Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Педагогика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация " Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина : Педагогика
Практическое задание № 4
Выполнила обучающийся группы №115
Иванова Александра Дмитриевна
Преподаватель: Степанова Елена Ивановна
Задание № 1.
Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания
Наименование теоретических и практических педагогических дисциплин | Описания направлений и содержания научной деятельности | Объекты науки, которые направлены данные отрасли научных знаний |
1. Преддошкольная педагогика | Этo paздeл вoзpacтнoй пeдaгoгики. 3aнимaeтcя иccлeдoвaниeм зaкoнoмepнocтeй, ycлoвий вocпитaния peбёнкa дo тpёx лeт. | Cooтвeтcтвeннo, пpeддoшкoльникaми cчитaютcя дeти 1-3 лет. |
2.Дошкольная педагогика | Этo paздeл, зaнимaющийcя изyчeниeм тoнкocтeй paбoты c дeтьми дoшкoльнoгo вoзpacтa, зaкoнoмepнocтями иx paзвития, фopмиpoвaния индивидyaльнocти. | Дети от 4 до 6 лет |
3. Специальная педагогика | Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. | Дети с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в индивидуальных методах обучения и воспитания. |
4. Социальная педагогика | Отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.) | Исследуется воспитательный процесс во всех возрастных группах. |
5. Коррекционная педагогика | Область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. | Дети с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в индивидуальных методах обучения и воспитания. |
6. Дефектология 6.1 Сурдопедагогика 6.2 Тифлопедагогика | Это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушения слуха. Это отрасль педагогической науки, раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов. Люди, имеющие отклонения в работе зрительных органов | Слабослышащие и глухие люди. Люди, имеющие отклонения в работе зрительных органов |
6.3Олигофренопедагогика | Это отрасль педагогического научного знания, занимающаяся изучением процессов обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей. | Умственно-отсталые люди. |
6.4 Логопедия | Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. | Лица с отклонениями в речевых способностях. |
Задание №2
Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.
Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:
1. управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков;
2. восприятие новых знаний и получение умений;
3. ознакомление обучаемых с новыми заданиями;
4. организация эвристической и исследовательской деятельности;
5. познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей;
6. проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;
7. практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем;
8. управление процессом перехода от теории к практике;
9. приобретение умений и навыков, а также их систематизация;
10. разъяснение целей и задач обучения;
11. собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;
12. анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;
13. управление процессом познания научных закономерностей и законов;
14. самоконтроль, самодиагностика достижений.
Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса
Направления и виды образовательной деятельности педагога | Направления и виды деятельность обучаемых | ||
| восприятие новых знаний и получение умений | ||
2.Организация эвристической и исследовательской деятельности | 2.Ознакомление обучаемых с новыми заданиями | ||
| 3.Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей | ||
4.Управление процессом перехода от теории к практике | 4.Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем | ||
5.Разъяснение целей и задач обучения | 5.Приобретение умений и навыков, а также их систематизация | ||
6.Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения | 6.Самоконтроль, самодиагностика достижений |
Задание № 3 - Не выполнено.
Задание № 4
Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне. Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.
Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:
1) формирование социальной активности и ответственности;
2) привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих
сущность государственности;
3) формирование психологической и мыслительной культуры личности;
4) воспитание патриотизма и любви к Родине;
5) освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;
6) развитие ценностного отношения к природе;
7) формирование чувства прекрасного;
8) освоение правил этикета;
9) формирование навыков здорового образа жизни;
10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;
11) формирование умений и навыков мыслительных операций;
12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;
13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-
познавательной деятельности;
14) воспитание законопослушного гражданина общества;
15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов
деятельности;
16) приобщение к общечеловеческим ценностям.
Наименование направлений воспитания | Характеристики содержания воспитательной деятельности |
1. Трудовое воспитание | 1. Воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности |
2. Экологическое воспитание | 2.Развитие ценностного отношения к природе; формирование чувства к прекрасному |
3. Патриотическое воспитание | 3. Воспитание патриотизма и любви к Родине; освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства. |
4. Эстетическое воспитание | 4. Привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности; формирование психологической и мыслительной культуры личности |
5. Нравственное воспитание | 5.Воспитание законопослушного гражданина общества; |
6. Физическое воспитание | 6.Формирование навыков здорового образа жизни; выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам; |
7. Умственное воспитание 8. Правовое воспитание | 7. Освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности; формирование умений и навыков мыслительных операций 8. Воспитание законопослушного гражданина общества; |
Задание №5
Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнением, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации.
Правильные варианты группирования ответов необходимо записать после таблицы следующим образом: номер ячейки столбца с наименованиями, номер ячейки с указанием смыслового наполнения метода, номер ячейки соответствующего приёма реализации. Например, 1-3-5; 2-4-1; 3-6-2; 4-2-3 и т.д.
Возможен иной вариант оформления ответа. В таблице поменяйте местами текстовые блоки так, чтобы были чётко соотнесены наименование метода, его смысловое наполнение и приём его реализации. В этом случае в качестве ответа вы представляете восстановленный вариант таблицы.
Таблица 5 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи
Наименование методов воспитания | Смысловое наполнение метода | Прием реализации воспитательного воздействия |
1.Убеждение | Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника. | Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе |
2. Пример | Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности. | Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах. |
3.Упражнение | Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным | Вручение грамоты, подарка и похвала. |
4.Поощрение | Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки. | Воспитатель говорит воспитаннику: «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!» |
5. Наказание | Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется. | Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении. |
6. Внушение | Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов | Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ. |
Впишите цифры, которыми обозначены правильные варианты группирования ответов: […].
1-2-2; 2-1-5; 3-4-6; 4-6-3; 5-3-1; 6-5-4
6 задание
В педагогической теории и практике используется множество форм воспитательной работы. Понятие «форма воспитания» позволяет педагогу ответить на ключевые вопросы собственной профессиональной деятельности:
— Кто, когда и где проводит воспитательную работу?
— Каковы условия проводимой воспитательной работы?
Формы воспитания носят творческий характер и отличаются большим разнообразием, что является основанием для изучения их особенностей. Охарактеризуйте предложенные в таблице 5 формы воспитания. Для удобства данной исследовательской деятельности перечислены четыре признака, являющиеся наименованиями столбцов таблицы, предлагаемых для заполнения.
Таблица 6 — Формы воспитательной деятельности педагога
№ п/п | Наименования форм | Предварительная Подготовка | Организатор | Характер влияния педагога | Результат совместной деятельности |
1. | Диспут | К диспуту следует начинать с выбора темы, ее правильной формулировки. Тема должна звучать остро, а в ее названии содержаться элемент дискуссии. В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали жизненно важную, значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, призывали к открытому, искреннему разговору. Тему диспута могут подсказать сами ученики. | Педагог | привлечь в активный обмен мнениями всех участников диспута; - умело вести диспут; - создавать ситуацию затруднения; - поощрять участников диспута; - не быть арбитром. | Качественно организованная обратная связь, предоставленная после диспута друг другу и учителю, позволит обучающимся значительно повысить качество взаимоотношений, а учителю планировать новые диспуты с учетом действительно актуальных проблем. Рефлексия участников мероприятия. Выявление мнения участников о данном мероприятии, его организации и проведении, определение затруднений обучающихся как в психологическом, так и в образовательном аспектах и способы их преодоления. |
2. | Консультация | Подготовка материалов по интересующим вопросам, определение времени на консультацию. | Педагог | Консультирование может быть трех видов: 1.Предэкзаменационная.Учитель: - даёт разъяснение по наиболее сложным темам программы; - знакомит с правилами прохождения экзамена; - даёт рекомендации по подготовке; - отвечает на вопросы, связанные с предметом экзамена. 2. Групповая консультация – процесс изучения экстерном определенного модуля, темы по конкретному предмету группой от6-10 человек. Как правила эти модули являются обобщающими. 3. Индивидуальная консультация – процесс консультации ученика по определенным вопросам. | Более глубокое понимание и изучение темы учеником. |
3 | Экскурсия | Выбор места экскурсии, согласование, изучение места экскурсии. Продумать программу экскурсии. Провести инструктаж | Педагог, родительский комитет. | Педагог влияет на получение новых знание путем заинтересованности учеников в экскурсии. | - изучение истории, географии места экскурсии; - получение новых знаний. |
4 | Концерт | Выбор концерта, организация коллектива к поездке, проведение инструктажа | Педагог, родительский комитет. | Педагог влияет на получение эстетического удовольствия, организацию порядка. | -Получение эстетического удовольствия; - Изучение культуры -Приобщение к культуре |
5 | Субботник | Выбор даты в зависимости от погодных условий, подготовка инвентаря для субботника, проведение инструктажа, координация работы. | Педагог, школьная администрация | Педагог влияет на преобщение учеников к труду, заботе об окружающем мире. | - Уборка территории;- Обучение труду; - Обучение экологии |
6 | Стенгазета | Выбор темы стенгазеты, подготовка инвентаря к созданию стенгазеты, координация действий учеников. | Педагог, педагог изобразительных искусств. | Влияние педагога заключается в направление деятельности для учеников, помощь в сближении коллектива | Совместная работа помогает стать отношения ученик-учитель более доверительными, сближение коллектива. |