Файл: Рабочая программа по музыке в 58 х классах составлена на основе Федерального Закона об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273 фз Об образовании в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7 класс
№ | Тема урока | Основное содержание урока | Виды учебной деятельности (УУД) | Домашнее задание | Дата План факт |
Особенности драматургии сценической музыки 16 ч | | ||||
1 | Классика и современность. | Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. | Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность. Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования). Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов). | Подобрать музыкальные иллюстрации к теме «Музыка Моцарта в современ ной обработке» | |
2 | В музыкальном театре. Опера. | Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. | Запись названий опер и музыкальных жанров, характеризующих действующих лиц, по рубрикам: «Увертюра», «Арии», «Песни», «Хоры», «Оркестровые номера». | | |
3 | Опера «Иван Сусанин». | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев. | Устное сообщение творчество А. Бородина | | |
4 | Опера «Князь Игорь». | Музыкальные образы оперных героев «Судьба человеческая – судьба народная». «Родина моя! Русская земля». | Записи в тетради. | | |
5 | В музыкальном театре. Балет. | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. | Читать «Слово о полку Игореве». Подобрать иллюстрации к тексту | | |
6 | Балет «Ярославна». | Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль. | Записи в тетради, подготовка сообщения. | | |
7 | Героическая тема в русской музыке. Исследовательский проект «Жизнь даёт для песни образы и звуки…». | Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. | Записи в тетради | | |
8 | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы...». | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. | Записи в тетради | | |
9 | Опера «Кармен». | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. | Записи в тетради. | | |
10 | Новое прочтение оперы Бизе. | Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета. | Записи в тетради. | | |
11 | Сюжеты и образы духовной музыки. | Музыка И. С. Баха - язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. «Высокая месса» - вокально-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России в творчестве С. В. Рахманинова. | Записи в тетради | | |
12 | Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» | Углубление знакомства с рок-оперой Э. JI. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев. | Рисунки по теме урока. | | |
13 | Музыка к драматическому спектаклю. | Знакомство с музыкой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты. | Записи в тетради. | | |
14 | Музыканты – извечные маги. | Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика. | Повторение тем раздела. | | |
15 | Обобщение материала II четверти. Исследовательский проект «Музыкальная культура родного края». | | | | |
16 | Музыкальная драматургия — развитие музыки. | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в муыке - развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. | Записи в тетради, подготовка сообщения. | | |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки 18ч | |||||
17 | Камерная инструментальная музыка. | Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты). Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх-драматизациях. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.). Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона. Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами. Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п. Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально -театральных спектаклей и др. Выполнять задания из творческой тетради. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов). | Записи в тетради. | |
18 | Циклические формы инструментальной музыки. | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. | Сообщение М. Моцарт | | |
19 | Соната. | Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: JI. ван Бетховена, С. С. Прокофьева, В. А. Моцарта. | Записи в тетради, подготовка сообщения. | | |
20 | Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр» Й. Гайдна. | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, А. Моцарта, С. Прокофьева, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки. | Записи в тетради, подготовка сообщения | | |
21 | Симфония № 40 В.-А. Моцарта. | Записи в тетради, подготовка сообщения | | ||
22 | Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева. | Записи в тетради, подготовка сообщения | | ||
23 | Симфония № 5 Л. Бетховена. | Записи в тетради, подготовка сообщения | | ||
24 | Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Исследовательский проект «Классика на мобильных телефонах». | Записи в тетради, подготовка сообщения | | ||
25 | Симфония № 1 В. Калинникова. | Записи в тетради, подготовка сообщения | | ||
26 | Симфония № 5 П. Чайковского. | Записи в тетради, подготовка сообщения | | ||
27 | Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича. | Записи в тетради, подготовка сообщения | | ||
28 | Симфоническая картина. | Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. | Записи в тетради, подготовка сообщения | | |
29 | Инструментальный концерт. | Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна. | Записи в тетради, подготовка сообщения | | |
30,31 | Музыка народов мира. | Углубленное знакомство с творчеством разных народов | Записи в тетради, подготовка сообщения | | |
32,33 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. | Знакомство с популярными хитами из мюзиклов и рок-опер. | Записи в тетради, подготовка сообщения | | |
34 | Обобщение материала IV четверти. Исследовательский проект «Есть ли у симфонии будущее?». | | | |
-
класс
№ | Тема урока | Основное содержание урока | Виды учебной деятельности (УУД) | Домашнее задание | Дата План факт |
Классика и современность 18 ч | |||||
1 | Классика в нашей жизни | Виды искусства, художественный образ, стиль, язык. Терменвокс. Орган. Электрогитара. Интерпретация, аранжировка, ремикс. | Определять роль музыки в жизни человека. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель). Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. | Записи в тетради. | |
2 | В музыкальном театре. Опера. Опера «Князь Игорь».. | Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века. Познакомить учащихся с современным прочтением произведения «Слово о полку Игореве» в жанре балета. | Сообщение по теме. | | |
3 | Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. «Плач Ярославны» | Сообщение по теме. | | ||
4 | В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». | Расширение и углубление знаний о балете. Балет – как крупный музыкально- сценический жанр. | | | |
5 | В музыкальном театре. Мюзикл. | Формирование представления о театральном искусстве мюзикле. | Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. Решать творческие задачи. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы. Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. | | |
6 | В музыкальном театре. Рок-опера. | Рок-опера. Состав инструментов. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев. | | | |
7 | Человек есть тайна. Рок-опера «Преступление и наказание». | | | ||
8 | Обобщающий урок 1 четверти. Исследовательский проект «Музыкальный театр: прошлое и настоящее». | | | | |
9 | Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» | Шатобриана: «Счастье можно найти толь- ко на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства. Воплощение коллизии в увертюре-фантазии П. Чайковского «Ромео и Джульетта» (конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения. Музыкальный материал: П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание); | | | |
10 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». | Сообщение Э. Григ | | ||
11 | Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт | Познакомить с творчеством норвежского композитора Э.Грига и с музыкой к драме Г.Ибсена “Пер Гюнт”; развивать у учащихся чувства прекрасного. | Сообщение А. Шнитке | | |
12 | «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». |
| | | |
13 | «Гоголь-сюита». Образы «Гоголь-сюиты» | | | ||
14 | Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день... Музыка к фильму «Властелин колец». | Изучить музыку в кинематографе. Разобраться в эволюции киномузыки от момента её зарождения до наших Увидеть разные грани творчества композиторов XX века. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Анализировать и обобщать жанро-во-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п. | | |
15 | Обобщающий урок 2 четверти. Исследовательский проект «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители». | | | | |
16 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта | Формирование целостного представления о музыкальном жанре симфония. Творчество Ф. Шнитке | Сообщение на выбор Ф. Шнитке, П. Чайковский, С. Прокофьев. | | |
17 | Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. | Знакомство с жанровым разнообразием симфонического творчества П. Чайковского, С. Прокофьего. Выяснение, каким образом эпоха влияла на создателей симфоний и находила отражение в их произведениях. | Повторение пройденных тем | | |
18 | Контрольно обобщающий урок | | | | |
Традиции и новаторства в музыке 16 ч | |||||
19 | Музыка — это огромный мир, окружающий человека. | Формировать оценочные критерии роли музыки в жизни человека прошлого и настоящего. | Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений. Защищать творческие исследовательские проекты | Сообщение Дж.Гришвин | |
20 | Музыканты — извечные маги. И снова в музыкальном театре… | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера | Записи в тетради | | |
21 | Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Гершвин. | Сообщение Ж.Бизе | | ||
22 | Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе. | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». Отражение в музыке мысли и чувства человека, менталитет страны, к которой принадлежат главные герои. развитие музыкальной драматургии в оперном жанре. Понимание историческое значение оперы «Кармен», утверждающее права и достоинства человека. | Основное содержание оперы «Кармен» | | |
23 | Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе. | Записи в тетради | | ||
24 | Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин. | Знакомство с искусством хореографии, как находят отражение не только мысли и чувства человека, но и целая эпоха. Развитие хореографического искусства в потоке времени. Знакомство с жанровым разнообразием балета и с его величайшими исполнителями. Осмыслим особенности музыкального языка Р. Щедрина. | Сообщение Р.Щедрин | | |
25 | Балет «Кармен-сюита» (фрагменты). Р. Щедрин | Отличие балета от оперы | | ||
26 | Обобщающий урок 3 четверти. Исследовательский проект «Музыка народов мира: красота и гармония | Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями, миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией | | | |
27 | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. | Отражение мысли и чувства человека. Развитием традиций и новаторства. | Сообщение Великая Отечественная война в музыке. | | |
28 | В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович. | Создание величайших произведений нашей музыкальной культуры – седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. характер ее музыкальных образов, принципы их взаимодействия. Как композитор музыкальным языком передал ужас блокады Ленинграда и героизм нашего народы в годы Великой Отечественной Войны. | Сообщение Барокко в музыке | | |
29 | Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко в музыке | Музыка эпохи барокко; знакомство с особенностями развития музыкальной культуры барокко;творчество великих композиторов: А.Вивальди, Г.Ф.Генделя, И.С.Баха. | Записи в тетради | | |
30 | Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыкальные образы духовной музыки. | Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла слов апостола Павла: «Любовь никогда не перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Разумовского. Россия, Россия (пение) | Сообщение Г.В. Свиридов | | |
31 | Литературные страницы. Стихи русских поэтов. | Развитие религиозной музыки православной традиции. знаменный распев и партесное пение. Почему известные композиторы обращались к духовной музыке, какие нравственные и философские идеалы вдохновляли их на создание произведений на литургические тексты. | Записи в тетради | | |
32 | Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в храм…» | Воплощение идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова. Музыкальный материал: Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (слушание); Ю. Чичков, стихи Ю. | Записи в тетради | | |
33 | Неизвестный Свиридов. «О России петь — что стремиться в храм…» | Записи в тетради | | ||
34 | Исследовальский проект « Музыкальное завещание потомкам» | Итоговое обсуждение содержания темы года «Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями, миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией. | | |