ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это все братья твои — мужики!
-
К какому выводу подводит нас поэт? Кто истинный строитель дороги? (простой народ-труженик). -
Некрасов призывает увидеть тяжелый труд простых людей; не закрывать глаза на правду, и научиться «мужика уважать». Обратите внимание, как еще называет мужиков автор? Кто они для Вани, для всех нас? («братьятвои») -
Обратим внимание на репродукцию картины К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) и иллюстрацию к стихотворению И. Глазунова «Железная дорога» (1970). Как эти картины помогают понять особенности труда железнодорожных рабочих? (Художниквыбралвгероирабочих,показал ихкаторжный труд.
Вот везет тяжело груженную тачку рабочий с белым платком на голове. Егомогучиеруки,широкиеплечи,уверенныедвижениявыдаютогромнуюсилу.Видно,онидушоюкрепок,никакойтруднесломитего,несогнет.
За ним привычно толкает тачку угрюмый усач с нависшими на лоб волосами - онпогруженв своиневеселые мысли.
Третьимидетюноша,почтимальчик:оноченьустал,унегоуженетсилсжимать рукояти тачки. К рукоятям привязана лямка - рабочие перекидываютее через плечи, чтобы, обессилев, не выпустить тачку из рук. Лямка глубоковрезаласьв худые плечи мальчика.
Вдали на пригорке стоит надсмотрщик в картузе, поддевке и красной рубахе
навыпуск. В руке у него палка. Он готов обругать, а то и ударить каждого, ктонаминуту замешкается,остановится, распрямит спину).
-
Перед вами иллюстрация художника «Железная дорога». Вы знаете, что Глазунов - иллюстратор русской классики. Главным объектом его изображения является родной народ, его духовный мир. Человеческое лицо - главное для Ильи Глазунова.
Вглядитесь в лица изображённых людей. Какие внутренние чувства, эмоции отражаются на них? (Налицахлюдейусталость,измученность,безнадежность).
-
Читаем 3-ю часть. -
Что происходит в этой части? (Свисток паровоза развеивает сон Вани, онслышитправдуостроителяхдороги,атакже мыслышиммнениегенерала). -
Обратите внимание на вторую строфу этой части: «Русских племен и пород представители вдруг появились – и он мне сказал…». Как вы считаете, кого имел в виду здесь автор? Чей голос услышал Ваня? (видимо, это глас Божий, т.е. Ванеоткрываетсяистина.Ведьстроителиназванывтексте«Божиимиратниками»,ктомужеНекрасов выделяетграфически) -
Как генерал относится к народу? (Для него народ - варвар, скопище пьяниц, «несоздавать– разрушать мастера»). -
Читаем 4-ю часть, в которой автор переходит к так называемой «светлой стороне» жизни. -
Как проходит окончание работ? Каков заработок? (Окончание работ: Мертвыевземлюзарыты,больныевземлянках,живыеуканторы…Заработатькрестьяненичего не смогли, еще должны остались). -
Как ведут себя мужики? (Почесали в затылках. А когда появился подрядчик ипростилнедоимку,бочкуводкипоставили…мужикизакричали«ура!») -
Верно ли, что это картина «отрадная»? (нет,скорее,наоборот) -
Какой прием здесь использует автор? (Ирония – тонкая, затаенная насмешка,употреблениесловавобратном,противоположномегозначении). -
Как вы думаете, почему рабочие так обрадовались вознаграждению, да еще и впряглись вместо лошадей? (Народ еще малограмотный, он ничего не понимает,еще верит в то, что с ним честны). -
Только представьте себе такую картину. Мужики-строители жили в землянках, в голоде и холоде, не получили за работу ни копейки, еще и должны остались, радостно, с криками «ура» встречают генерала. По сути, народ рад увидеть своего истязателя, этого «толстого, присадистого, красного, как медь, купчину». И завершает автор эту картину такими словами: «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?..» Как вы поняли, кому «отрадней»? Почему? (Генералу. Потомучтоэтакартина,несомненно,доказывает,чтонарод–«варвары»и «дикоескопищепьяниц».) -
Каково авторское отношение к изображаемому? Какова идея этого стихотворения? (автор подчеркивает, что народ темный, малограмотный. Внародедаженевозникаетидейсопротивлятьсягнетувластей,егоневозмущаютнечеловеческиеусловиятруда,бесплатныйрабскийтруд)
-
Подведение итогов
-
Итак, мы сегодня с вами говорили и об исторических фактах строительства
Николаевской железной дороги, и анализировали стихотворение Н.А. Некрасова. Как вы поняли, кто же был строителем железной дороги? Граф Клейнмихель? Генералы? (нет,народ)
-
Как описывает Н.А. Некрасов в своем стихотворении отношения власти к народу? (народбесправный,необразованный.Властивсяческиэтимпользуются.Знают,чтоне взбунтуетсянарод, стерпитвсе лишения). -
Заполните первую половину ваших билетов, пожалуйста. Ответьте на вопросы.
-
Рефлексия
- Как вам наше путешествие? Каким оно вам показалось: интересным, захватывающим, приятным? Может, оно было серьёзным, откровенным? Заставило о чем-то размышлять?
-
Объяснение д/з
Выучить 1-ю часть стихотворения наизусть.