Файл: П роблемы выбора в экономике. Кривая производственных возможностей. Проблема выбора рассматривается по модели Кривая производственных возможностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Бухгалтерские издержки включают затраты на сырье, материалы, оплату труда, выплату кредитов и процентов по ним, амортизационные отчисления основной капитал, и т.д.

Экономические издержки.

Явные (внешние) издержки - альтернативные издержки факторов производства, не принадлежащие фирме и покупаемых ею.
Неявные (внутренние) издержки – издержки альтернативного использования ресурсов, находящиеся в собственности фирмы.
К ним относятся издержки альтернативного применения собственного капитала, предпринимательской способности, собственных зданий и сооружений, собственного капитала и т.д. К неявным издержкам относят нормальную прибыль.
Нормальная прибыль - уровень прибыли, который достаточен, чтобы фирма осталась в данной отрасли. Это нормальный доход на капитал.
Общие издержки - совокупность всех затрат фирмы на производство и реализацию продукта или экономического блага.
Постоянные издержки - явные и неявные издержки, затраты, которые фирма несет независимо от объема выпуска.
Эти издержки определяются размером фирмы, ее масштабом производства, параметрами производственных мощностей. К этим издержкам можно отнести затраты по эксплуатации зданий, сооружений, управленческие расходы, некоторые виды налогов (налог на имущество), процент по кредиту, по ранее взятым кредитам и т.д.
Переменные издержки - явные и неявные издержки, размер которых определяется изменением объема выпуска продукции.
К этим издержкам можно отнести издержки на сырье, зарплату, налог на прибыль, подоходный налог и т.д.
Безвозвратные издержки - издержки, осуществленные один раз, и не могут быть возвращены даже после прекращения деятельности фирмы.
К этим издержкам можно отнести затраты на регистрацию фирмы, затраты по лоббированию своих интересов и т. д.
Деление экономических издержек на постоянные и переменные издержки применимо лишь в условиях краткосрочного периода.

Прибыль - разница между общим доходом и издержками фирмы.
Различные концепции затрат предполагают различные подходы к прибыли:
Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между общим доходом и денежными затратами на приобретенные ресурсы.

Экономическая прибыль рассчитывается как разница между общим доходом и экономическими издержками.

экономическая прибыль меньше бухгалтерской прибыли на величину неявных издержек;

если экономическая прибыль = 0, то работа фирмы может быть оценена положительно, так как все ресурсы приносят доход;
если экономическая прибыль > 0, в этом случае фирма получает сверхприбыль (квазиренту). Условием получения сверхприбыли является более высокая предельная производительность факторов используемых фирмой по отношению к среднеотраслевой.
Сверхприбыль – прибыль, превышающая среднеотраслевую.
Именно экономическая, а не бухгалтерская прибыль есть критерий успеха фирмы и стимул для привлечения капитала в отрасль.

  1. Издержки предприятия и их виды: постоянные и переменные, общие, средние и предельные.



П остоянные издержки (FC) — денежные затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (затраты на эксплуатацию оборудования, зданий, з/п управленца)



П еременные издержки (VC) — это денежные затраты, изменяющиеся вместе с изменением выпуска продукции (расходы на сырье, вспомогательные материалы, з/п работника)



Общие издержки (TC) — сумма постоянных и переменных издержек.
T C=FC+VC



Средние издержки — это издержки на единицу продукции
-средние постоянные издержки (AFC) — это отношение постоянных издержек к объему производства
A FC=FC/Q



-средние переменные издержки (AVC) — это переменные издержки по отношению к выпуску продукции.
A VC=VC/Q



-средние общие издержки (ATC) — это сумма всех издержек на единицу продукции.
ATC=AFC+AVC
A TC=TC/Q



Предельные издержки (MC) —издержки связанные с производством дополнительной единицей продукции.
MC=(TC2-TC1)/(Q2-Q1)
Кривая предельных издержек пересекает кривые средних переменных и средних общих издержек в точках их минимума.









  1.   1   2   3   4


Принцип убывающей предельной полезности и его практическая несостоятельность.

Потребительские предпочтения свидетельствуют о том, что для потребителя некоторые блага более нужны или предпочтительны, чем другие блага. На формирование потребительских предпочтений в основном влияют цены, доход потребителя и полезность товара или услуги.


Полезность (utility) - это способность блага удовлетворять надобности потребителя в товарах и услугах. Например, хлеб удовлетворяет физическую потребность человека, а книги - духовную.


Но в экономическом анализе важное значение приобретает не просто полезность, а предельная полезность продукта.


Предельная полезность (marginal utility) - дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из одной дополнительной единицы товара или услуги.


Практика показывает, что полезность каждой последующей единицы продукта будет падать. И такая связь носит постоянный и устойчивый характер.


Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага.


Ценности различных благ в отличие от полезности количественно сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности определенного количества блага. Стоимость блага - это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага.


Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время покупки. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.


Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности. Практика показывает, что полезность каждой последующей единицы продукта будет падать. И такая связь носит постоянный и устойчивый характер. Отсюда экономисты-маржиналисты вывели закон убывающей предельной полезности, который гласит: по мере того, как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы данного продукта сокращается. Согласно этому закону производители должны понижать цену для того, чтобы побуждать потребителей к увеличению покупок такого продукта. Это объясняет, почему кривая спроса на такие блага имеет отрицательный наклон.


Принцип (закон) убывающей полезности нередко называют первым законом Госсена - по имени немецкого экономиста П. Госсена (1810-1859), сформулировавшего его в 1854 г.
Данный закон включает в себя два положения:
o убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом;

o убывание полезности первых единиц блага при повторных актах его потребления.

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что по мере потребления новых порций одного и того же блага его общая полезность возрастает замедленно.
Следует отметить, что данный закон не универсален, поскольку в ряде случаев предельная полезность последующих единиц блага вначале возрастает, достигает максимума и только потом начинает понижаться. Подобная зависимость существует для небольших порций делимых благ.
Второй закон Госсена заключается в утверждении, что полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно благо она затрачена.
Итак, равновесие покупателя изменяется под влиянием:
o изменения дохода покупателя;

o цен на товары и услуги;

o роста реального дохода, вследствие чего трансформируется структура потребностей.

Таким образом, предельная полезность выражает степень удовлетворенности от потребления дополнительной единицы продукта.
В связи с этим экономисты вывели правило максимизации полезности.

  1. Кривая безразличия и ее свойства. Оптимизация потребления.

    Кривая безразличия — геометрическое место точек, каждая из которых отвечает комбинации товаров X и Y, приносящих одну и ту же совокупную полезность потребителю. Другими словами, потребитель безразличен по отношению к точкам А, В, С и т.д., лежащим на кривой, поскольку в результате потребления любой из соответствующих этим точкам комбинаций двух товаров он получит равнозначную полезность. Очевидно, что в силу своих вкусов, пристрастий и обстоятельств каждый потребитель имеет свою собственную карту предпочтений.
    1)Кривая безразличия на каждой карте может быть сколь угодно много.
    2)Кривые, расположенные дальше от начала координат, соответствуют более высоким уровням совокупной полезности.
    3)Кривая безразличия, принадлежащие одной карте предпочтений, никогда не пересекаются, так как каждая из них показывает только один уровень полезности, отличный от других.
    4)Кривые выгнуты в сторону начала координат.
    5)По мере того как мы продвигаемся по кривой вправо, абсолютное значение ее наклона уменьшается, а кривая становится все более пологой. Такая форма кривой обусловлена убыванием предельной полезности.
    Поскольку совокупная полезность в каждой паре точек на отдельной кривой безразличия одна и та же, выигрыш в полезности от потребления количества блага X должен быть равен потере полезности от потребления меньшего количества блага Y. Таким образом, можно составить равенство MVх* ∆X=-MVу ∆Y. Если разделить каждую часть равенства на MVy и на ∆Х, получим ∆Y/A\∆X= - MVх/MVу. Левая сторона равенства характеризует наклон любой кривой.наклон кривой безразличия определяется отношением предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y. Другими словами, наклон кривой безразличия показывает предельную норму замещения и имеет отрицательный знак.

    Оптимизация потребления

    Потребитель желает выбрать такую комбинацию товаров Х и У, которая обеспечит максимальную совокупную полезность и при этом позволит не выйти за пределы своего бюджета. Решая эту задачу графически, потребитель будет продвигаться по линии бюджетного ограничения от точки ее пересечения с горизонтальной осью вверх. При этом линия бюджетного ограничения будет поочередно пересекать кривые безразличия, обеспечивающие все более высокие уровни общей полезности. В этой точке касания двух кривых (Е) достигается оптимальный выбор потребителя, при котором совокупная полезность в пределах данного бюджета максимизируется.

    Если продвигаться далее вверх по бюджетной линии за пределами точки Е, бюджетная линия начнет пересекать поочередно кривые безразличия, обеспечивающие все более низкий уровень совокупной полезности, удаляя тем самым потребителя от искомой цели. Таким образом, равновесие потребителя, или рациональный выбор потребителя, достигается в точке касания бюджетной линии с наивысшей доступной для касания кривой безразличия.

    Рассмотрим иную ситуацию, когда стоит задача получить некоторую полезность при минимальных затратах. В точке касания (Е) кривой безразличия с наиболее низко расположенной бюджетной линией будет достигнута поставленная цель: данная комбинация двух благ обеспечивает искомую полезность и стоит менее всего.

  2. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции.

    Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

    Признаки совершенной конкуренции: