Файл: П роблемы выбора в экономике. Кривая производственных возможностей. Проблема выбора рассматривается по модели Кривая производственных возможностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистого экспорта.


Метод формирования ВВП по источникам доходов является одним из трех методов исчисления ВВП, применяемых Госкомстатом России в рамках расчетов по СНС. Однако он не является основным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

Формирование валового внутреннего продукта по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. В этом расчете валовая прибыль/валовой смешанный доход является балансирующей статьей и определяется как разница между валовым внутренним продуктом, рассчитанным производственным методом, в рыночных ценах и оплатой труда наемных работников и чистыми налогами на производство и на импорт.
Данный метод используется Госкомстатом России только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального обьема или динамики.


Расчет ВВП в сопоставимых ценах осуществляется по двум направлениям: в разрезе отраслевого происхождения (производственный метод ) и с позиций использования. Динамический ряд рассчитывается и представляется в ценах предыдущего года. Такое представление обусловлено необходимостью в современных условиях активных структурных изменений, частой смены базового периода.

  1. 1   2   3   4


Совокупное предложение и факторы, его определяющие. Три отрезка кривой совокупного предложения.

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (AS) — это общее количество конечных товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) в экономике при разных уровнях цен.


Зависимости объема предложения от среднего уровня цен в стране называют КРИВОЙ AS, На характер кривой AS влияют:


а) ценовые факторы;

б) неценовые факторы.


Первые изменяют объем совокупного предложения (перемещение вдоль кривой AS). Вторые (изменения в технологии, ценах ресурсов, объеме применяемых ресурсов, на­логообложении фирм, структуре рынка и т. д.) приводят к сдвигу кривой AS.


Форма кривой AS толкуется по-разному классиками и кейнсианцами. Так, изменения величины совокупного предложения под влиянием одного и того же фактора могут быть неодинаковы, что обусловлено тем, какой период (короткий или долгий).


Ценовые факторы:
Эффект Кейнса (эффект процентной ставки) выражается в том, что с ростом цен растет спрос на деньги; при неизменном предложении денег растет ставка процента. Таким образом сокращается объем инвестиций в экономику, а значит, снижается и объем совокупного спроса:
Эффект Пигу (реальных кассовых остатков, или богат­ства) означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, приводит к сокращению потребления и, следова­тельно, совокупного спроса.

Эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокращается совокупный спрос в национальной экономике.



  1. С овокупный спрос и факторы, его определяющие. Кривая совокупного спроса. Наклон и сдвиги кривой совокупного спроса.

    Совокупный спрос (АD)– это реальный объем валового внутреннего продукта, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы приобретать при каждом данном уровне цен, т.е. экономический агрегат, суммирующий величины локальных спросов на все товары и услуги, предлагаемые на рынке.


Включает в себя:

- потребительский спрос;

- инвестиционный спрос;

- спрос со стороны государства;



- чистый экспорт.

Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом национального производства (ВВП), на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем ВВП, который может быть куплен. Это зависимость описывается кривой совокупного спроса.

Кривая АD показывает взаимосвязь между желаемыми или планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и при среднем уровне цен. Эта кривая носит нисходящий характер, т.е. негативный наклон. Этот наклон обусловлен:
1) эффектом процентной ставки (эффект Кейнса).

2) эффектом богатства (эффект реальных кассовых остатков, эффект Пигу).

3) эффектом импортных закупок (эффект обменного курса).
1. Эффект процентной ставки показывает, что при данном объёме денежной массы более высокий уровень цен повысит спрос на деньги и тем самым увеличит процентную ставку, уменьшая объём закупок потребительских товаров.
Более высокая процентная ставка сокращает объем закупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос.
Более низкая ставка поощряет население к кредитам, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары.
2. Эффект богатства показывает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, находящихся у населения, уменьшится.
Падение цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большое количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощущение увеличения богатства.
3. Эффект импортных закупок предполагает, что существует обратная зависимость между изменениями уровня цен в одной стране по сравнению с другими странами и изменением чистого объема экспорта в совокупном спросе.
В результате снижения курса национальной валюты, товары, приобретенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт и растет совокупный спрос.
Все три названных эффекта относятся к ценовым факторам спроса.

Изменение величины АD в результате изменения среднего уровня цен, отражается перемещением точек по кривой (из точки В в точку А – это ценовой фактор).
Неценовые факторы - изменение AD является:
1.Изменения в потребительских расходах в результате изменений:

а) благосостояния потребителя;

б) ожиданий потребителя;

в) задолженности потребителя;

г) налоговых ставок.

2.Изменения в инвестиционных расходах в результате изменений:

а) процентных ставок;

б) ожидаемых прибылей от инвестиций;

в) налогов с предприятий

г) технологии и использования избыточных мощностей.

3.Изменения в государственных расходах;

4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта.
Таким образом, неценовые факторы AD смещают кривую совокупного спроса или влево или вправо.

  1. Макроэкономическое равновесие. Различие кейнсианского и классического подходов в объяснении макроэкономического равновесия и его нарушений.

    Макроэкономическое равновесие – это главная проблема макроэкономического анализа, сбалансированное состояние экономической системы как единого целостного организма. Формой проявления равновесия экономической системы в целом служит сбалансированность и пропорциональность экономических процессов. Соответствие должно достигаться между следующими параметрами экономических систем:

- производством и потреблением;

- совокупным спросом и совокупным предложением;

- товарной массой и ее денежным эквивалентом;

- сбережениями и инвестициями;

- рынками труда, капитала и потребительских благ.


Нарушение общих пропорций будет проявляться в таких явлениях, как инфляция, спад производства, уменьшение объема национального продукта и снижение реальных доходов населения.


Макроэкономическое равновесие может быть частичным, одновременно общим и реальным.


Частичное равновесие- равновесие на индивидуальных товарных рынках, входящих в систему национальной экономики. Основы заложены в трудах А.Маршалла.


Одновременно общее равновесие – это равновесие как единая взаимосвязанная система, образованная всеми рыночными процессами на базе свободной конкуренции.


Реальное макроэкономическое равновесие – устанавливается фактически при несовершенной конкуренции и внешних факторах воздействия на рынке.



Общее экономическое равновесие называется устойчивым, если после нарушения восстанавливается при помощи рыночных сил. Если общее экономическое равновесие после нарушения не само восстанавливается и требуется государственное вмешательство, то такое равновесие называется неустойчивым. Основателем теории общего экономического равновесия считают Л.Вальраса.


Общее равновесие, по Л.Вальрасу, - это ситуация, когда равновесие устанавливается одновременно на всех рынках: потребительских благ, денег и труда, - и достигается оно в результате гибкости системы относительных цен.


Закон Вальраса: сумма избыточного спроса и сумма избыточного предложения на всех рынках совпадает, т.е. денежная стоимость всех товаров на стороне предложения равна общей стоимости товаров на стороне спроса.
Экономисты классической школы исходили из того, что рыночная система в долгосрочном периоде обеспечивает полное использование ресурсов. Возникающие диспропорции преодолеваются в результате автоматического саморегулирования рынка. Благодаря ему, в экономике всегда достигается объем производства, соответствующий полной занятости.

Кейнсианская теория явилась теоретическим обоснованием нового подхода к роли государства в экономике. Они доказали необходимость обязательного вмешательства государства особенно в условиях спада производства, снижения деловой активности и связанной с этим безработицей, проводя экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику.
В отличие от классиков кейнсианская теория полагает, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос (AD). Самым главным недостатком, по мнению Кейнса, является то, что классическая школа не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая создаёт неблагоприятную социальную ситуацию. AS принимает форму прямой параллельной оси ОХ, что отражает негибкий характер цен.
Кейнсианцы считают, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, что, являясь элементом AD (это неценовые факторы), увеличивает AD.

  1. Потребление и сбережение, факторы их определяющие. Предельная склонность к потреблению и сбережению. Средняя склонность к потреблению и сбережению.

    Под потреблением в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Под сбережением понимается, та часть дохода, которая не потребляется. Иными словами, сбережение означает сокращение потребления. Основной вклад в развитие концепции потребительского рынка внес Дж.М. Кейнс. Классическая школа исходила из предположения о том, что величины потребления обратно пропорциональная величине процентной ставки, так как рост величины процентной ставки должен повышать величину сбережений, что соответственно вызывает снижение величины потребления, так как экономические агенты могут либо сберегать, либо потреблять имеющиеся у них средства. Кейнс, в отличие от представителей классической школы, предположил, что экономические агенты формируют свое потребление исходя из величины текущего дохода. Так же он сформулировал основной психологический закон, характеризующий поведение потребителей, склонных, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов не в той мере, в какой растет их доход. Для исследования концепции поведения потребителей применяются показатели, характеризующие склонность индивида к потреблению (желание покупать потребительские товары).