Файл: История Военноморского флота России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В период правления Петра II интенсивность боевой подготовки экипажей флота резко снизилась. В апреле 1728 года император на заседании Верховного Тайного Совета приказал, чтобы из всего флота в море выходили только четыре фрегата и два флейта, а еще пять фрегатов были готовы к крейсерству. Остальные корабли должны были оставаться в портах для "экономии казны". На доводы флагманов о том, что необходимо постоянно держать флот в море, император ответил: "Когда нужда потребует применения кораблей, тогда я выйду в море; но я не намерен ходить по нему, как дед". Плохое состояние казны и нерегулярные выплаты жалованья привели к оттоку офицеров, что вызвало падение дисциплины среди солдат и матросов.

Военно-морской флот при Анне Российской (1730-1740)[править / править код]

С тех пор как она стала императрицей России, главной задачей для Анны Российской было восстановить российский флот и поставить его в ряд доминирующих военно-морских держав. 1 августа 1730 года она издала свой личный указ "О содержании галерного и корабельного флотов в соответствии с правилами и уставами" .
Картина императрицы Анны в ЭрмитажеСанкт-Петербург

В декабре 1731 года императрица Анна приказывает Балтийскому флоту возобновить учения и выход в Балтийское море, чтобы "иметь это и обучение людей и подлинный осмотр кораблей, потому что в гавани невозможно осмотреть такелаж корабля и другие повреждения"[3][циркулярная ссылка].

В 1732 году была создана Военно-морская комиссия под председательством вице-канцлера Андрея Остермана для реформирования флота[4][циркулярная ссылка], в которую вошли вице-адмирал Николай Говолин, вице-адмирал Наум Сенямин, вице-адмирал Томас Сандерс, контр-адмирал Питер Бредал и контр-адмирал ВасилийМамонов, была проведена реформа управления и добавлены новые флоты.


Сравнение русских флотов 1726 и 1732 годов:

Корабли

Российский флот 1726 года

Российский флот 1732 года

Линкоры

7

27

Фрегаты

15

58

Снежные корабли

9

41

Всего кораблей

89

175

Общее число линкоров выросло с 7 до 27. Общая артиллерийская мощь флота также быстро растет.

В августе 1732 года было принято историческое решение о восстановлении Архангельского порта (закрытого в 1722 году) и военного судостроения в Соломбале, сыгравших огромную роль в развитии флота и судостроения. Соломбальская верфь стала второй главной строительной базой Балтийского флота и вступила в строй в 1734 году. Во время правления императрицы Анны 52% всех кораблей Балтийского флота были построены на Соломбальской верфи, а позже, во время правления императрицы Елизаветы, 64% кораблей были построены в Санкт-Петербурге.

Восстановление Архангельской верфи позволило быстро развернуть строительство сразу большого количества судов. Архангельский судостроительный завод стал фактически главной судостроительной базой Балтийского флота. Наличие квалифицированных рабочих, более короткие сроки поставки и лучшая организация привели к тому, что стоимость и сроки строительства кораблей в Архангельске были меньше, чем в Санкт-Петербурге.

В 1734 году, во время войны за польское наследство, российский флот под командованием Томаса Гордона отправился на осаду Данцига, флот под его командованием состоял из 14 линейных кораблей, 5 фрегатов и 46 малых судов[5][круговая ссылка].

Несмотря на упадок кораблестроительной программы из-за
войны с османами, во время правления императрицы Анны, когда Днепровская и Азовская флотилии находились в стадии интенсивного строительства, в российском флоте наметился определенный прогресс. После окончания войны с Турцией Адмиралтейство в кратчайшие сроки возобновило интенсивное строительство флота.


Хронология боевых кораблей Балтийского флота[6][круговая ссылка]

1720

1727

1731

1739

32

2

4

34

Российский Императорский военно-морской флот во второй половине 18 века[править / править код]

Во второй половине 18 века российский флот был усилен благодаря более активной внешней политике России и успехам России в господстве на Черном море. Впервые Россия направляет военно-морской флот из Балтийского моря в Мурманск. Во время Чесменского сражения в 1770 году подразделения под командованием адмирала Григория Спиридова разгромили османскую флотилию и добились господства в Эгейском море. В 1771 году русские захватили побережье Керченского проливаРусско-турецкая война 1768-1774 годов закончилась победой России, в результате все побережье Азовского моря перешло к России. Крым был объявлен независимым государством под российским протекторатом, а позже, в 1783 году, он полностью вошел в состав России. В 1778 году был основан Херсонский порт, в котором в 1783 году был спущен на воду первый корабль Черноморского флота. Через год там была уже полноценная эскадра. К 1791 году флот состоял из 67 линейных кораблей, 40 фрегатов и 300 гребных судов.

Начало 19 века[править / править код]

См. также: Британский королевский военно-морской флот и французская колониальная империя

В начале 19 века российский военно-морской флот стал 2-й по величине и мощи военно-морской силой в мире сразу после британского военно-морского флота. В 1834 году Черноморский флот насчитывал 74 линейных корабля и 124 фрегата, в следующем году Балтийский флот насчитывал 87 линейных кораблей и 212 фрегатов.

Между 1803 и 1855 годами русские мореплаватели совершили более 40 кругосветных и дальних путешествий, которые сыграли значительную роль в освоении Дальнего Востока.

Российский флот в начале

19-го века

Черноморский флот

Балтийский флот

Каспийская флотилия

Беломорская флотилия

Охотская флотилия





Штаб Балтийского флота

Крымская война[править / править код]

Основная статья: Крымская война

Медленное экономическое и промышленное развитие России в первой половине 19 века привело к ее отставанию от Европы и, в частности, от Британской империи. К началу Крымской войны в 1853 году Россия имела Черноморский, Балтийский, Каспийский и Охотский флоты, в общей сложности 49 линейных кораблей, 28 фрегатов, 30 корветов и 36 старых галер, готовых к войне.Общая численность личного состава флота составляла 137 082 человека.

Синопское сражение 1853 года продемонстрировало мужество, героизм и великолепные боевые навыки русских моряков. Во время осады Севастополя в 1854-55 годах личный состав российского флота показал пример использования всех возможных средств для защиты побережья и центральной территории своего города. По результатам сурового Парижского мирного договора 1856 года Россия потеряла право иметь военно-морской флот на Черном море, в 1860-х годах другие флоты России также начинают терять свою ценность.

Конец 19 века[править / править код]

Российский флот продолжал расширяться в конце 19 века, особенно во время правления императора Николая II, на которого очень повлияла доктрина американского военно-морского теоретика Альфреда Мэхана. Несмотря на то, что российская промышленность развивалась высокими темпами, она не могла удовлетворить постоянно растущие потребности российского Военно-морского флота. Из-за этого Россия была вынуждена заказывать корабли и оборудование для флота из-за рубежа; в том числе из ФранцииГермании и Дании. Французские проекты кораблей оказали большее влияние на российские военно-морские корабли.

Во время гражданской войны в США Россия отправляет две эскадры крейсеров на помощь правительству Американского союза с Севера. Это показывает, как малыми силами можно добиться большого политического успеха. Присутствие всего одиннадцати небольших военных кораблей в районах оживленного торгового судоходства обернулось тем, что крупные европейские державы (Британская империя, Французская империя и Османская империя) отказались от конфронтации с Россией, побежденной ими всего 7 лет назад.

Русско-японская война[править
 / править код]

Основная статья: Русско-японская война

В ночь на 8 февраля 1904 года Императорский флот Японии под командованием Тогохэйхачиро начал военные действия против Российской империи. В результате внезапного нападения на Порт-Артур два русских линкора были серьезно повреждены торпедами. На следующее утро эта атака переросла в полномасштабное сражение, известное как осада Порт-Артура. Несколько попыток японского флота атаковать российские флоты потерпели неудачу из-за огня береговой артиллерии и нежелания российского флота покидать гавань для сражения в открытом море, особенно после гибели адмирала Степана Макарова 13 апреля 1904 года.




Карта Порт-Артура

После неудачной атаки японского флота на Порт-Артур японский флот попытался закрыть к нему доступ. Попытка блокировать порт также не увенчалась успехом.

В марте вице-адмирал Мараков принял командование Первой тихоокеанской эскадрой, снявшей японскую блокаду Порт-Артура. К тому времени обе стороны начали широко применять тактику минирования морских путей вблизи портов. Впервые в истории мины были применены атакующей стороной - до этого мины использовались только в оборонительных целях, чтобы помешать вражеским кораблям получить доступ в гавань.

Японская тактика использования мин была достаточно эффективной и значительно ограничивала маневренность русских кораблей. 13 апреля 1904 года два русских линейных корабля ("Петропавловск" и "Победа") подорвались на минах при выходе из гавани.

Вскоре русские переняли японскую тактику минирования и начали использовать ее в атакующих целях. 15 мая 1904 года два японских линейных корабля "Ясима" и "Хацусе" наткнулись на свежее минное поле и взорвали по меньшей мере по две мины каждый. "Хацусе" затонул всего за несколько минут с 450 моряками на борту, "Ясима" пошел ко дну на несколько часов во время буксировки в порт.

Русский флот под командованием контр-адмирала Витгефта предпринял попытку прорвать блокаду и пройти во Владивосток, но был перехвачен и понес большие потери в Желтом море. Остатки русской эскадры в Порт-Артуре постепенно заливались огнем осаждавшей Порт-Артур японской артиллерии. Попытки прорвать блокаду Порт-Артура с суши также провалились, и после битвы при Ляояне в конце августа русские войска отступили к Мукдену (