Файл: Содержание Введение Понятие этикета Виды этикета Речевой этикет Роль этикета в обществе и человеческом общении Заключение Список используемой литературы Приложение Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение

1. Понятие этикета

2. Виды этикета

3. Речевой этикет

4. Роль этикета в обществе и человеческом общении

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение.

Актуальность данной работы заключается в том, что роль этикета в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической и социальной эволюцией и мне бы хотелось более подробно изучить его историю происхождения, функции в обществе, его многоплановую структуру и многообразные виды и формы.

Важнейшей особенностью этикета является то, что он всегда подчинен сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы - значит, признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.

Социальная значимость этикета проявляется в том, что он отражает равенство и неравенство индивидов и групп (как внешнее, так и внутреннее), сложившуюся в обществе социальную иерархию, демократизм или консерватизм социальных отношений.

Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм).

Важнейшей социальной функцией этикета является предупреждение конфликтных ситуаций в межличностном общении. Тактичность, как знак уважения к конфликтующей стороне, создает условия для цивилизованного разрешения конфликта.

Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.

Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей.

1. Понятие этикета

Для каждого человека важно знать, что такое этикет и обладать его навыками. Современное понятие этикета включает в себе и древние обычаи разных народов, и те нормы, которые уже сформировались на сегодняшений день.


Этикет (от фр. йtiquette -- этикетка, надпись) -- правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV -- гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён.

Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием общественной организации усложнялась поведенческая регламентация. Появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы: дворян, купцов, ремесленников, даже странствующих студентов. Неукоснительно соблюдался строгий порядок поведения при монархических дворах и в дипломатических кругах.

Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах в то время был таков, что в данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже в то время социальная сущность и культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним из первых сводов правил поведения считается «домострой» (XVI в.).

Очевидно, что этикет представляет собой правила поведения, которыми должен обладать каждый человек. Этикет соблюдается в разных социально-политических системах и присущ представителям любого общества. Но народ каждой страны вносит в этик свои дополнения, которые зависят от особенностей общественного строя страны и ее обычаев.

Этикет в обществе подразумевает единство высокой внутренней нравственности человека с достойными манерами. Только такая гармония внутреннего и внешнего «Я» позволяет сделать поведение человека искренним и естественным. Современный этикет является всеобщим и содержит общемировые правила и нормы, хотя каждый народ вносит в него свои дополнения исходя из национальных и культурных традиций.

2. Виды этикета


Рассмотрением структуры современного этикета занимались и занимаются по сей день многие авторы, которые выделяют формы, виды и подвиды этикета. Многие из научных исследователей подразделяют этикет по форме на речевой и неречевой.

Первый является вербальным (речевым) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия, поступки, манеры человека, так или иначе, характеризуют его как хорошо воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе

Этикет содержит нормы поведения, регламентирующие действия человека в различных общественных местах. Исходя из этого, существуют различные виды этикета, соответствующие тем местам, где оказывается человек.

1. Придворный этикет - строго регламентированный порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

2. Дипломатический этикет - правила поведения работников дипломатического корпуса и других официальных лиц с представителями страны, при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах.

3. Воинский этикет - свод общепринятых армией правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; правила поведения военнослужащих, определяющих строгую иерархию и беспрекословное следование приказам старших по званию.

4. Общегражданский этикет - совокупность правил и традиций, условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом; правила и нормы, регулирующие повседневное общение людей - уважительное отношение к старшим по возрасту, мужчине к женщине, между пассажирами в транспорте и т.д.

5. Деловой этикет - регламентированное поведение людей, связанное с выполнением ими служебными обязанностями, в общественных местах и на улице, на различного рода мероприятиях, приемах, переговорах.

Правила этикета не являются абсолютными и выполнять их следует по ситуации. Что недопустимо в одном случае, может быть нормой при других обстоятельствах.


3. Речевой этикет

« - Извиняюсь!» - к сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Поэтому мне хотелось бы более подробно остановиться и на таком понятии как «речевой этикет»

Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни. Между тем , этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

Речевым этикетом называют систему правил и норм, которые разъясняют нам, каким образом устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определенной ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения. Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И все же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрее достигнуть с ним взаимопонимания.

Овладение этикетом речевого общения требует получение знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета. Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребенка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнает все больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определенные слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трех стадий разговора:

- начало разговора (приветствие/знакомство)

- основная часть

- заключительная часть разговора

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение: младший приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Ниже в таблице я перечислю основные формы приветствия собеседника:











Форма приветствия

Пример




Пожелание здоровья

Здравствуйте!




Указание на время встречи

Добрый день!




Эмоциональные пожелания

Очень рад!




Уважительная форма

Мое почтение!




Специфическая форма

Здравия желаю













Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая/повседневная ситуации. В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Это формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Ключевую роль в культуре делового общения играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться разными обстоятельствами, например:

- личности собеседников (речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата - человека, к которому обращаются, но так же учитывается личность говорящего. Учет личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения - на ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая - на уважение и большую формальность в разговоре.

- место (общение в определенном месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодежная вечеринка, уборная и др.).