Файл: Урока Оргмомент Актуализация темы. Целеполагание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Вот они – нашей дороги строители!».


Власть и народ в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»

Ход урока


  1. Оргмомент

  2. Актуализация темы. Целеполагание.

- В начале этого урока обратимся к вашему жизненному опыту, личным воспоминаниям, прежде чем перейти к анализу стихотворения. Скажите, пожалуйста, приходилось ли вам ездить на поезде? Какие чувства вы испытывали во время такой поездки? О чём вы думали, глядя в окно проезжающего поезда? (варианты ответов учеников).

- А задумывались ли вы во время поездки, когда и кем была построена эта железная дорога? Вам важно это?

- Вот для поэта Н.А. Некрасова, автора стихотворения, которое и называется «Железная дорога», этот вопрос очень важен. Сегодня на уроке разберёмся, почему это так.

- Давайте попробуем ответить на этот вопрос: кто же строит железную дорогу? Кто эти люди? (строители, рабочие; профессионалы и люди без специальных знаний, выполняющие тяжелую работу = народ).

- А кто отдает приказ о строительстве такого масштабного объекта, затем руководит ходом работ? (чиновники = власть).

- Подумайте, учитывая всё сказанное, как можно сформулировать тему урока?

- О чём мы будем говорить на уроке? Чему должны научиться в результате работы? На уроке мы должны определить, как в своем стихотворении Н.А. Некрасов разрешает одну из важных, можно сказать, вечных проблем нашего общества проблему отношений власти и народа.

  1. Знакомство с новым материалом

Дома вы должны были подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.

- Где учился Некрасов? Когда проявился у него интерес к литературе? 11летпоступилвЯрославскуюгимназию,тамипроявилсяинтересклитературе).

- С какими трудностями была связана жизнь Некрасова в Петербурге?
(Так какпоэтрешилпоступатьвУниверситет,аневДворянскийполк(военнуюшколу),как хотел его отец, то 16- летнему Некрасову пришлось жить в нужде,принимаясьза любимые случайные заработки).

Многие стихотворения Н.А. Некрасова посвящены родной русской реке Волге. Здесь, на берегу Волги, в родительском имении Грешнево, прошли детство и юность Некрасова. Позже Некрасов купит у потомков князя М.Н. Голицына усадьбу Карабиха, расположенную на берегу Волги. Сюда он будет приезжать летом на протяжении многих лет (с 1862-1875 гг.). Рассмотрим виды усадьбы Карабиха (фотография в учебнике) и прочитаем, какое место занимала Карабиха в жизни Некрасова.

Комментарийучителя:


Николай Алексеевич Некрасов вырос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в душу ребенка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков - наёмные рабочие в России, которые, идя по берегу, тянули при помощи бечевы речное судно против течения.

Отец будущего поэта был жестоким помещиком-крепостником. Он запрещал сыну бывать в убогих крестьянских избах, играть с крестьянскими детьми. Но мальчик, улучив удобную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Поэтому нелегкую жизнь крестьян, их труд он знал очень хорошо. Это и помогло в дальнейшем поэту в изображении нелегкой крестьянской доли.

Летом 1838 года Некрасов, не окончив курса гимназии, против воли отца переехал в Петербург, горя желанием стать литератором. После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом, выпускал журналы и

вошел в сознание русских людей как заступник и певец народа. Сильная воля и постоянный труд сделали Н.А. Некрасова, который приехал в Петербург, не имея средств на жизнь, одним из самых образованных и авторитетных писателей и редактором крупнейших в стране журналов.

Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Некрасова «Железная дорога». Поэтому мы с вами отправимся в путешествие. Но это не простое путешествие. Мы поедем по Николаевской железной дороге. Представьте, что вы дамы и господа XIX века. 1851 год. Только что запущена новая железнодорожная ветка Москва-Санкт-Петербург. Получите свои билеты. В конце путешествия, пожалуйста, ответьте на вопросы о нашей поездке и железной дороге.


  1. Беседа с классом

- Итак, мы едем по Николаевской железной дороге, строительство которой описано в стихотворении Н.А. Некрасова.

- Послушайте о том, как шло строительство Николаевской железной дороги. (Сообщение ученика).

-Теперь узнаем, что о Николаевской железной дороге рассказывает Н.А. Некрасов. Как построено стихотворение? Сколько частей выделяет автор? (4части)

-Внимательно прослушаем 1-ю часть. (чтение 1-й части).

- Что представляет собой 1-я часть? (Этопейзаж,изображениеосенней природы).

- Каким настроением она проникнута? (Настроениембодрости,ясности,покоя).

  • С помощью каких изобразительно-выразительных средств создается это радостное настроение необыкновенной осени? Давайте найдем их в тексте. (Эпитеты: усталые силы, студеная речка, морозные ночи, ясные, тихие дни.воздухздоровый,ядреный,осеньславная.Метафора:безобразьевприроде.Сравнение:лед,кактающий сахар; лес, какмягкая постель; листья, как ковер. Повтор: славная осень! Инверсия: на речкестуденой;Лечу я; порельсам чугунным).


-Что можно сказать о человеке, который так видит картину природы? (Онлюбит своюРодину. Этотворец,которыйоткрываетпрекрасноевсамомобыденном).

  • Перейдем ко 2-й части. (Чтение 2-ой части)

  • С чего начинает автор эту часть? (Возражая генералу, поэт просит разрешенияпоказатьВане правду остроительстве).

  • Обратите внимание, автор говорит: «Вы мне позвольте при лунном сиянии правду ему показать». Почему именно глагол «показать», не «рассказать» использует автор? Что подчеркивается таким образом? (Показать,анерассказать, так как художник рисует жизнь в картинках. Показать – значитправильноответитьнавопросоподлинномстроитележелезнойдороги).

Почему автор называет голод «царем»? В чем проявляется власть этого царя?

(Некрасов называет голод царем, потому что голод заставляет людей выполнять часто тяжелую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода,людидолжнызарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом,торговлей:

Водитонармии;вморесудами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходитзаплугом,стоитзаплечами

Каменотесцев,ткачей.
Соднойстороны,голодубиваетлюдей,сдругойстороны,голодтворит,т.е.заставляетлюдей вборьбе зажизнь создаватьновое).

- Как вы понимаете
строки:

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

(решившись отправиться на строительство железной дороги в необжитых ещечеловекомместах, многиеумирали там)

  • Какой художественный прием использован в этом отрывке? (Антитеза).

  • Какую страшную картину рисует автор далее? (Авторсоздаетфантастическуюкартину,рисует«толпумертвецов»,которыебегутпосторонамдороги в свете луны)

  • О чем поется в песне «толпы мертвецов»? Как угнетались работники на строительстве железной дороги? песнемертвецовобозначаетсясовершеннонефантастическая,аглубокореалистическаякартинаугнетениянарода:

«Мынадрывалисьподзноем,подхолодом,

Свечно согнутой спиной.

Жиливземлянках,боролисясголодом,

Мерзлиимокли,болелицингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секлоначальство,давиланужда...»

  • Слова «Божии ратники, мирные дети труда» означают, что Бог все равно на стороне тех, кто мирно и честно трудится на пределе сил, как бы ни складывалась их жизнь.

  • Подумайте, возможно ли было избежать таких жертв, мучений? При каком условии? (Страдания людей могли бы быть намного меньше, если бы такие желюди,какиони,нозанимающиеопределенныедолжности,относилиськрабочим,какк братьям,суважением ких труду).

  • О чем беспокоятся «толпы мертвецов»? За что переживают? («Вселинасбедных добромпоминаете илизабыли давно?..)

  • Прочитаем обращение автора к Ване: