ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
завораживающее действие, однако тот же самый цвет внутри пом
ещения кажется
нам отстраненным и холодным.
плащи Мадонны и Христа изображались пурпурными, поскольку пурпу
р
–
смесь
синего и красного, как смесь власти небесной и власти земной.
Красный и красно
-
оранжевый
могут производить разное впечатление в
зависимости от окружающего контекста. Чем контрастнее по цвету или тону будет
окружение, тем более звучным будет красн
о
-
оранжевый.
По сравнению с желтым цветом, красный имеет значительно больше
модуляций.
Синий
, в отличие от красного и желтого, всегда визуально и весомо
пассивен. С точки зрения духовного воздействия синий напротив, активен. Со
времен средневековья синий с
имволизирует небесную власть, духовное начало,
трансцендентность. Синий цвет обладает широким тональным диапазоном. Каждое
из тональных значений несет символический смысл. В Китае синий цвет
символизирует бессмертие.
Зеленый
, будучи промежуточным вариантом
между синим и желтым,
может иметь разное значение, в зависимости от процентного содержания синего
или желтого. Зеленый на подсознательном уровне связывается с покоем, юностью,
надеждой, здоровьем, плодородием.
Смесь желтого и красного цвета дает оранжевый
–
самый активный из
цветов. Однако активность цвета проявляется лишь в чистом оранжевом. При
осветлении или затемнении цвет перестает быть выразительным.
Фиолетовый
, как сочетание красного и синего, крайне неустойчив в своем
сбалансированном состоянии и ч
аще выражает доминирование синего или
красного в своем составе. По причине зыбкого характера цвета, фиолетовый
принято считать цветом мистическим, таинственным, сочетающим положительные
и отрицательные качества. В зависимости от преобладающего компонента
ф
иолетовый может быть пугающим, рождающим чувство отрешенности, в ином
случае вызывать чувство духовного величия и торжественности.
Взаимнодополнительные цвета, как правило, обладают и
противоположными эмоциональными значениями.
Любой цвет может изменяться
в пяти направлениях:
по характеру цвета
–
оттенку, количеству преобладающего компонента в
случае, если речь не идет о спектральных первичных цветах;
по светлоте
–
изменения связаны с тональным изменением цветового
тона в светлую или темную сторону;
по насы
щенности
–
когда изменения цвета происходят при насыщении
его белым или черным, а также погашении цвета дополнительным к нему;
изменение цвета в отношении количества, например, при увеличении или
уменьшения площади цветовых пятен;
изменения, вызванные проя
влениями симультанных контрастов
Принципы цветовой гармонизации. Гармония цвета в композиции.
При создании композиции определяющее значение имеют
цветовые
сочетания
.
К гармоничным относятся цветовые сочетания, производящие впечатление
колористической
цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой
уравновешенности, цветового единства.
Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от
взаимодействия двух или более цветов. При этом у каждого человека свои
собственные субъективные предпо
чтения о гармонии и дисгармонии.
Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии
«гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из
различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном, эти сочетания не
обладают силь
ной контрастностью.
какой
-
то цвет из выбранного
сочетания должен быть в меньшем
количестве, чем все остальные;
хроматические цветосочетания будут лучше смотреться в присутствии
ахроматического цвета;
один или более цветов рекомендуется высветлить или затемнить;
в один из цветов следует подмешать небольш
ое количество
контрастного цвета, например, в фиолетовый добавить немного лимонно
-
желтого,
для того, чтобы этот фиолетовый лучше сочетался с желтым.
Четвертый тип гармонии
называют
многоцветной гармонией
. В этом
случае гармонию составляет более трех цвето
в. Здесь существует четыре подтипа:
в первом случае (аналогово
-
комплиментарная гармония)
–
это
сочетание трех цветов аналогового характера с одним комплиментарным к
среднему аналоговому цвету;
во втором случае (тетраидная гармония) используются две пары
ко
мплиментарных цветов, образующие квадрат или прямоугольник в цветовом
круге;
третий подтип называется контрастно
-
родственное многоцветие и
образуется при помощи пары дополнительных цветов и расположенных между
ними спектральных цветов одной из половин цвет
ового круга;
четвертый подтип
–
это контрастное многоцветие, образуемое
сочетанием трех пар комплиментарных цветов.
Многих пугает сложность составления подобных гармоний. Однако процесс
упрощается, если следовать нескольким несложным рекомендациям. Правила
необходимо соблюдать чтобы избежать колористической раздробленности и
хаотичности решений.
Первый метод
достижения гармонии состоит в снижении контрастности
путем добавления контрастного цвета к одному или нескольким основным,
составляющим гармонию, цвета
м.
Метод второй
состоит в том, что один из составляющих гармонию цветов
необходимо сделать фоновым или доминирующим, таким образом, определенный
цвет становится преобладающим в композиции.
Метод третий
–
составление композиции из равных по объему и мелких
по
размеру цветовых пятен.
Вопрос 3. Значение принципов цветовой комбинаторики в дизайне
Цветовая комбинаторика
–
форма цветового построения, помимо
цветовой комбинаторики к таким формам также относятся цветовая фраза и
цветовая композиция.
Основы цветов
ой комбинаторики состоят в логичном методе цветового
комбинирования. С помощью цветовой комбинаторики можно находить удачные
цветовые решения, расставлять цветовые акценты, определять колористический
баланс.
«Комбинаторика» происходит от латинского слова,
означающего
«соединение». В практике цветового конструирования этот термин обозначает
различные сочетания цветов, собранные с учетом определенных условий и задач.
Изменения в цветовых предпочтениях в тот или иной исторический период,
сохраняют, тем не
менее, определенный ряд устойчивых во времени форм
использования цвета.
Приемы и средства комбинаторного построения гармоничных
цветовых сочетаний.
Простые правила комбинаторики состоят прежде всего в понимании, что все
цветовые комбинации, созданные с исп
ользованием цветового круга, обязательно
содержат тональный контраст; как правило, в них верно выстроен баланс по
теплым и холодным цветам, хотя качественные значения насыщенности и светлоты
практически не влияют на восприятие.
Важным условием создания уда
чной цветовой комбинации является
углубление главного цвета, увеличение контраста по свету и яркости. Любое
сочетание цветов может быть скомбинировано, если в каждый из цветовых тонов
добавить нейтральный оттенок
–
бежевый или серый.
Цветовую комбинацию
мо
жно представить более звучной в случае, если к
любому цвету, входящему в ее состав, добавить более светлый или более темный
его оттенок, либо же смежный ему в цветовом круге цвет. Уникальность цветовых
сочетаний создает ценность комбинаторики. Комбинаторик
а дает возможность
создавать разнообразные цветовые решения при использовании одних и тех же
исходных позиций (темы, задачи, доминирующие цвета).
Практика комбинаторики
способствует развитию навыков
колористического анализа, накоплению колористического оп
ыта. Комбинаторный
колористический сценарий, в своем удачном варианте, может стать прообразом
цветовой композиции.
Следующая по сложности колористическая форма называется
цветовой
фразой
. Построение такой формы должно включать определенное лаконичное
цветовое высказывание, согласованное с эмоциональным и чувственным настроем
автора.
Цветовая комбинаторика и цветовая фраза строятся по принципу
абстрактной цветовой композиции.
В каждом отде
льном случае поиск комбинаторных цветосочетаний носит
субъективный характер. Дизайнеру полезно наблюдать за естественными
гармониями сочетаний цвета в природе. Этой цели посвящена описанная в одном
из разделов этого курса теория «Времена года».
Также важн
о анализировать с точки зрения цвета удачные фотоизображения
из журналов, рекламы, упаковки, из интернета. Варианты, отвечающие вашим
цветовым предпочтениям, рекомендуется сохранять удобным способом, создавая
свою коллекцию комбинаторных колористических ре
шений.
Проблема цветных теней. Смешение цветов. Результаты исследования
цветных теней.
Цвет освещения предмета или его окружения играет огромную роль в
процессе визуального восприятия. При изменении цвета освещения изменяется и
локальный цвет освещаемых
предметов, и чем более насыщенным в
хроматическом отношении будет свет, тем сильнее его воздействие. Если форму
темно
-
фиолетового цвета осветить лимонно
-
желтым светом, она будет визуально
восприниматься как практически черная. Чем цвет освещения будет ближ
е к
белому, тем более чистыми по цвету будут восприниматься освещаемые предметы.
В этом отношении, интересно анализировать работы импрессионистов,
изучавших изменения локального цвета в зависимости от изменяющегося
освещения.
При этом необходимо знать, что
на результат освещения влияет не только
цвет освещения, но и интенсивность освещения. Таким образом, освещение играет
роль в ощущении материальности предметного окружения.
По интенсивности, освещение может иметь три градации: свет, обладающий
полной силой
, средней силой и свет, дающий ощущение тени.
Локальный цвет предметов
становится видимым оттого, что предмет
отражает лучи определенной части спектра, а отраженные цветовые лучи
переходят в окружающее пространство, так образуется рефлекс. Если отраженные
лучи от синего предмета падают на находящийся рядом белый предмет, то на этом
белом будет ощутимо синее отражение. Если вместо белого предмета рядом с
синим окажется оранжевый, то предмет будет восприниматься как серо
-
черный.
Если черную поверхность освети
ть красным светом, на черном будут заметны
коричневые рефлексы.
Чем более гладкими будут поверхности предметов, тем ощутимее и
заметнее отражение в них.
Художники
-
импрессионисты изучали изменения цветов предметов и
пространства под естественным изменением
солнечного освещения. Они сделали
вывод, что локальные цвета каждого из предметов растворяются в общем световом
потоке и оказываются пронизанными цветовой атмосферой.
Цвет предметов может изменяться в зависимости от того, находится ли этот
предмет перед с
ильным световым потоком, в рассеянном свете или в тени.
Рефлексы растворяют локальный цвет и, таким образом форма и цвет
предмета лишаются жесткой определенности и реальность превращается в богатую
модуляциями полифонию цветовых пятен.
Именно свет режисси
рует финальное впечатление от материальной
действительности, преображая ее и удивляя всякий раз. Не случайно Клод Моне
создавал серии одного и того же пейзажа, собора при разных условиях освещения.
Эжен Делакруа
писал:
«Какое чудо
–
восхищаться в живописи
тем, чем в
реальности не восхищаешься!».
Он же считал, что вся природа
–
это отражение.
Никто не уделял столько внимания проблеме цветных теней