Файл: П роблемы выбора в экономике. Кривая производственных возможностей. Проблема выбора рассматривается по модели Кривая производственных возможностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;

однородность и делимость продаваемой продукции;

отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;

высокая мобильность факторов производства;

равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров);

наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;

отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться.
При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.
Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.


  1. Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции.

    Монополистическая конкуренция — это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших произво­дителей предлагает схожую, но не идентичную продукцию.


Основными признаками монополистической конкурен­ции являются:

1) относительно небольшая доля рынка, приходящаяся на одну фирму, а, следовательно, ограниченный контроль над ценой;

2) сравнительно большое число фирм; отсюда тайный сговор с целью ограничения объема выпуска и искусственного повышения (понижения) цены практически невозможен;

3) фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;

4) дифференциация продукта в различных фирмах связана со следующими аспектами:

а) качество продукта — долговечность, дизайн, мощность и т.п.;

б) услуги и условия, связанные с реализацией продукта, — сервис, послепродажное обслуживание, доставка, гарантийные обязательства и т.п.;

в) размещение и доступность продукта (например, супермаркеты с более низкими ценами или небольшие магазины на оживленных улицах);

г) реклама, упаковка, фирменные знаки, престиж;

5) экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но и на неценовых факторах;

6) относительно легкое вступление в отрасль, так как требуемый для этого капитал невелик. Возможные финансовые барьеры связаны с необходимостью производства и продвижения изделия, которое отличается от продуктов конкурентов.


Особенностью поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде, является то, что ее кривые спроса и предельного дохода более эластичны по сравнению с монополией. Степень эластичности данных кривых зависит от числа конкурентов и дифференциации продукта. Чем больше конкурентов на рынке и выше степень дифференциации, тем эластичнее спрос и предельный доход. В остальном, объем выпуска, максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки, и цена определяются так же, как и при монополии.


В краткосрочном периоде фирмы в условиях монополистической конкуренции могут получать экономическую прибыль или нести убытки. Однако в результате конкуренции экономические прибыли и убытки устраняются.




В долгосрочном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли.

  1. Поведение предприятия в условиях чистой монополии.

    Монополии всегда выпускают однородный товар. Для такой модели рынка характерны следующие черты:

· реализуемый продукт данной фирмы уникален

· выступает на рынке 1 продавец

· фирма назначает свои цены


Цель монополии: получить монопольно максимальный доход, монопольная цена обеспечивает прибыль сверх нормальной.

Монополист владеет рыночной властью, и он назначает цену, продавец может изменять цену в достаточно широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.

  1. Поведение предприятия в условиях олигополии. Модели олигополии.

    Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чистую монополию. Термин «олигополия» был введен в научный оборот английским экономистом Э. Чемберлином. отличительными признаками олигополии являются следующие:

1) в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (2-5)

2) эти фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение.

3) продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцирован.

4) вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами

5) кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии


Ввиду малочисленности фирм, поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию (в том числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов.

Модель сговора. 2-4 фирмы-олигополиста могут напрямую договориться о совместной стратегии и тактике, установить выгодные каждому партнеру цены и поделить рынок между собой, определив оптимальный размер отраслевого предложения и долю каждого участника в отраслевом производстве.
Группа фирм, осуществляющих раздел отраслевого рынка и совместно принимающих решения о ценах и объема производства, называется картелем.
Тайный сговор. Форм скрытого сговора может быть достаточно много рассмотрим наиболее значимые.
Модель лидерства в ценах описывает ситуацию, при которой в отрасли существует достаточно большое количество фирм, но при этом только одна крупная фирма играет роля явного лидера. Лидер определяет ценовую политику, которой следует все остальные.

Когда отсутствует явный лидер, фирмы могут следовать при ценообразовании каким-либо простыми общепринятыми правилами. Такие правила игры в силу их простоты, общеизвестности и доступности называются правила большого пальца. Цена продукта будет определятся по формуле: средние издержки плюс надбавка на прибыль.
Отсутствие сговора. Во многих случаях на олигополистическом рынке сговор отсутствует. Рассмотрим основные модели такого типа.
Модель ломаной кривой спроса предполагает, что в случае повышения цены одной из фирм ее конкуренты не последуют ее примеру. Если же одна из фирм понизит цену, то конкуренты вынуждены будут сделать то же самое. Теория исходит из посылки, что эластичность спроса в ответ на повышение цены и в ответ на понижение цены будет разной. В результате кривая спроса будет состоять из двух разных кривых, в итоге образуется излом

Если фирма повышает цену, а конкуренты- нет, спрос на продукт данной фирмы быстро сократится, и она будет вынуждена вернуться к прежнему уровню цены. Если фирма понижает цену, конкуренты поступают также, поэтому фирме не удается завоевать больший сегмент рынка, спрос на ее продукт не будет существенно увеличен, так что понижение цены не имеет особого смысла.

  1. Общественное воспроизводство и его составляющие. Модель кругооборота доходов и расходов.

    Общественным воспроизводством называется процесс непрерывного самоподдержания и самовозобновления экономической активности в рамках отдельной страны или мирового хозяйства в целом.


Общественное воспроизводство позволяет существовать национальной экономике как органическому целому, т.е. не просто как совокупность предприятий, домохозяйств, отраслей, сфер, комплексов, а как самовоспроизводящейся системы. Это означает, что взаимодействие и взаимосвязи между элементами данной системы создают условия для непрерывного продолжения и повторения экономических процессов.
Общественное воспроизводство включает четыре взаимосвязанные стадии: производство, распределение, обмен, потребление (рис. 2).
По характеру использования полученного ресурса доходов выделяют следующие типы воспроизводства:
Простое воспроизводство – это процесс, при котором объемы выпускаемой продукции неизменны, а также неизменны размеры функционирующего капитала, весь полученный доход идет на личное потребление.

Расширенное воспроизводство – процесс увеличения объемов производимой продукции, сопровождаемый ростом и совершенствованием используемого капитала, полученный доход используется для приобретения дополнительный ресурсов.
Суженое воспроизводство – процесс производства возобновляется в сокращенном объеме в силу отсутствия доходов или нецелесообразности развития данного вида производства.





  1. Cпособы расчета ВВП: по добавленной стоимости, по доходам, по конечному использованию.

    Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой конечный результат производственной деятельности резидентных единиц- производителей в течение данного периода времени и исчисляется в рыночных ценах. Он предназначен для характеристики взаимосвязанных аспектов экономического процесса: производства товаров и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования товаров и услуг. В зависимости от направлений исследования показателя валового внутреннего продукта его оценка проводится в текущих и сопоставимых ценах, а также может рассчитываться в постоянных ценах базового периода.


Для целей сопоставительного и структурного анализа, обобщения различных характеристик социально-экономической ситуации за определенный период времени рассчитывается номинальный валовой внутренний продукт - объем ВВП в текущих ценах рассматриваемого периода.


Для анализа изменения валового внутреннего продукта за определенный период (в первую очередь - год) рассчитывается темп реального ВВП. При этом темп реального ВВП по отношению к предыдущему периоду (году) рассчитывается в сопоставимых ценах предыдущего периода (года).


Кроме того, для анализа и прогнозирования макроэкономических процессов в течение продолжительного периода могут разрабатываться динамические ряды реального ВВП в постоянных ценах базового периода (года).


ВВП может быть рассчитан тремя методами: производственным, использования и методом формирования ВВП по источникам доходов.


ВВП при расчете производственным методом получается как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране, с одной стороны, и промежуточным потреблением - с другой, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом обьемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, то есть не включающих налоги на продукты, но включающих субсидии на продукты. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и на импорт.