Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная

организация " Национальный социально-педагогический колледж"

Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина : Педагогика

Практическое задание № 4

Выполнила обучающийся группы №115

Иванова Александра Дмитриевна

Преподаватель: Степанова Елена Ивановна

Задание № 1.

 Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания

Наименование теоретических и практических педагогических дисциплин

Описания направлений и содержания научной деятельности

Объекты науки, которые направлены данные отрасли научных знаний

1. Преддошкольная педагогика

Этo paздeл вoзpacтнoй пeдaгoгики. 3aнимaeтcя иccлeдoвaниeм зaкoнoмepнocтeй, ycлoвий вocпитaния peбёнкa дo тpёx лeт.

Cooтвeтcтвeннo, пpeддoшкoльникaми cчитaютcя дeти 1-3 лет.

2.Дошкольная педагогика

 Этo paздeл, зaнимaющийcя изyчeниeм тoнкocтeй paбoты c дeтьми дoшкoльнoгo вoзpacтa, зaкoнoмepнocтями иx paзвития, фopмиpoвaния индивидyaльнocти.

Дети от 4 до 6 лет

3. Специальная педагогика

Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в индивидуальных методах обучения и воспитания.

4. Социальная педагогика

Отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)

 Исследуется воспитательный процесс во всех возрастных группах.

5. Коррекционная педагогика

 Область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в индивидуальных методах обучения и воспитания.

6. Дефектология

6.1 Сурдопедагогика

6.2  Тифлопедагогика

Это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушения слуха.

Это отрасль педагогической науки, раздел специальной педагогики, занимающийся исследованием вопросов обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в работе зрительных органов.

Люди, имеющие отклонения в работе зрительных органов


Слабослышащие и глухие люди.

Люди, имеющие отклонения в работе зрительных органов


6.3Олигофренопедагогика

Это отрасль педагогического научного знания, занимающаяся изучением процессов обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.

Умственно-отсталые люди.

6.4        Логопедия

Специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Лица с отклонениями в речевых способностях.


Задание №2

Заполните таблицу «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса». Для этого классифицируйте по двум направлениям формулировки, приведённые в предложенном далее перечне.

Перечень направлений и видов деятельности участников образовательно-воспитательного процесса:

1.     управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков;

2.     восприятие новых знаний и получение умений;

3.     ознакомление обучаемых с новыми заданиями;

4.     организация эвристической и исследовательской деятельности;

5.     познание 
закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей;

6.     проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения;

7.     практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем;

8.     управление процессом перехода от теории к практике;

9.     приобретение умений и навыков, а также их систематизация;

10.  разъяснение целей и задач обучения;

11.  собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;

12.  анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;

13.  управление процессом познания научных закономерностей и законов;

14.  самоконтроль, самодиагностика достижений.


Таблица 2 — Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса

Направления и виды образовательной деятельности педагога

Направления и виды деятельность обучаемых

1.

1.Управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков



 восприятие новых знаний и получение умений

 2.Организация эвристической и исследовательской деятельности

2.Ознакомление обучаемых с новыми заданиями

3.

Проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения



3.Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей

4.Управление процессом перехода от теории к практике

 4.Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

5.Разъяснение целей и задач обучения

5.Приобретение умений и навыков, а также их систематизация

6.Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения

 6.Самоконтроль, самодиагностика достижений


Задание № 3 - Не выполнено.

Задание № 4

Изучите внимательно представленный далее перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога и структуру таблицы 3 «Классификация направлений воспитательной деятельности педагога». Установите соответствия между наименованиями направлений воспитательной деятельности и формулировками, представленными в перечне.  Распределите изучаемые характеристики по соответствующим ячейкам третьего столбца таблицы.

 

Перечень характеристик содержания воспитательной деятельности педагога:

1)   формирование социальной активности и ответственности;

2)   привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих

      сущность государственности;

3)   формирование психологической и мыслительной культуры личности;

4)   воспитание патриотизма и любви к Родине;

5)   освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства;

6)   развитие ценностного отношения к природе;

7)   формирование чувства прекрасного;

8)   освоение правил этикета;

9)   формирование навыков здорового образа жизни;

10) выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

11) формирование умений и навыков мыслительных операций;

12) выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

13) освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-

      познавательной деятельности;

14) воспитание законопослушного гражданина общества;

15) воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов

       деятельности;

16) приобщение к общечеловеческим ценностям.

Наименование направлений воспитания

Характеристики содержания воспитательной деятельности

1. Трудовое воспитание

1. Воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности

2. Экологическое воспитание

2.Развитие ценностного отношения к природе; формирование чувства к прекрасному

3. Патриотическое воспитание

3. Воспитание патриотизма и любви к Родине; освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства.

4. Эстетическое воспитание

4. Привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;

формирование психологической и мыслительной культуры личности

5. Нравственное воспитание

5.Воспитание законопослушного гражданина общества;

6. Физическое воспитание

6.Формирование навыков здорового образа жизни;
выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;


7. Умственное воспитание

8. Правовое воспитание

7. Освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
формирование умений и навыков мыслительных операций


8. Воспитание законопослушного гражданина общества;





Задание №5

Восстановите структурное содержание таблицы, соотнеся наименования методов воспитательного воздействия с их смысловым наполнением, а также с описаниями конкретных приёмов их реализации.

Правильные варианты группирования ответов необходимо записать после таблицы следующим образом: номер ячейки столбца с наименованиями, номер ячейки с указанием смыслового наполнения метода, номер ячейки соответствующего приёма реализации. Например, 1-3-5; 2-4-1; 3-6-2; 4-2-3 и т.д.

Возможен иной вариант оформления ответа. В таблице поменяйте местами текстовые блоки так, чтобы были чётко соотнесены наименование метода, его смысловое наполнение и приём его реализации. В этом случае в качестве ответа вы представляете восстановленный вариант таблицы.


Таблица 5 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи

Наименование методов воспитания

Смысловое наполнение метода

Прием реализации воспитательного воздействия

1.Убеждение

Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника.

Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе

2. Пример

Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности.

Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах.

3.Упражнение

Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным

Вручение грамоты, подарка и похвала.

4.Поощрение

Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки.

Воспитатель говорит воспитаннику:  «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!»

5. Наказание

Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется.

Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении.

6. Внушение

Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов

Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ.


Впишите цифры, которыми обозначены правильные варианты группирования ответов: […].

1-2-2; 2-1-5; 3-4-6; 4-6-3; 5-3-1; 6-5-4


6 задание

В педагогической теории и практике используется множество форм воспитательной работы. Понятие «форма воспитания» позволяет педагогу ответить на ключевые вопросы собственной профессиональной деятельности:

— Кто, когда и где проводит воспитательную работу?

— Каковы условия проводимой воспитательной работы?

Формы воспитания носят творческий характер и отличаются большим разнообразием, что является основанием для изучения их особенностей. Охарактеризуйте предложенные в таблице 5 формы воспитания. Для удобства данной исследовательской деятельности перечислены четыре признака, являющиеся наименованиями столбцов таблицы, предлагаемых для заполнения.

Таблица 6 — Формы воспитательной деятельности педагога



п/п

Наименования форм

Предварительная

Подготовка

Организатор

Характер влияния педагога

Результат совместной деятельности

1.

Диспут

 К диспуту следует начинать с выбора темы, ее правильной формулировки. Тема должна звучать остро, а в ее названии содержаться элемент дискуссии. В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали жизненно важную, значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, призывали к открытому, искреннему разговору. Тему диспута могут подсказать сами ученики.

 Педагог

 привлечь в активный обмен мнениями всех участников диспута;

- умело вести диспут;

- создавать ситуацию затруднения;

- поощрять участников диспута;

- не быть арбитром.



Качественно организованная обратная связь, предоставленная после диспута друг другу и учителю, позволит обучающимся значительно повысить качество взаимоотношений, а учителю планировать новые диспуты с учетом действительно актуальных проблем.

Рефлексия участников мероприятия
. Выявление мнения участников о данном мероприятии, его организации и проведении, определение затруднений обучающихся как в психологическом, так и в образовательном аспектах и способы их преодоления.

2.

Консультация

 Подготовка материалов по интересующим вопросам, определение времени на консультацию.

Педагог

Консультирование может быть трех видов:

1.Предэкзаменационная.Учитель:

- даёт разъяснение по наиболее сложным темам программы;

- знакомит с правилами прохождения экзамена;

- даёт рекомендации по подготовке;

- отвечает на вопросы, связанные с предметом экзамена.

2. Групповая консультация – процесс изучения экстерном определенного модуля, темы по конкретному предмету группой от6-10 человек. Как правила эти модули являются обобщающими.

3. Индивидуальная консультация – процесс консультации ученика по определенным вопросам.

 Более глубокое понимание и изучение темы учеником.

3

Экскурсия

 Выбор места экскурсии, согласование, изучение места экскурсии. Продумать программу экскурсии. Провести инструктаж

Педагог, родительский комитет.

Педагог влияет на получение новых знание путем заинтересованности учеников в экскурсии.

- изучение истории, географии места экскурсии;

- получение новых знаний.

4

Концерт

 Выбор концерта, организация коллектива к поездке, проведение инструктажа

Педагог, родительский комитет.

 Педагог влияет на получение эстетического удовольствия, организацию порядка.

 -Получение эстетического удовольствия;

- Изучение культуры
-
Приобщение к культуре

5

Субботник

 Выбор даты в зависимости от погодных условий, подготовка инвентаря для субботника, проведение инструктажа, координация работы.

Педагог, школьная администрация

Педагог влияет на преобщение учеников к труду, заботе об окружающем мире.

 - Уборка территории;- Обучение труду;

- Обучение экологии

6

Стенгазета

Выбор темы стенгазеты, подготовка инвентаря к созданию стенгазеты, координация действий учеников.

 Педагог, педагог изобразительных искусств.

Влияние педагога заключается в направление деятельности для учеников, помощь в сближении коллектива

Совместная работа помогает стать отношения ученик-учитель более доверительными, сближение коллектива.