Файл: Рабочая программа по музыке в 58 х классах составлена на основе Федерального Закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273 фз Об образовании в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



7 класс





Тема урока


Основное содержание урока

Виды учебной деятельности (УУД)

Домашнее задание

Дата

План факт

Особенности драматургии сценической музыки 16 ч




1

Классика и современность.


Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической му­зыки прошлого.

Соотносить основные образно-эмо­циональные сферы музыки, специфичес­кие особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства на­родной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполне­нии (пении, игре на инструментах, му­зыкально-пластическом движении) раз­личные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Инсценировать фрагменты популяр­ных мюзиклов и рок-опер.

Называть имена выдающихся рус­ских и зарубежных композиторов, при­водить примеры их произведений.

Определять по характерным призна­кам принадлежность музыкальных про­изведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народ­ная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятель­ность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (со­вершенствовать умения и навыки само­образования).

Применять информационно-комму­никационные технологии для музыкаль­ного самообразования.

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в ос­воении содержания музыкальных произ­ведений.

Защищать творческие исследова­тельские проекты (вне сетки часов).

Подобрать музыкальные иллюстрации к теме «Музыка Моцарта в современ ной обработке»




2

В музыкальном театре. Опера.


Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.

Запись названий опер и музыкальных жанров, характеризующих действующих лиц, по рубрикам: «Увертюра», «Арии», «Песни», «Хоры», «Оркестровые номера».




3

Опера «Иван Сусанин».


Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев.

Устное сообщение творчество А. Бородина





4

Опера «Князь Игорь».


Музыкальные образы оперных героев «Судьба человеческая – судьба народная». «Родина моя! Русская земля».


Записи в тетради.




5

В музыкальном театре. Балет.


Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и поло­вецкой). Музыкальные образы оперных героев.

Читать «Слово о полку Игореве». Подобрать иллюстрации к тексту




6

Балет «Ярославна».

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль.

Записи в тетради, подготовка сообщения.




7

Героическая тема в русской музыке.

Исследовательский проект «Жизнь даёт для песни образы и звуки…».


Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Записи в тетради




8

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы...».



Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера.

Записи в тетради




9

Опера «Кармен».


Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние.

Записи в тетради.




10

Новое прочтение оперы Бизе.


Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета.

Записи в тетради.




11

Сюжеты и образы духовной музыки.


Музыка И. С. Баха - язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. «Высокая месса» - вокально-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России в творчестве С. В. Рахманинова.

Записи в тетради




12

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»


Углубление знакомства с рок-оперой Э. JI. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев.

Рисунки по теме урока.




13

Музыка к драматическому спектаклю.


Знакомство с музыкой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты.

Записи в тетради.




14

Музыканты – извечные маги.


Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика.

Повторение тем раздела.




15

Обобщение материала II четверти. Исследовательский проект «Музыкальная культура родного края».











16

Музыкальная драматургия — развитие музыки.

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в му­ыке - развитие. Принципы (способы) музы­кального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Записи в тетради, подготовка сообщения.




Особенности драматургии камерной и симфонической музыки 18ч

17

Камерная инструментальная музыка.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и ду­ховного. Музыкальные образы духовной музыки.

Различать простые и сложные жан­ры вокальной, инструментальной, сце­нической музыки.

Характеризовать музыкальные про­изведения (фрагменты).

Определять жизненно-образное со­держание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Наблюдать за развитием музыкаль­ных образов.

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития образов музыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классичес­кого репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий зна­комых музыкальных сочинений.

Разыгрывать народные песни.

Участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Участвовать в коллективной дея­тельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощать в различных видах музы­кально-творческой деятельности знако­мые литературные и зрительные образы.

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы,

и др

Ориентироваться в составе испол­нителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопро­вождения.

Воспринимать и определять разно­видности хоровых коллективов по мане­ре исполнения.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных об­разов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргумен­тируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музы­кальных произведений на основе взаи­модействия различных видов искусства.

Принимать участие в создании тан­цевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.

Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.

Выявлять возможности эмоциональ­ного воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, теат­ральных и т. п.).

Исполнять музыку, передавая ее ху­дожественный смысл.

Оценивать и корректировать собст­венную музыкально-творческую деятель­ность.

Исполнять отдельные образцы на­родного музыкального творчества своей республики, края, региона.

Подбирать простейший аккомпане­мент в соответствии с жанровой основой произведения.

Ориентироваться в джазовой музы­ке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.

Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п.

Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально -театральных спектаклей и др.

Выполнять задания из творческой тетради.

Защищать творческие исследова­тельские проекты (вне сетки часов).

Записи в тетради.




18

Циклические формы инструментальной музыки.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке.

Сообщение М. Моцарт




19

Соната.

Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, ре­приза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: JI. ван Бетховена, С. С. Прокофьева, В. А. Моцарта.

Записи в тетради, подготовка сообщения.




20

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло ли­тавр» Й. Гайдна.

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, А. Моцарта, С. Прокофьева, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов сим­фонической музыки.

Записи в тетради, подготовка сообщения




21

Симфония № 40 В.-А. Моцарта.

Записи в тетради, подготовка сообщения




22

Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева.

Записи в тетради, подготовка сообщения




23

Симфония № 5 Л. Бетховена.

Записи в тетради, подготовка сообщения




24

Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

Исследовательский проект «Классика на мобильных телефонах».

Записи в тетради, подготовка сообщения




25

Симфония № 1 В. Калинникова.

Записи в тетради, подготовка сообщения




26

Симфония № 5 П. Чайковского.

Записи в тетради, подготовка сообщения




27

Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича.

Записи в тетради, подготовка сообщения




28

Симфоническая картина.

Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины.

Записи в тетради, подготовка сообщения




29

Инструментальный концерт.

Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна.

Записи в тетради, подготовка сообщения




30,31

Музыка народов мира.

Углубленное знакомство с творчеством разных народов

Записи в тетради, подготовка сообщения




32,33

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Знакомство с популярными хитами из мюзиклов и рок-опер.


Записи в тетради, подготовка сообщения




34

Обобщение материала IV четверти. Исследовательский проект «Есть ли у симфонии будущее?».














  1. класс





Тема урока


Основное содержание урока

Виды учебной деятельности (УУД)

Домашнее задание

Дата

План факт

Классика и современность 18 ч

1

Классика в нашей жизни



Виды искусства, художественный образ, стиль, язык. Терменвокс. Орган. Электрогитара. Интерпретация, аранжировка, ремикс.

Определять роль музыки в жизни человека.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель).

Эмоционально-образно восприни­мать и оценивать музыкальные произ­ведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в си­туации выбора.

Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произ­ведениях разных жанров и стилей.



Записи в тетради.




2

В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь»..

Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века. Познакомить учащихся с современным прочтением произведения «Слово о полку Игореве» в жанре балета.

Сообщение по теме.




3

Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны»

Сообщение по теме.




4

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна».



Расширение и углубление знаний о балете. Балет – как крупный музыкально- сценический жанр.







5

В музыкальном театре. Мюзикл.

Формирование представления о театральном искусстве мюзикле.

Выявлять (распознавать) особен­ности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной вы­разительности.

Называть имена выдающихся отече­ственных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значи­мые их произведения и интерпретации.

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

Анализировать и обобщать много­образие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Творчески интерпретировать содер­жание музыкальных произведений, ис­пользуя приемы пластического интони­рования, музыкально-ритмического дви­жения, импровизации.
Использовать различные формы ин­дивидуального, группового и коллектив­ного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимодей­ствия музыки с другими видами искус­ства.

Анализировать художественно-образ­ное содержание, музыкальный язык про­изведений мирового музыкального ис­кусства.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в справоч­ной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.

Самостоятельно исследовать твор­ческие биографии композиторов, испол­нителей, исполнительских коллективов.








6

В музыкальном театре. Рок-опера.

Рок-опера. Состав инструментов. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев.







7

Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание».







8

Обобщающий урок 1 четверти.

Исследовательский проект «Музыкальный театр: прошлое и настоящее».










9

Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»

Шатобриана: «Счастье можно найти толь-

ко на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства.

Воплощение коллизии в увертюре-фантазии

П. Чайковского «Ромео и Джульетта»

(конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания

трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание);








10

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта».

Сообщение Э. Григ




11

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт

Познакомить с творчеством норвежского композитора Э.Грига и с музыкой к драме Г.Ибсена “Пер Гюнт”; развивать у учащихся чувства прекрасного.


Сообщение А. Шнитке




12

«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».


  • Знакомство с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты»;

  • Продемонстрировать учащимся, как один феномен искусства порождает другой. Показать, как связаны искусство слова, музыки, тетра;

  • Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения;

  • Развивать навыки монологической речи; вокальные способности обучающихся;

  • Учить воспринимать и анализировать музыкальные произведения разных жанров;

  • Прививать вкус к подлинному искусству, учить пониманию предназначения искусства и его роли в жизни общества;










13

«Гоголь-сюита». Образы «Гоголь-сюиты»







14

Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму «Властелин колец».

Изучить музыку в кинематографе. Разобраться в эволюции киномузыки от момента её зарождения до наших

Увидеть разные грани творчества композиторов XX века.


Сравнивать музыкальные произведе­ния разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в му­зыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкаль­ные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации куль­турного досуга, при составлении домаш­ней фонотеки, видеотеки и пр.

Называть крупнейшие музыкаль­ные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, му­зеи).

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

Анализировать и обобщать жанро-во-стилистические особенности музы­кальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) вопло­щения различных художественных обра­зов.

Самостоятельно исследовать твор­ческую биографию одного из популяр­ных исполнителей, музыкальных коллек­тивов и т.п.








15

Обобщающий урок 2 четверти.

Исследовательский проект «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители».










16

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта

 Формирование целостного представления о музыкальном жанре симфония. Творчество Ф. Шнитке

Сообщение на выбор Ф. Шнитке, П. Чайковский, С. Прокофьев.




17

Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева.

Знакомство с жанровым разнообразием симфонического творчества П. Чайковского, С. Прокофьего. Выяснение, каким образом эпоха влияла на создателей симфоний и находила отражение в их произведениях.

Повторение пройденных тем




18

Контрольно обобщающий урок










Традиции и новаторства в музыке 16 ч

19

Музыка — это огромный мир, окружающий человека.

Формировать оценочные критерии роли музыки в жизни человека прошлого и   настоящего.

Обмениваться впечатлениями о те­кущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Импровизировать в одном из совре­менных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Ориентироваться в джазовой музы­ке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мне­ние о ее художественной ценности.

Осуществлять проектную деятель­ность.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных про­изведений.

Защищать творческие исследова­тельские проекты

Сообщение Дж.Гришвин




20

Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном театре…

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера

Записи в тетради




21

Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин.

Сообщение Ж.Бизе




22

Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе.

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». Отражение в музыке мысли и чувства человека, менталитет страны, к которой принадлежат главные герои. развитие музыкальной драматургии в оперном жанре. Понимание историческое значение оперы «Кармен», утверждающее права и достоинства человека.

Основное содержание оперы «Кармен»




23

Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе.

Записи в тетради




24

Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин.

Знакомство с искусством хореографии, как находят отражение не только мысли и чувства человека, но и целая эпоха. Развитие хореографического искусства в потоке времени. Знакомство с жанровым разнообразием балета и с его величайшими исполнителями. Осмыслим особенности музыкального языка Р. Щедрина.

Сообщение Р.Щедрин




25

Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин

Отличие балета от оперы




26

Обобщающий урок 3 четверти. Исследовательский проект «Музыка народов мира: красота и гармония

Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями,

миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией







27

Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира.

Отражение мысли и чувства человека. Развитием традиций и новаторства.

Сообщение Великая Отечественная война в музыке.




28

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович.


Создание величайших произведений нашей музыкальной культуры – седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. характер ее музыкальных образов, принципы их взаимодействия. Как композитор музыкальным языком передал ужас блокады Ленинграда и героизм нашего народы в годы Великой Отечественной Войны.

Сообщение Барокко в музыке




29

Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке

Музыка эпохи барокко; знакомство с особенностями развития музыкальной культуры барокко;творчество великих композиторов: А.Вивальди, Г.Ф.Генделя, И.С.Баха.

Записи в тетради




30

Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыкальные образы духовной музыки.

Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла

слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости).

Разумовского. Россия, Россия (пение)


Сообщение Г.В. Свиридов




31

Литературные страницы. Стихи русских поэтов.

Развитие религиозной музыки православной традиции. знаменный распев и партесное пение. Почему известные композиторы обращались к духовной музыке, какие нравственные и философские идеалы вдохновляли их на создание произведений на литургические тексты.

Записи в тетради




32

Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в храм…»

Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»

(слушание); Ю. Чичков, стихи Ю.

Записи в тетради




33

Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в храм…»

Записи в тетради




34

Исследовальский проект « Музыкальное завещание потомкам»

Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями,

миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией.