Файл: Как оформить индивидуальный образовательный маршрут педагога.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как оформить индивидуальный образовательный маршрут педагога
Одним из важнейших постулатов в работе педагога является соответствие его знаний и навыков современным методам преподавания. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – комплекс методик профессионального самосовершенствования педагога, разрабатываемый им самим индивидуально с учетом особенностей его профессиональной деятельности, личностных характеристик, решаемых задач и поставленных целей при непрерывном методическом содействии и сопровождении.
Для чего нужен индивидуальный образовательный маршрут педагога
Сразу отметим, что индивидуальный маршрут - это инструмент для самооценки, который может помочь при прохождении аттестации.
В ходе реализации реформы образования одним из ее актуальных аспектов является периодическое обновление системы оценки качества школьного образования с позиций владения педагогами новейшими методиками и приемами преподавания. С целью поддержания высокого уровня компетентности и соответствия методики преподавания актуальным требованиям ФГОС учителя разрабатывают и реализуют собственный индивидуальный образовательный маршрута педагога.
На протяжении всей педагогической деятельности индивидуальный маршрут помогает специалисту отслеживать и фиксировать результаты деятельности в области разработки и совершенствования методик преподавания, проводить оценки их эффективности, а также способствует личностному росту.
Индивидуальный образовательный маршрут педагога в школе. Пример разработки и оформления
ФГОС декларирует постоянное повышение квалификации педагога как основополагающий аспект для эффективного педагогического процесса в школе. ИОМ школьного учителя является документом, основанным на дифференцированном подходе к образовательному процессу и отражающим работу над разработкой и реализацией собственных методик, а также на поисках путей для личностного роста.
План реализации маршрута представляет собой дорожную карту на определенный временной период, в которой работник описывает последовательность методических и других процедур с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов в ходе их исполнения.
Предпосылкой возникновения необходимости индивидуального образовательного маршрута педагога явился накопленный практический опыт в образовательной деятельности, который, в силу современных требований, надлежало дополнить новейшими методиками и разработками в области педагогики. Этому во многом способствовала реформа образования в РФ.
Занимаясь разработкой индивидуального образовательного маршрута педагога, учителя руководствуются правами и свободами, декларированными им статьей 47 закона об образовании, а также требованиями ФГОС и профессионального стандарта.
Согласно вышеупомянутой статье закона, у учителя есть право выбора методов обучения и воспитания, в том числе право на внедрение собственных методик образования.
Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога состоит из нескольких этапов:
Таким образом, алгоритм разработки ИОМ педагога предусматривает:
1 этап. Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования, определение направления работы; подбор и изучение ресурсов по выбранному направлению работы.
2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные траектории, условия для осуществления выбранного направления в педагогической деятельности (курсы повышения квалификации; посещение семинаров и открытых занятий в Центре; в организациях муниципалитета и т. д.; изучение мастер-классов в Интернет-ресурсах; консультации методистов своего ОО, методических центров; создание творческих групп или объединение в группы с коллегами со смежными темами; наставничество; дистанционное обучение, деловые игры, решение кейсов).
3 этап. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.
4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ целесообразно проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.
Структура ИОМ:
-
титульный лист; -
персональная информация о педагоге; -
пояснительная записка с систематизированным и упорядоченным содержанием, отражающим последовательность действий при реализации ИОМ; -
дорожная карта индивидуального образовательного маршрута педагога; -
анализ итогов реализации индивидуального образовательного маршрута.
Каждый педагог разрабатывает ИОМ самостоятельно, учитывая при этом личностные особенности, область применения знаний и условия профессиональной деятельности.
Титульный лист
На титульный лист выносится полное название школы, фамилия и инициалы учителя год составления документа.
Персональная информация о педагоге
Второй лист следует отвести под информационную справку об авторе:
-
указать фамилию, имя и отчество без сокращений, -
занимаемую должность, -
данные об образовании (название учебного заведения, город, в котором оно находится, а также годы обучения. Обязательно расскажите о факультете и специальности, по которой вы обучались. Если у вас есть среднее профессиональное образование, то упоминайте его, но только после того, как расскажите о высшем). -
дату прохождения последнего аттестационного оценивания, -
квалификационная категория , -
дата прохождения курсов повышения квалификации, (название учебного заведения, город, в котором оно находится, а также месяц и год обучения). -
стаж ведения педагогической практики. -
Пояснительная записка
Обязательным элементом структуры индивидуального образовательного маршрута современного педагога является пояснительная записка, иллюстрирующая цели и задачи работы по саморазвитию, формы планируемой деятельности, перечень результатов, планируемые сроки реализации составленной стратегии.
В ИОМ отражаются следующие направления деятельности:
Профессиональное (предмет преподавания)
Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)-
Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)
Информационно-компьютерные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Изучение положений ФГОС, инновационных технологий обучения школьников, обязательных программ обучения и воспитания детей, других основополагающих нормативов сферы образования.
Разработка комплексно-тематического планирования на год.
Повышение квалификационного уровня, прохождение плановой аттестации.
Участие в тематических конкурсах.
Подготовка публикаций для периодических изданий, специализированных сайтов.
Ознакомление с новыми материалами по методике преподавания в школе, систематизация данных.
Ведение проектировочной работы по переосмыслению ежедневной практики в свете перехода на ФГОС.
Ознакомление с новыми методами и приемами ведения педагогической практики.
Совершенствование уровня профмастерства в ходе участия в работе методических объединений.
Изучение опыта работы лучших педработников города, региона, страны.
Ознакомление с новейшими рекомендациями по работе с одаренными детьми и учащимися с ОВЗ.
Участие в обмене педагогическим опытом, посещение НОД, тематических семинаров.
Подготовка материалов для выступлений, презентация опробованных преподавательских практик перед коллегами на педсоветах, конференциях.
Внедрение в ежедневную практику инновационных форм ведения воспитательно-образовательного процесса.
Изучение стандартов ИКТ, использование их элементов в информационной практике.
Создание персонального сайта. Ежемесячное обновление
информации на персональном интернет-ресурсе.
Совершенствование навыков работы на ПК, освоение новых компьютерных технологий.
Создание электронной почты, организация переписки с коллегами из других городов, регионов.
Составление мультимедийных презентаций для обеспечения оптимальной формы представления информации во время выступлений перед коллегами.
Разработка и дополнение пакета тематических сценариев, родительских собраний, воспитательных внеклассных мероприятий в электронном виде.
Участие в педагогических конкурсах, прослушивание тематических вебинаров в интернете.
Реализация здоровьесберегающих технологий в школе.
Дорожная карта индивидуального образовательного маршрута педагога
При разработке «Дорожных карт» необходим строгий структурированный подход «Цель - диагностика – планирование –реализация – совершенствование», что позволяет коренным образом повысить эффективность планирования и контроля выполнения принятых решений. «Дорожные карты» представляют верхний – стратегический уровень видения, и могут быть развернуты/детализированы до операционного уровня, в виде конкретных действий и шагов по достижению цели конкретного проекта.
«Дорожная карта» позволяет через анализ ситуации составлять оптимальный план конкретного мероприятий или действия. Прозрачная система мониторинга и контроля проекта обеспечивает его движение и возврат на заданный маршрут строго согласно срокам.
В ходе разработки «Дорожной карты» закладываются следующие основные этапы деятельности, большинство из которых должны быть отражены в самих мероприятиях:
• планирование мероприятий;
• оценка рисков;
• оценка необходимости ресурсов;
• организация мероприятий;
• привлечение человеческих ресурсов;
• постановка задач;
• назначение ответственных;
• контроль за ходом выполнения мероприятий;
• отчет о ходе выполнения действий и мероприятий;
• анализ результатов, на основе полученных данных.
Построение индивидуального образовательного маршрута обеспечивает повышение уровня адаптации к меняющимся условиям деятельности.
Алгоритм проектирования «Дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:
• диагностику профессиональных затруднений педагога;
• составление на основе полученных данных индивидуального образовательного маршрута;
• реализацию маршрута;
• рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
В «Дорожной карте» индивидуального образовательного маршрута педагога необходимо отразить следующие основные направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагогов:
1. Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования.
2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.
3. Участие педагога в методической работе.
4. Самообразование педагога.
Сроки реализации маршрутов один года.
Продвижение по индивидуальному образовательному маршруту фиксируется по карте (Таблица1) по полугодиям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.
Направление деятельности | Содержание деятельности | Результат как педагогический продукт | Субъективные достижения (отношение к результату) | Формы презентации достижений | ||||
I полугодие | II полугодие | |||||||
Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования | Курсы повышения квалификации «... | Курсы повышения квалификации «… | Удостоверение | Необходимость профессионального роста | Размещение разработок и отчета о проведении на собственном сайте, на сайте школы | |||
Деятельность педагога в профессиональном сообществе | Работа в деятельности Школьное методическое объединение(ШМО), посещение заседаний городского методического объединения (ГМО) | Участие в районных семинарах Участие в едином методическом дне ЕМД Работа в деятельности ШМО посещение заседаний ГМО | Своевременное оформление документации, изучение рекомендованной литературы | Необходимость профессионального роста | Выступление на ШМО, на ЕМД | |||
Участие педагога в методической работе | Участие в работе ШМО, пед.советов, производственных совещаний согласно плану школы. | Участие в работе ШМО, пед.советов, производственных совещаний согласно плану школы. | Провела онлайн-открытые уроки и мероприятия на школьном уровне | Самоанализ проведенных открытых уроков и мероприятий | Размещение разработок и отчета о проведении на сайте школы | |||
Самообразование педагога | Участие и результаты в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах Участие в методических неделях (проведение открытых уроков). Проведение мастер-класса | Посещение открытых уроков и открытых мероприятий других учителей. Конференции, семинары, вебинары | Сертификаты участия в конкурсах, конференциях, семинарах, вебинарах различных уровней | Необходимый опыт и повышение своей образованности. | Электронное портфолио, сертификаты, приказы по ОУ. |