Файл: Практическое задание 3, Модуль Преодоление нарушений неречевых функций слушатель Демидова Юлия Сергеевна Преподаватель Савченко Виктория Андреевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 603
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 2. Сделайте подборку заданий и упражнений, направленных на преодоление нарушений предметного гнозиса (не менее 3) и симультанного гнозиса (не менее 3) у больных после органических поражений головного мозга.
Восстановление функции предметного гнозиса. Для этих целей (по Т. Г.Визель) прежде всего проводится анализ зрительного образа - реальных предметов и их рисованных изображений. Подобная деятельность требует выделения существенных признаков предмета, обусловливающих его категориальную принадлежность, а также, его функциональное назначение.
Анализируя зрительный образ, например, такого предмета, как стул необходимо выделение основных деталей-четыре ножки, спинка, поверхность для сидения. Отсутствие какой-либо из существенных деталей служит признаком того, что изображен другой предмет или дефектности изображения. Функциональный признак предмета отрабатывается параллельно. Основной прием-сравнение сходных по зрительному образу предметов, один из которых обладает отрабатываемым признаком, а другой-нет. Необходимо также соблюдение принципа постепенного усложнения предъявляемых изображений как с точки зрения степени упроченности воспринимаемого предмета, так и с точки зрения способа его изображения от знакомого, часто употребляемого - к мало знакомому, от реалистического изображения - к стилизованному.
Основные методы работы: сравнительного анализа зрительных образов предметов одного класса с выделением дифференциальных признаков, идентификации зрительных изображений, разностильных по способу изображения, например, выбрать из набора картинок изображения животных, домов, людей и т. д. Этот прием работы также предполагает выделение существенных деталей предмета, уточнение его функции и деталей, подробный анализ формы, предмета и детали, места ее расположения. Например, (пример заданий №1) больному предъявляют два различных по способу изображения рисунка чайника и предлагают решить, нарисован один и тот же предмет, или разные предметы. В том случае, когда больной способен идентифицировать предъявленные ему изображения, дается задание указать идентичные детали обоих изображений, описать словами, для чего каждая из них предназначена. В случае ошибочного ответа, подобный анализ проводится специалистом с соответствующими пояснениями, затем, проводится разбор классификационных ошибок. Фиксируется его внимание на форме той или иной детали, на ее расположении.
Также, для восстановления функции предметного гнозиса используют метод срисовывания предметных изображений и рисование их по памяти, с предварительным анализом характерных признаков. Этот вид работы направлен на закрепление образа предмета. Используют автоматизацию слов - названий предметов путем их смыслового обыгрывания, как и при акустико-мнестической афазии, метод конструирования заданных предметов со сходными и дискретными признаками их отдельных деталей.
(пример заданий№2). Больному предъявляются детали различных предметов и предлагается самостоятельно выбрать комплект деталей, необходимый для конструирования того или иного предмета. Задание может быть дано в 2 вариантах:1-конструирование по образцу, 2-конструирование по названию. Вначале используются дискретные изображения - например, предъявляются детали фигуры человека или животного и детали предмета транспорта, затем вводятся более близкие изображения, например, стол и стул. Для этого больному даются изолированные изображения: 4 больших ножки, 4 ножки меньшего размера, большая квадратная пластина, пластина меньшего размера, одна спинка. Больной должен самостоятельно принять решение о том, какому предмету принадлежит та или иная деталь. С течением времени занятия усложняются.
На поздних этапах восстановительная работа может проводиться на трудно дифференцируемых изображениях, где выделение дифференцированных признаков требует тонкого анализа, способствующего выработке сложного обобщенного образа предмета. Используются и методы: выделения фигуры из фона, вычленение наложенных друг на друга предметов, что проводится на конечных стадиях восстановительного обучения, метод узнавания больным предмета по его словесному описанию без предъявления изображения. Больного просят опознать предмет сначала по его функциональному признаку, когда задается вопрос, например: «Какой предмет нужен, чтобы узнать время?», а затем по признакам конфигурации, например, «Какой предмет имеет циферблат, стрелки?» и т д, а затем уже по категориальным признакам в сочетании с функциональными. Так, больному предъявляется (пример заданий№3) серия предметных изображений и задается вопрос: «Какой из этих предметов неодушевленный?» Этот изготовлен людьми, обычно небольшого размера, тикает и т д.
Для преодоления предметной агнозии по субдоминантному типу используются те же упражнения, однако акцент делается на восстановление способности к симультанному схватыванию зрительного образа. Для решения этой задачи вводится тахистоскопическое опознание больным предметных изображений. В начале курса занятий предъявляются простые обиходные предметы, сугубо реалистические по способу изображения. Каждое последующее изображение должно быть дискретно по отношению к предъявляемому до него (например, яблоко, стул, собака). На последующих этапах обучения могут предъявляться менее дискретные изображения, а время экспозиции - укорачиваться. Кроме того, рекомендуется постепенный переход от меньших размеров изображения к большим, поскольку более мелкий рисунок доступнее симультанному охвату взором.
Задание 3. Сделайте подборку заданий и упражнений, направленных на преодоление нарушений кинестетического праксиса (не менее 3) и кинетического праксиса (не менее 3) у больных после органических поражений головного мозга.
Праксис представляет собой систему высокоорганизованных, координированных, сознательных, произвольных движений и действий, на базе которых строится совокупность практических навыков человека. Произвольные движения и действия могут быть как самостоятельными двигательными актами, так и средствами, с помощью которых реализуются самые различные формы поведения. В повседневной жизни апраксия проявляется в том, что человек не может накрыть на стол, намазать масло на хлеб, выдавить зубную пасту на щетку или застелить постель, несмотря на нормальный мышечный тонус и хорошую силу в руках.
Кинетическая (динамическая) апраксия в зарубежных публикациях как форма нарушений часто описывается как лимбико-кинетическая апраксия. Данный вид апраксии отличается нарушением плавности, дезавтоматизацией движений и действий, застреванием на отдельных элементах (персеверации), нарушением кинетической мелодии и динамики двигательного акта. Возникает преимущественно при повреждении премоторных областей коры головного мозга.
Кинестетическая апраксия (афферентная кинестетическая апраксия), апраксия позы в зарубежных публикациях как форма нередко обозначается как идеомоторная апраксия. Она проявляется расстройством тонких дифференцированных движений при действиях с реальными и воображаемыми предметами, а также при копировании этих действий. При кинестетической апраксии пациент не может найти нужное положение руки и приспособиться к свойствам используемого предмета, отмечается поиск необходимой позы руки при манипуляции с предметами. Происхождение этой формы апраксии связано с повреждением теменных областей коры головного мозга. Также, выделяют и пространственную апраксию, которая характеризуется нарушением пространственно-ориентированных движений, координации совместных движений рук, и регуляторную апраксию, которая проявляется в том, что пациент не может спланировать последовательность шагов для выполнения нового сложного действия.
На сегодняшний день в нейропсихологической реабилитации можно выделить 2 основные стратегии работы: восстановление и замещение. Для преодоления кинестетической апраксии необходимо сделать дефектное звено операции предметом специального действия.
Рекомендуется проводить упражнения следующих типов:
1. Рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Пациенту предлагают эталонные позы пальцев, которые он должен скопировать (пример заданий №1).
2. Рекомендуется проводить упражнение «собирание мелких предметов со стола». Перед пациентом раскладываются несколько мелких предметов (булавка, скрепка, спичка) Задание состоит в том, чтобы по очереди брать эти предметы со стола в руку. (пример заданий №2)
3. Рекомендуется проводить упражнение «вкладывание маленьких предметов в большие. Пациенту предлагается набор из форм разного размера. Формы малого размера требуется вкладывать в формы большего размера. (пример заданий №3)
4. Рекомендуется проводить упражнение «лепка из пластилина». Пациенту предлагается слепить из пластилина предъявленные фигуры, начиная с простых (колбаску, шар). В дальнейшем фигуры усложняются (пример заданий№4).
Для преодоления кинетической апраксии необходимо развить двигательный навык, помочь больному воспроизводить последовательность действия и плавно осуществлять движение. Дополнительной задачей является устранение непроизвольно возникающих лишних импульсов и движений. Для этого необходимо включить движение в организованную двигательную структуру или смысловую структуру.
Рекомендуется проводить упражнения следующих типов:
1. Упражнение «прописи». Пациенту предлагается при помощи карандаша или ручки воспроизвести по образцу разнообразные графические элементы, которые представляют собой части букв русского алфавита. (пример заданий№1)
2. Рекомендуется проводить упражнение «обведение по контуру». Пациенту предлагается обвести карандашом или ручкой различного рода контуры (круг, квадрат, различного рода кривые линии). (пример заданий №2)
3. Рекомендуется проводить упражнение «одновременные движения двумя руками». Пациенту предлагается рисовать простые контуры двумя руками одновременно или воспроизводить обеими руками сразу простые движения (круговые движения в одну сторону, в разные стороны и так далее)
(пример заданий №3).
4. Рекомендуется давать задания на реципрокную координацию движений, не используемые в пробах. Пациенту предлагается выполнять разные движения левой и правой руками одновременно (выполнять круговые движения одной рукой и равномерно отстукивать ритм другой. (пример заданий№4).
Задание 4. Сделайте подборку заданий и упражнений (не менее 5), направленных на преодоление пространственных нарушений у больных после органических поражений головного мозга.
Для преодоления пространственной апраксии необходимо перевести действие, нарушенное в результате распада пространственных схем, на уровень предметной организации или же перейти от недоступного больному непосредственного построения движения в пространстве к его сознательному построению, которое опиралось бы на знание основных правил организации движений в пространстве. Прежде всего, необходимо обозначить точку отсчета, которой может быть парализованная рука. От этой точки выстраивается система координат, и больному разъясняется логика пространственного расположения предметов. Больной учится создавать пространственные схемы, сначала опираясь на предметные ориентиры, затем вычерчивая их на бумаге и перенося их в дефектную «внутреннюю геометрию». Такая работа, как правило, ведется с каким-либо одним предметным материалом (письмо), а затем постепенно переносится на другой материал.
Рекомендуется проводить упражнения следующих типов:
1. Рекомендуется восстанавливать представления о схеме тела с помощью смыслового обыгрывания частей тела с использованием зрительных опор. Например, руки и остальные части тела больного обозначаются яркими метками. Устанавливаются обозначения, что правая и левая руки помечены разными цветами. Проговаривается и обсуждается, какая рука левая, а какая правая. Обсуждается, в чем разница правой и левой руки по функциям. Позднее переходят к другим частям тела. (пример заданий №1)
2. Рекомендуется работа с географической картой, часами. Пациенту предъявляется карта России. Обсуждается и обозначается на карте, где находятся стороны света, в каком отношении, на каком расстоянии друг относительно друга находятся разные города. При предъявлении часового циферблата обсуждается и обозначается, чем отличаются часовая и минутные стрелки, где расположены отдельные цифры на циферблате, в каком отношении они находятся друг относительно друга.