантин. Корабли были построены на 24 верфях, которые были расположены в следующих городах: Воронеж, Казань, Переславль-Залесский, Архангельск, Олонец, Санкт-Петербург и Астрахань.
Морские офицеры, происходившие из семей дворян и моряков, набирались из простых граждан. Служба на флоте была пожизненной, и выхода на пенсию не было. Молодые офицеры учились в школе математики и навигационных наук, основанной в 1701 году, и часто отправлялись на обучение за границу. Иностранцы также могут поступить на военно-морскую службу, например, шотландец Томас Гордон служил командиром Кронштадтского порта.
Сравнение российского военно-морского флота с другими доминирующими военно-морскими державами (1820-е годы)[править / править код]
Тип корабля | Российская империя | Великобритания | Османская империя | Королевство Франция | Швеция |
[[Линкоры ]] | 75 | 148 | 51 | 69 | 39 |
Камбуз | 328 | 164 | 63 | 142 | 46 |
Фрегат | 235 | 368 | 212 | 298 | 102 |
всего личного состава военно - морского флота | 279,742 | 583,984 | 78,095 | 345,934 | 42,513 |
Общий автопарк (включая все виды кораблей) | 1,874 | 4,054 | 742 | 845 | 270 |
Среди четырех мировых флотов: Императорского Российского Военно-морского флота, Военно-морского флота Великобритании, военно-морского флота Франции и Военно-морского флота Османской Империи; Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии было бесспорной военно-морской сверхдержавой, за которой следовали Российская империя и Франция. В то время как шведский военно-морской флот быстро приходил в упадок с начала 19 века.
Российский флот после смерти Петра Великого[править / править код]
После смерти Петра Великого состояние Императорского российского военно-морского флота резко ухудшилось. В 1726 году было построено всего 54 корабля, а в период 1727-1730 годов не было построено ни одного корабля.
В 1728 году шведский посланник в России сообщает своему правительству о положении русского флота:
"Несмотря на ежегодное строительство галер, российский галерный флот, по сравнению с прежним, значительно сокращен; корабельный состав приходит в прямое запустение, потому что старые корабли все прогнили, так что более четырех или пяти линейных кораблей нельзя вывести в море, астроительство новых кораблей ослабело. В адмиралтействе подобное пренебрежение таково, что даже за три года флот не удается привести в прежнее состояние, но об этом никто не задумывается.
— Посол Швеции в России
В конце 1731 года корабельный флот состоял из 36 линейных кораблей, 12 фрегатов и 2 шняв, но только 29,63% от штатной численности линейных кораблей были полностью боеготовы, еще 18,52% могли действовать на Балтике только в самое благоприятное время года, без штормов. В общей сложности Россия могла бы спустить в море 8 полностью боеспособных линкоров и 5 в ближайший поход на Балтику. Все корабли главных рангов - 90, 80, 70-пушечные – вышли из строя. Только один 100-пушечный корабль, пять 66-пушечных орудий и семь 56 62-пушечных орудий оставались боеспособными и частично боеспособными.
Состояние галерного флота, включавшего 120 галер, было относительно удовлетворительным. В 1726 году вице-адмирал Петр Сиверс предложил ввести мирное состояние для галерного флота, что и было реализовано в 1728 году. На флоте постоянно поддерживалось на плаву 90 галер, еще на 30 галерах поддерживались леса, подготовленные для быстрой сборки.