Файл: Цена, функции цены. Процедура ценообразования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат на тему:

Цена, функции цены. Процедура ценообразования

Содержание
Вступление

Глава 1. Теоретические аспекты цены

1.1 Понятие и сущность цены, её функции

1.2 Особенности формирования цены, её функции

1.3 Ценовая стратегия предприятия

Глава 2. Теоретические аспекты ценообразование

    1. Тактика и методы ценообразования

    2. Этапы ценообразования

    1. Классификация и методы ценообразования

Выводы

Литература

Вступление
В данной работе рассматривается актуальный вопрос для всех компаний ценообразования. Необходимо понимать, что целью существования каждой компании является получение прибыли от основной деятельности. Для осуществления этой цели компания должна быть способна работать в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и приспосабливаться к этим изменениям, посредством внедрения передового мирового опыта, постоянной работой над улучшением качества продукции, услуг и снижением её затрат. Цель получения прибыли - это выплаты дивидендов собственникам и при этом ей необходимо поддерживать уровень такой платежеспособности, который бы дал возможность стабильной выплаты по дивидендам и стабильной операционной деятельности.

Ценообразование — установление цены на [1]товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. В данной работе будем рассматривать рыночное ценообразование.

Ценообразование представляет собой процесс принятия решений, включающий в себя установление цены на товар или услугу. Основная цель процесса ценообразования – рассчитать максимально возможную цену за товар, которую готов заплатить потребитель.

Ценообразование всегда базируется на балансировании цены (в зависимости от ориентации на определенный сегмент рынка, емкости рынка) и затрат, которые используются при ценообразовании.

Решения, принимаемые руководством фирмы [5]в области ценообразования, относятся к наиболее ответственным и сложным, так как они способны не только ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но даже привести предприятие к банкротству. Ценовые решения могут иметь долговременные последствия для дилеров, потребителей, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и еще сложнее оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.


Цеооборазование актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.

Цель данной работы - изучение понятие цена, её функция, этапы формирования, общая классификация цен, их область и цель применения, рассмотрены методики ценообразования.

Объектом исследования – ценообразование на предприятиях.

Предметом исследования - механизмы ценообразования на предприятиях.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты цены, её функций.

  2. Классификацию цен.

  3. Этапы ценообразования.

  4. Тактики ценообразования

  5. Классификация видов ценообразования



  1. Цена и ценообразование в экономике.


1.1 Понятие и сущность цены, её функции
В условиях планового ведения [2]хозяйства предприятием планировался уровень цен, издержек и норматив рентабельности. Многообразие действующих в экономике [4]цен, образует систему цен, на динамику которой оказывают влияние многие рыночные факторы. Эта система состоит из отдельных подсистем, взаимосвязанных и взаимодействующих.

Цены и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена.

Есть несколько понятий цены:

  1. Сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги (Ф. Котлер);

  2. Экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются, главным образом, через рынок;

  3. Денежное выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно-необходимыми затратами труда на его производство;

  4. Не только индивидуальная, личная, но и общественная, социальная категория.

  5. Регулирует как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг;

  6. Комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию, т.е. под ценой понимается множество ее видов,

  7. Различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.


Цена является формой выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Цены применяются в любой экономической системе, но при этом формируются и действуют совершенно по-разному:

  1. В плановой экономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства;

  2. В рыночной экономике - цена как часть саморегулирования рынка.

Цена представляет собой рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.

Если рассмотреть классическую схему, возможны следующие варианты:

1. При условии, что спрос превышает предложение (рынок продавца) – цена будет увеличивается, и наоборот (рынок потребителя); когда спрос равен предложению в подобной ситуации устанавливается равновесная цена;

2. Конкуренция между продавцами приводит (рынок потребителя) к снижению цены и ее стабилизации на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызывает рост цены;

3. Монополизация приводит к завышенным ценам на продаваемые монополиями товары и заниженных на покупаемые ее товары.
1.2 Особенности формирования цены, её функции
Совокупность цен с учетом их формирования и изменения действует как ценовой механизм, который состоит из 2 частей:

1. Цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;

2. Ценообразование - процесс установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен.

При формировании цены учитывается следующее обязательно:

- Нижний предел цены, ниже которого производителю или продавцу не имеет смысла снижать цену и продать товар, так как полученный от продажи доход будет способен компенсировать вложенных в производство или приобретение средств;

- Верхний предел цены всегда связан с платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.

Цена способна изменяться в рамках этих границ под воздействием рыночных и субъективных факторов.

В двойной роли проявляется экономическая природа цены, которую она играет на рынке:

  1. Как своеобразный индикатор, который показывает ценность товара, политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономический риск и т.п.). Как индикатор ценности цена играет большую роль, особенно если опыт приобретения определенных товаров имеет незначительный потребитель.

  2. Как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.


Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.

Рассмотрим классификацию цен на продукцию предприятии, существующую в экономики, в зависимости от признаков

  1. Вида рынка:

    1. Цены товарных аукционов;

    2. Биржевые котировки;

    3. Цены торгов;

  1. От территории действия:

    1. Мировые,

    2. Единые по стране,

    3. Региональные,

    4. Поясные,

    5. Зональные

    6. Местные.

  1. Времени действия:

    1. Постоянная;

    2. Сезонная;

    3. Ступенчатая;

  1. Объема продаж:

    1. Оптовые цены (в т.ч. биржевые);

    2. Розничные цены;

  1. Государственного воздействия, регулирования:

    1. Регулируемые цены (их величина регулируется государственными органами);

    2. Рыночные цены (их величина регулируется в условиях рыночной экономики, осуществляется путем балансирования между спросом и предложением, т.е. количеством товаров от разных производителей и денежной массой, которую покупатель готов заплатить за товар определенного качества).

  1. По способу фиксации различают:

    1. Фиксированные (твердые) цены (устанавливаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу товаров), договорные (подвижные) цены (величина которых документально зафиксирована контрактом между продавцом и покупателем, где может оговариваться допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, например, инфляции, форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов),

    2. Скользящие (свободные) цены (освобождены от ценового вмешательства государства, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения).

  1. Виды цен в зависимости [3]от обслуживания отдельных отраслей или сфер экономики следующие:

    1. Оптовые цены на продукцию промышленности;

    2. Цены на строительную продукцию;

    3. Тарифы грузового и пассажирского транспорта;

    4. Тарифы на платные услуги, оказываемые населению;

    5. Розничные цены;

    6. Цены, обуславливающие внешнеторговый оборот;

    7. Надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

  1. В зависимости от сферы оборота выделяют:

    1. Внутренние цены предприятия (фирмы);

    2. Отпускные (оптовые) цены, по которым предприятия реализуют продукцию потребителям.


  1. Внутренние цены предприятия делятся на следующие виды:

9.1. Внутрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренние поставки цеха, участки, производства внутри одного предприятия.

    1. Внутрифирменные, по которым самостоятельные предприятия осуществляют поставки внутри объединения.

    2. Трансфертные — внутрифирменные цены, обслуживающие оборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.

На цену возложены следующие [1]функции:

1. Учетная;

2. Стимулирующая;

3. Распределительная;

4. Установления баланса между спросом и предложением;

5. Рационального размещения производства.

Учетная функция цены - функция учета и измерения затрат общественного труда. Цена выполняет учетную функцию, так как согласно определения есть денежном выражением стоимости. Цена показывает, сколько стоит удовлетворение определенной потребности в конкретной продукции.

В стимулирующей функции цены заключено поощрительное воздействие на производителя через находящуюся в ней прибыли. С одной стороны цена оказывает стимулирующее сдерживающее действие на производство разнообразных видов товаров, с другой стороны - сдерживающее. Цены способны увеличивать или, наоборот, препятствовать спаду производства и потребления определенных видов товаров.

Посредством цены можно осуществлять следующее:

1. Воздействовать на развитие науки и техники;

2. Способствовать более рациональному использованию ресурсов;

3. Воздействовать на уровень качества продукции;

4. Воздействовать на структуру выпуска продукции и ее потребления.

При помощи увеличения прибыли в цене можно стимулировать деятельность экономических агентов или посредствам скидок и надбавок.

Распределительная функция цены заключается в том, что через цены происходит как распределение, так и перераспределение чистого национального дохода. Благодаря этой функции в какой-то степени решается ряд социальных проблем общества.

Распределение и перераспределение национального дохода происходит между:

1. Различными отраслями экономики;

2. Формами собственности;

3. Различными регионами страны;

4. Фондом накопления и фондом потребления;

5. Слоями населения.

Функция установления баланса между предложением и спросом заключается в том, что через цены осуществляется связь между спросом и предложением, иными словами, между производством и потреблением. Цена - это инструмент для достижения равновесия между спросом и предложением.