Файл: Инструменты денежнокредитной политики Центрального банка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


· Реакция денежного рынка на увеличение предложения зависит от типа кривой спроса на деньги. Серьезное падение процентной ставки произойдет только в том случае, если кривая спроса на деньги будет крутой, т. е. Если чувствительность спроса на деньги к изменениям процентной ставки мала. Если спрос на деньги очень чувствителен к изменению процентной ставки (кривая спроса на деньги плоская), то увеличение предложения денег не приведет к значительному снижению процентной ставки.   

Существенное снижение процентной ставки в результате увеличения денежной массы может не привести к значительному увеличению инвестиционных затрат, если их чувствительность к изменениям процентной ставки низкая (кривая инвестиций крутая).

Если чувствительность инвестиционного спроса к динамике процентной ставки высока, а инвестиционные расходы увеличились в результате падения процентной ставки, то увеличение общих расходов может не привести к увеличению реального выпуска, если экономика находится в состоянии полной занятости (на уровне потенциального выпуска), что соответствует вертикальной кривой совокупного предложения.

Таким образом, нарушение любого звена передаточного механизма может свести на нет или значительно ослабить влияние денежно-кредитной политики на экономику.

Более того, даже в том случае, когда нет сбоев в функционировании трансмиссионного механизма, денежно-кредитная политика имеет значительное внешнее запаздывание, т.е. запаздывание влияния изменений денежной массы на экономику может привести к дестабилизации экономики.. Например, решение об увеличении денежной массы, принятое во время рецессии, может дать свой результат, когда экономика уже достигла бума, что вызовет усиление инфляционных процессов. И наоборот, продажа государственных ценных бумаг центральным банком с целью снижения деловой активности в перегретой экономике может оказать влияние, когда экономика находится в глубоком спаде, и это только ухудшит ситуацию.   

Политика по правилам. Теория М. Фридмана 

Политика по правилам, или жесткая денежно-кредитная политика - политика, направленная на поддержание денежной массы на определенном уровне; графически как крайний случай он представлен относительно вертикальной кривой денежной массы на уровне данного индикатора денежной массы.       

Денежно-кредитная политика по правилам (жесткая денежно-кредитная политика)


Такую политику предложили монетаристы во главе с М. Фридманом. В течение многих лет Фридман утверждал, что денежно-кредитная политика должна регулироваться правилами, и эта идея стала важной частью монетаристской доктрины.     

Монетаристы убеждены, что денежно-кредитная политика определяет уровень экономической активности в стране в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. По мнению монетаристов, денежная масса является самым важным фактором, влияющим на уровень производства, цены и занятость. 

Поскольку скорость денежного обращения среди монетаристов стабильна в том смысле, что ее колебания невелики и она не меняется в ответ на изменения денежной массы, сама денежная масса оказывает предсказуемое влияние на уровень совокупного спроса.

С точки зрения монетаристов, кейнсианская политика дорогих и дешевых денег вредна и бессмысленна. Основная причина макроэкономической нестабильности лежит в сфере денежных процессов. Инфляция, безработица, спад производства не характерны для рыночной системы как таковой, а являются следствием неправильной денежно-кредитной политики, проводимой государством.  

Проведение эффективной финансовой политики в соответствии с монетаристскими рекомендациями предполагает:

  1. Отказ от произвольных изменений налоговой или денежно-кредитной политики ради поставленных экономических и политических целей. Экономика, по их мнению, представляет собой чрезвычайно сложную и недостаточно изученную систему, поэтому государственное вмешательство, направленное на устранение различных кризисных явлений, вызывает обратный эффект, т.е. создает еще больший хаос;  

  2. Отказ от бюджетной политики в кейнсианском смысле (как инструмента антициклической политики) и замена ее другой политикой, предполагающей, что государство будет играть роль служащего, который будет планировать расходы и налоги без необходимости обеспечения экономическая стабильность;

  3. Основным инструментом поддержания долгосрочной стабильности должна быть денежно-кредитная политика, основанная на долгосрочном стабильном росте денежной массы в соответствии с монетарным правилом. Денежно-кредитное правило означает ежегодное расширение денежной массы такими же темпами, что и годовые темпы роста реального ВВП. По мнению монетаристов, денежная масса должна стабильно расти в пределах 3-5% в год (для США);      

  4. Законодательное установление денежного правила с учетом долгосрочных тенденций динамики основных экономических показателей.


Аргумент Фридмана в пользу правил можно разбить на несколько утверждений. Заявление 1. Денежно-кредитная политика сильно влияет на реальную экономику в краткосрочной перспективе. Однако в долгосрочной перспективе изменения предложения денег влияют в первую очередь на уровень цен. 

Фридман и другие монетаристы считают, что колебания денежной массы исторически были одним из наиболее важных, если не самым важным, источником циклических колебаний экономической активности. Что касается долгосрочного нейтралитета, Фридман был одним из первых, кто утверждал, что, поскольку цены в конечном итоге приспосабливаются к изменениям денежной массы, влияние денег на реальные переменные может быть только временным. 

Несмотря на сильное краткосрочное влияние денег на экономику, мало возможностей для активного использования денежно-кредитной политики, чтобы попытаться сгладить экономические циклы.  

Фридман поддержал это предположение несколькими пунктами.

Во-первых, центральному банку и другим государственным учреждениям требуется время, чтобы собрать и обработать информацию о текущем состоянии экономики. Эти информационные запаздывания могут затруднить центральному банку определение того, действительно ли экономика находится в состоянии рецессии и уместно ли изменение политики. 

Во-вторых, существует значительная неопределенность в отношении того, насколько сильным будет влияние изменения денежной массы на экономику и сколько времени потребуется, чтобы это произошло. Фридман подчеркнул, что между мерами денежно-кредитной политики и их экономическими результатами существует длительный и переменный лаг. То есть денежно-кредитная политика не только требует относительно долгого времени, чтобы заработать, но и количество времени, которое потребуется, чтобы действовать, непредсказуемо и может отличаться от случая к случаю.  

В-третьих, корректировка цен и заработной платы не происходит мгновенно, но все же достаточно быстро, так что к тому времени, когда ФРС осознает, что экономика находится в рецессии и увеличивает предложение денег, экономика, возможно, уже выходит из рецессии.

Даже если есть место для использования денежно-кредитной политики для сглаживания деловых циклов, ФРС не может рассчитывать на то, что сделает это эффективно.  


Одна из причин, по которой Фридман не верил в способность ФРС эффективно управлять активной денежно-кредитной политикой, была политическая. Он считал, что, несмотря на предполагаемую независимость, ФРС испытывала краткосрочное политическое давление со стороны президента и его администрации. Например, на ФРС можно оказать давление с целью стимулировать экономику в год выборов. Timed правильно, расширение денежной массы в год выборов может увеличить выпуск продукции и занятость непосредственно перед избирателями идти на выборы.       

ФРС должна выбрать конкретный денежный агрегат и взять на себя обязательство обеспечивать его постоянный рост из года в год.  

Для Фридмана решающим шагом в борьбе с ФРС как источником нестабильности было заставить его отказаться от своей активистской или дискреционной денежно-кредитной политики и взять на себя обязательство - публично и заранее - следовать этому правилу. Хотя точный выбор правила не имеет решающего значения, Фридман полагал, что правило постоянного роста денежной массы было бы хорошим выбором по двум причинам. Во-первых, значительное влияние оказывает ФРС, в некоторой степени контролируя темпы роста денежной массы. Следовательно, если темпы роста денежной массы значительно отклоняются от целевого значения, ФРС не может так легко обвинять силы, находящиеся вне ее контроля. Во-вторых, Фридман утверждал, что постепенное увеличение денежной массы приведет к меньшим циклическим колебаниям, чем исторически использовавшаяся якобы контрциклическая денежно-кредитная политика. Он пришел к выводу, что постоянные темпы роста денежной массы обеспечат стабильную денежную базу, которая позволит продолжить экономический рост, не беспокоясь о денежно-кредитной нестабильности.       

Фридман не был сторонником резкого перехода от дискреционной денежно-кредитной политики к низким, постоянным темпам роста денежной массы. Вместо этого он предусматривал определенный переходный период, в течение которого ФРС будет постепенно снижать темпы роста денежной массы посредством поэтапных, заранее объявленных шагов. В конечном итоге темп роста выбранного денежного агрегата будет соответствовать уровню инфляции, близкому к нулю. Важно, чтобы после достижения постоянных темпов роста денежной массы ФРС перестала реагировать на небольшие экономические спады увеличением темпов роста денежной массы и продолжала бы следовать политике поддержания фиксированных темпов роста. денежной массы. Однако в некоторых своих работах
Фридман оставил открытой возможность того, что перед лицом серьезных экономических кризисов, таких как депрессия, денежное правило может быть временно отменено.    

В 1975 году Конгресс США принял специальную резолюцию, требующую от Федеральной резервной системы (ФРС) обеспечить долгосрочный рост денежных агрегатов в соответствии с долгосрочным потенциалом экономики по увеличению производства. ФРС было поручено установить лимиты денежной массы на предстоящий период. В 1977 году это положение было закреплено в законе. И с тех пор ФРС опубликовала целевые показатели денежной массы и ставки дисконтирования на следующие 12 месяцев, которые пересматриваются каждые три месяца.   

Выбор вариантов денежно-кредитной политики во многом зависит от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, то уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой денежного предложения. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее будет политика поддержания процентной ставки, непосредственно связанной с инвестиционной активностью (горизонтальная или плоская кривая денежной массы).     

Дискуссии между кейнсианцами и монетаристами об экономической роли государства в рыночной экономике позволили переосмыслить некоторые из наиболее фундаментальных аспектов макроэкономической теории. Очень немногие экономисты сегодня придерживаются крайней кейнсианской точки зрения, что деньги не имеют значения, или противоположной монетаристской крайности, что имеют значение только деньги. Современная денежно-кредитная политика использует все положительные стороны этих двух концепций.  

Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации в действии

Разработка денежно-кредитной политики

Банк России развивает денежно-кредитную политику как составную часть национальной макроэкономической политики. 

Этот процесс организован следующим образом: 

  1. Банк России разрабатывает проект денежно-кредитной политики и вносит его на рассмотрение Национального банковского совета;

  2. Национальный банковский совет дает заключение по проекту;

  3. Банк России вносит уточнения в проект по рекомендации Национального банковского совета и вносит его на рассмотрение Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;

  4. Банк России до 1 октября вносит в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий финансовый год, который должен быть утвержден до 1 декабря.