Файл: Практическое задание 3, Модуль Преодоление нарушений неречевых функций слушатель Демидова Юлия Сергеевна Преподаватель Савченко Виктория Андреевна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 390

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций (620)_new

Дисциплина: Методика восстановительного обучения после органических поражений головного мозга

Практическое задание 3, Модуль 3. Преодоление нарушений неречевых функций


Выполнил:

слушатель Демидова Юлия Сергеевна

Преподаватель:

Савченко Виктория Андреевна

г. Пермь – 2023

Цель: сформировать умение составлять подборки заданий и упражнений для преодоления нарушений неречевых функций у больных после органических поражений головного мозга.

Задание 1. Сделайте подборку заданий и упражнений (не менее 5), направленных на преодоление акалькулии у больных после органических поражений головного мозга. 

При локальных поражениях мозга неизбежны разнообразные формы нарушения функции счета. Счет может оказаться нарушенным при дефекте любого из звеньев его структуры и форма распада зависит от того, какой из элементов структуры страдает. Поэтому, нарушения счета возможны при поражении почти любого участка мозга, а восстановление функции счета непосредственно связано с различением специфических и неспецифических форм акалькулии (по Л.С.Цветковой). Нередко встречающиеся зрительные агнозии или амнезии на числа, а также нарушения словесного обозначения чисел, идущие в синдроме либо мнестических, либо акустических, либо речедвигательных расстройств, хотя и отражаются на состоянии функции счета, тем не менее, не затрагивают основного ядра психологической структуры числа и счетных операций.

Среди неспецифических форм акалькулии мы отмечаем четыре формы-сенсорная, акустико-мнестическая, оптическая и условная-лобная, при которых счет нарушается, но не первично, а из-за вторичных механизмов нарушения. При всех формах акалькулии начать работу необходимо с практических действий с предметами, обозначения их количества, и только после этого переходить к действиям с числами и цифрами. Основные методы воздействия: метод предметного счета, метод действия с числами, метод решения задач, метод двигательного моторного образа цифры, метод реконструкции цифры, метод конструкции цифры, метод игры в цифровое лото, метод работы с таблицей умножения, метод соотнесения речевых формулировок.


1) Восстановление счета при оптической акалькулии: сначала ведется работа над распознаванием чисел, далеких по своей оптической конфигурации, с этой целью больного обучают выполнению последовательных серий операций, которые в конечном итоге приводят его к правильному ответу. Пример заданий №1. Больному устно предлагается число из первого десятка, которое он должен был написать в воздухе рукой, после этого он записывал его в тетрадь, находил такое же число среди других чисел, написанных на картонных карточках. После этих двух операций ему предлагалось выбрать наощупь с закрытыми глазами отрабатываемое число из 3 данных ему чисел и назвать его. Например, закройте глаза и представьте, как пишется число три, как оно выглядит. Быстро напишите его в воздухе рукой. После выполнения специалист просит теперь быстро написать в тетради это же число три. В случае невыполнения, предлагает опять закрыть глаза и снова быстро написать число в воздухе. Когда больной правильно пишет в этот раз, и правильно отличает его от чисел 2,7,4,6, записанных на карточках, лежавших на столе, ему предлагают найти число наощупь. Если он подает нужную карточку, выбрав ее из тех же чисел 2,7,4,6, далеких по своему написанию от числа 3, то после этого, число 3 подвергается вербальному анализу: отмечается, что главное в нем — это две полукруглые части, соединяющиеся только в одной точке. Полукруглые линии можно заменить ломаными, но количество частей и соединение их в одной точке остаются неизменными элементами этой цифры. Затем, больному дается тот же ряд чисел, но с включением в него нескольких стилизованных троек. Больной должен опознать все тройки и объяснить, в чем сходство и в чем различие. Специалист предлагает найти число 3 среди этих чисел. Затем, больному дается натуральный ряд чисел от 1 до 10 с пропущенной тройкой. Он находит место пропущенного числа и правильно его называет, находит его, ощупывает, записывает красным цветом в написанном ряду цифр. Вся эта последовательная серия операций выполняется больным применительно и к другим числам первого десятка, в опознании которых он затрудняется. После отработки оптического восприятия отдельных чисел, был применен метод вербального сравнительного анализа близких по своей структуре цифр. Сначала цифры сравнивались по парам: 2 и 8, 3 и 8, 9 и 6. Затем, несколько цифр сопоставлялись с одной цифрой, близкой им по графическому изображению.


2) При сенсорной и акустико-мнестической акалькулии: если оптическая акалькулия идет в синдроме нарушения процесса оптического восприятия, то эти две формы нарушения счета идут в синдроме нарушения акустического восприятия и речи. Поэтому одну из них условно можно назвать слуховой акалькулией, при которой нарушаются только устная форма счета и счета на слух, а другая - амнестическая акалькулия - связана с нарушением слухоречевой памяти и объема слухового восприятия. Узнавание и называние цифры и числа становится затруднительным для больных с сенсорной акалькулией, а нередко, и невозможным. Нарушения фонематического слуха, устной экспрессивной и импрессивной речи у больных с сенсорной афазией ведут и к нарушению понимания слов, обозначающих цифры и числа, и их узнавания.

3) Лобная акалькулия. Вся деятельность этих больных страдает отсутствием мотива, намерения, познавательной активности, целеполагания в процессе выполнения задания. У больных с лобным синдромом понятие числа нарушается из-за дефектов понимания абстрактной и обобщенной сущности числа, нарушения понимания значения чисел, значения и смысла нуля в структуре числа. Эти нарушения протекают на фоне первичной сохранности позиционно-разрядного принципа построения числа, основанного на интактности у этих больных пространственного восприятия. При поражении заднелобных систем мозга нарушения счета идут обычно в синдроме выраженных речевых и двигательных персевераций, которые являются результатом нарушения динамики психических процессов, инертности их протекания. Задачи восстановительного обучения этой группы больных: восстановление процессов понимания, восстановление осознанных операций и действий с числами, восстановление связи мысль-действие, восстановление понимания смысла и значения числа. Используются методы: метод классификации картинок, метод оппозиций, метод слов-антонимов, метод организации, распределения и концентрации внимания. В структуре метода можно использовать Таблицу Шульте  (пример заданий №2). Эта таблица позволяет проводить упражнения больных с числами. Например, найти и последовательно показать числа от 1 до 25 (детям от 1 до 10 или 15) и, наоборот - от 25 до 1; найти и показать четные числа, найти и показать нечетные числа, показать все числа, которые больше (меньше)10. Эти упражнения активизируют деятельность больных с числами, формируют интерес к работе с ними, восстанавливают произвольное внимание, его распределение. С детьми этот метод хорошо проводить с группой (2-3 ребенка) и давать разнообразные игровые задания. На 2 стадии можно переходить к решению специальных задач восстановления счета и прежде всего к восстановлению понимания состава числа, взаимосвязи чисел между собой. В этом случае хорошо использовать метод программированного восстановительного обучения больных составу числа. В качестве материала можно снова использовать таблицу Шульте и числа, написанные на картонных карточках, а в качестве приемов-действия сложения и вычитания. Работа с больным ведется по программам, состоящим из серии последовательных операций, написанных на карточке и лежащих перед больным на столе. Процедура проведения занятия требует постепенного, осознанного и последовательного чтения и вслед за чтением выполнения каждой операции, возврата к выполненным операциям, проверки выполнения, повторения. После совместной отработки первой написанной программы делается попытка перевести больного на работу с программой с помощью громкой устной речи, по
памяти воспроизводя и выполняя операции, и в конце на уровне внутренней речи, т.е. про себя. После этого переходят к следующей программе, которая решает уже другие задачи. Дается инструкция (пример заданий №3) я буду читать, а вы внимательно слушайте и выполняйте прочитанное мной задание, затем повторите задание и снова выполняйте.

В качестве примера, рассмотрим несколько программ операций с числом.

Программа № 1.1. Покажите первые два числа в таблице (1 и 2). 2. Запишите их в тетради 3. Сложите их (1+2) и сумму запишите. 4. Покажите следующие два числа (3 и 4). 5. Запишите их в тетради. 6. Сложите их и сумму запишите. 7. Продолжайте работу до цифры 10.

Программа № 2.1. Посмотрите на первую записанную сумму (3) и на таблицу чисел, скажите, из каких чисел получилась эта сумма. 2. Еще раз выполните это действие - сложите эти числа и запишите сумму. 3. Посмотрите на следующую сумму (7) и также, скажите, из каких чисел получилось число 7. 4. Еще раз выполните это действие - сложите эти числа и запишите сумму. После многократного проведения работы по этим программам, и убедившись в понимании и осознанности действий больными, можно переходить к следующей программе.

Программа № 3.1. Напишите из каких чисел вы получили число 3. Запишите. Выполните действие сложения. 2. Напишите, из каких еще чисел можно получить это число. А теперь, сложите. 3. Напишите, из каких чисел вы получили число 7. Запишите, а теперь сложите.

После отработки этих действий с таблицей Шульте хорошо провести ряд упражнений с числовыми карточками, на которых записаны те же цифры, с которыми больной уже работал (пример заданий №4): 1. Найти числа, из которых можно получить сумму 3 (7, 11, 15), 2. Из каких других чисел, если их сложить, можно получить ту же сумму. Найти эти числа, сложить, записать, проверить правильность, повторить. 3. Проделать другие все возможные операции с этими числами, проверить, правильно ли все выполнено. Провести ту же работу над восстановлением понимания состава числа с помощью вычитания.

Программа № 4.1. Найдите последовательно все числа от 10 до 1. 2. Покажите числа 10 и 9, отнимите 9 от 10 и запишите ответ. 3.Теперь найдите следующие два числа (8 и 7), отнимите от одного числа другое и запишите результат. 4. Напишите, из каких чисел состоит число 10, 8 и др. 5. А теперь сложные задания - покажите числа 10 и 5. 6. Отнимите 5 от 10 и запишите. 7. Покажите, из каких чисел состоит число 10. 8. Покажите числа 9 и 3, запишите. 10. Покажите, из каких чисел состоит число 9 и т. д.


4. Специфическая первичная акалькулия: теменная и теменно-затылочная. Механизмом, лежащим в основе этой формы нарушения счета, являются дефекты пространственного и оптико-пространственного гнозиса. Поражение теменных и теменно - затылочных отделов ведет к первичной акалькулии, и центральным механизмом нарушения счета, понятия числа и счислительных операций в этом случае является нарушение пространственного и квазипространственного восприятия, восприятия системы пространственных координат. В этом случае нарушается и смысловая, и структурная переработка информации, и формируются дефекты совмещения элементов в целое. Методы восстановления счета при теменно-затылочной акалькулии должны быть направлены прежде всего на восстановление понятия числа. С этой целью применяются следующие методы: метод предметности числа и метод действия с числом. Их применение способствует восстановлению осознания количественной характеристики предметного мира и внутреннего состава числа. С этой целью с больным отрабатывается система десятка, понятие дополнительного числа. Метод реализуется с помощью приема разбивки числа на части и приема именованных чисел (пример заданий №5). Больному дается задание разделить некое количество предметов, лежащих перед ним (например, 6), на 2 равные части (по 3). Рядом с заданным количеством предметов лежит карточка, на которой написано обозначающее его число 6, и стопка карточек, на которых написаны другие числа из первого десятка. Больной должен найти карточку с числом, соответствующим количеству каждой половины (3) и положить рядом с обозначаемым количеством. Затем, больной записывает в тетрадь число 6 как 3 палочки + 3 палочки. Затем, больному предлагается это же количество предметов разделить на 2 неравные группы - одна группа больше, а другая - меньше. Опять повторяется та же серия операций, представляющая собой программу отрабатываемого действия - 1) заданное количество разбивается на две группы, 2) находятся соответствующие им числовые обозначения, 3) два найденных числа сопоставляются и сравниваются с исходным числом, 4) результат сопоставления записывается в тетрадь рядом с первой записью. Эти записи выглядят следующим образом: 6п=3п и 3п, 6п=4п и 2 п, 6п=1п и 5п, где п- обозначает палочки.