Файл: Как оформить индивидуальный образовательный маршрут педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как оформить индивидуальный образовательный маршрут педагога

Одним из важнейших постулатов в работе педагога является соответствие его знаний и навыков современным методам преподавания. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – комплекс методик профессионального самосовершенствования педагога, разрабатываемый им самим индивидуально с учетом особенностей его профессиональной деятельности, личностных характеристик, решаемых задач и поставленных целей при непрерывном методическом содействии и сопровождении.

Для чего нужен индивидуальный образовательный маршрут педагога

Сразу отметим, что индивидуальный маршрут - это инструмент для самооценки, который может помочь при прохождении аттестации. 

В ходе реализации реформы образования одним из ее актуальных аспектов является периодическое обновление системы оценки качества школьного образования с позиций владения педагогами новейшими методиками и приемами преподавания. С целью поддержания высокого уровня компетентности и соответствия методики преподавания актуальным требованиям ФГОС учителя разрабатывают и реализуют собственный индивидуальный образовательный маршрута педагога.

На протяжении всей педагогической деятельности индивидуальный маршрут помогает специалисту отслеживать и фиксировать результаты деятельности в области разработки и совершенствования методик преподавания, проводить оценки их эффективности, а также способствует личностному росту.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога в школе. Пример разработки и оформления

ФГОС декларирует постоянное повышение квалификации педагога как основополагающий аспект для эффективного педагогического процесса в школе. ИОМ школьного учителя является документом, основанным на дифференцированном подходе к образовательному процессу и отражающим работу над разработкой и реализацией собственных методик, а также на поисках путей для личностного роста.

План реализации маршрута представляет собой дорожную карту на определенный временной период, в которой работник описывает последовательность методических и других процедур с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов в ходе их исполнения.


Предпосылкой возникновения необходимости индивидуального образовательного маршрута педагога явился накопленный практический опыт в образовательной деятельности, который, в силу современных требований, надлежало дополнить новейшими методиками и разработками в области педагогики. Этому во многом способствовала реформа образования в РФ.

Занимаясь разработкой индивидуального образовательного маршрута педагога, учителя руководствуются правами и свободами, декларированными им статьей 47 закона об образовании, а также требованиями ФГОС и профессионального стандарта.

Согласно вышеупомянутой статье закона, у учителя есть право выбора методов обучения и воспитания, в том числе право на внедрение собственных методик образования.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога состоит из нескольких этапов:

Таким образом, алгоритм разработки ИОМ педагога предусматривает:

1 этап. Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования, определение направления работы; подбор и изучение ресурсов по выбранному направлению работы.

2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные траектории, условия для осуществления выбранного направления в педагогической деятельности (курсы повышения квалификации; посещение семинаров и открытых занятий в Центре; в организациях муниципалитета и т. д.; изучение мастер-классов в Интернет-ресурсах; консультации методистов своего ОО, методических центров; создание творческих групп или объединение в группы с коллегами со смежными темами; наставничество; дистанционное обучение, деловые игры, решение кейсов).

3 этап. Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство, где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.

4 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута, представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ целесообразно проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации индивидуального образовательного маршрута.


Структура ИОМ:

  • титульный лист;

  • персональная информация о педагоге;

  • пояснительная записка с систематизированным и упорядоченным содержанием, отражающим последовательность действий при реализации ИОМ;

  • дорожная карта индивидуального образовательного маршрута педагога;

  • анализ итогов реализации индивидуального образовательного маршрута.

Каждый педагог разрабатывает ИОМ самостоятельно, учитывая при этом личностные особенности, область применения знаний и условия профессиональной деятельности.

Титульный лист

На титульный лист выносится полное название школы, фамилия и инициалы учителя год составления документа.

Персональная информация о педагоге

Второй лист следует отвести под информационную справку об авторе:

  • указать фамилию, имя и отчество без сокращений,

  • занимаемую должность,

  • данные об образовании (название учебного заведения, город, в котором оно находится, а также годы обучения. Обязательно расскажите о факультете и специальности, по которой вы обучались. Если у вас есть среднее профессиональное образование, то упоминайте его, но только после того, как расскажите о высшем).

  • дату прохождения последнего аттестационного оценивания,

  • квалификационная категория ,

  • дата прохождения курсов повышения квалификации, (название учебного заведения, город, в котором оно находится, а также месяц и год обучения).

  • стаж ведения педагогической практики.



Пояснительная записка

Обязательным элементом структуры индивидуального образовательного маршрута современного педагога является пояснительная записка, иллюстрирующая цели и задачи работы по саморазвитию, формы планируемой деятельности, перечень результатов, планируемые сроки реализации составленной стратегии.

В ИОМ отражаются следующие направления деятельности:

Профессиональное (предмет преподавания)

Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)-


Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)

Информационно-компьютерные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Изучение положений ФГОС, инновационных технологий обучения школьников, обязательных программ обучения и воспитания детей, других основополагающих нормативов сферы образования.

Разработка комплексно-тематического планирования на год.

Повышение квалификационного уровня, прохождение плановой аттестации.

Участие в тематических конкурсах.

Подготовка публикаций для периодических изданий, специализированных сайтов.

Ознакомление с новыми материалами по методике преподавания в школе, систематизация данных.

Ведение проектировочной работы по переосмыслению ежедневной практики в свете перехода на ФГОС.

Ознакомление с новыми методами и приемами ведения педагогической практики.

Совершенствование уровня профмастерства в ходе участия в работе методических объединений.

Изучение опыта работы лучших педработников города, региона, страны.

Ознакомление с новейшими рекомендациями по работе с одаренными детьми и учащимися с ОВЗ.

Участие в обмене педагогическим опытом, посещение НОД, тематических семинаров.

Подготовка материалов для выступлений, презентация опробованных преподавательских практик перед коллегами на педсоветах, конференциях.

Внедрение в ежедневную практику инновационных форм ведения воспитательно-образовательного процесса.

Изучение стандартов ИКТ, использование их элементов в информационной практике.

Создание персонального сайта. Ежемесячное обновление

информации на персональном интернет-ресурсе.

Совершенствование навыков работы на ПК, освоение новых компьютерных технологий.

Создание электронной почты, организация переписки с коллегами из других городов, регионов.

Составление мультимедийных презентаций для обеспечения оптимальной формы представления информации во время выступлений перед коллегами.

Разработка и дополнение пакета тематических сценариев, родительских собраний, воспитательных внеклассных мероприятий в электронном виде.

Участие в педагогических конкурсах, прослушивание тематических вебинаров в интернете.

Реализация здоровьесберегающих технологий в школе.

Дорожная карта индивидуального образовательного маршрута педагога

При разработке «Дорожных карт» необходим строгий структурированный подход «Цель - диагностика – планирование –реализация – совершенствование», что позволяет коренным образом повысить эффективность планирования и контроля выполнения принятых решений. «Дорожные карты» представляют верхний – стратегический уровень видения, и могут быть развернуты/детализированы до операционного уровня, в виде конкретных действий и шагов по достижению цели конкретного проекта.


«Дорожная карта» позволяет через анализ ситуации составлять оптимальный план конкретного мероприятий или действия. Прозрачная система мониторинга и контроля проекта обеспечивает его движение и возврат на заданный маршрут строго согласно срокам.

В ходе разработки «Дорожной карты» закладываются следующие основные этапы деятельности, большинство из которых должны быть отражены в самих мероприятиях:

• планирование мероприятий;

• оценка рисков;

• оценка необходимости ресурсов;

• организация мероприятий;

• привлечение человеческих ресурсов;

• постановка задач;

• назначение ответственных;

• контроль за ходом выполнения мероприятий;

• отчет о ходе выполнения действий и мероприятий;

• анализ результатов, на основе полученных данных.

Построение индивидуального образовательного маршрута обеспечивает повышение уровня адаптации к меняющимся условиям деятельности.

Алгоритм проектирования «Дорожной карты» индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

• диагностику профессиональных затруднений педагога;

• составление на основе полученных данных индивидуального образовательного маршрута;

• реализацию маршрута;

• рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.

В «Дорожной карте» индивидуального образовательного маршрута педагога необходимо отразить следующие основные направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагогов:

1. Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования.

2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе.

3. Участие педагога в методической работе.

4. Самообразование педагога.

Сроки реализации маршрутов один года.

Продвижение по индивидуальному образовательному маршруту фиксируется по карте (Таблица1) по полугодиям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.

Направление деятельности

Содержание деятельности

Результат как педагогический продукт

Субъективные достижения (отношение к результату)

Формы презентации достижений

I полугодие

II полугодие

Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования

Курсы повышения квалификации «...

Курсы повышения квалификации «…

Удостоверение

Необходимость профессионального роста

Размещение разработок и отчета о проведении на собственном сайте, на сайте школы

Деятельность педагога в профессиональном сообществе

Работа в деятельности Школьное методическое объединение(ШМО),

посещение заседаний городского методического объединения (ГМО)

Участие в районных семинарах

Участие в едином методическом дне ЕМД

Работа в деятельности ШМО

посещение заседаний ГМО

Своевременное оформление документации, изучение рекомендованной литературы

Необходимость профессионального роста

Выступление на ШМО, на ЕМД

Участие педагога в методической работе

Участие в работе ШМО, пед.советов, производственных совещаний согласно плану школы.

Участие в работе ШМО, пед.советов, производственных совещаний согласно плану школы.

Провела онлайн-открытые уроки и мероприятия на школьном уровне

Самоанализ проведенных открытых уроков и мероприятий

Размещение разработок и отчета о проведении на сайте школы

Самообразование педагога

Участие и результаты в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Участие в методических неделях (проведение открытых уроков).

Проведение мастер-класса

Посещение открытых уроков и открытых мероприятий других учителей.
Конференции, семинары, вебинары

Сертификаты участия в конкурсах, конференциях, семинарах, вебинарах различных уровней

Необходимый опыт и повышение своей образованности.

Электронное портфолио, сертификаты, приказы по ОУ.