Файл: Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 234
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субстанции; с другой же стороны, они отличны друг от друга, ибо категории монады
обладают бесконечностью степенью ниже чем Бесконечность Божества. Каждая
монада в Лоне Целого ограничивается пределами своей индивидуальности, т.е.
тональностями своего бытия, сознания и жизни. Рождение множественности во Едином
есть объектирование в Его Целом безграничной совокупности модусов, триединых в
своей сущности и выливающихся в ипостаси бытия, сознания и жизни. Каждая монада
есть
триединый
модус
Самосозерцания
Божества.
Ее
самобытность,
индивидуальность, отличающая ее от других ей подобных, таким образом не только
определяет ее место в Целом, но и является ее истинным modus vevendi; отсюда И
вытекает основной закон бытия монады: Индивидуальность (הדיחי) рождается вместе
с абсолютным рождением человека из Единого Целого и умирает лишь вместе со
смертью целостного человека, как сознательной части Целого.
«В момент, когда души уже собираются покинуть свое небесное отечество, каждая
душа предстает пред Верховным Царем облеченная в возвышенную форму, на которой
начертаны те качества, в которых она должна появляться здесь, внизу».
Зогар.
1
Весь ход вселенской жизни, бесконечность многообразности ее отдельных
проявлений и строгость их гармонии в общем синтезе проистекают из существа самого
бытия мира, как результата самопроявлений отдельных искр Божественной Сущности,
свободных каждая по отношению к себе самой, но, вместе с тем, связанных общностью
цели и тождественностью принципов.
«Каждая отдельная субстанция, все равно, какую бы ступень ни занимала она в
миропорядке, имеет способность выказывать себя как индивидуум, как этот, отличный
от всех других индивидуум».
Учение Лейбница по Куно Фишеру.
2
«Только дух индивидуален, потому что только он бесконечен. Бесконечное не может
быть разделено, не может быть раздроблено на части. Он остается вечно тем же
неделимым индивидуальным человеком, действительным человеком. Кажущийся
человек — только стремление выразить, проявить индивидуальность, которая выше
его, и развитие человека не касается его духа».
Рабиндранат Тагор.
3
Космический Логос, Мировой Принцип Формы, Начало утверждения отдельности
в самостоятельную независимую субстанцию второго рода, осуществляет Акт
Первичного Творчества в трех ипостасях: в первой он утверждает отдельность чрез
утверждение формы конкретного единичного бытия как такового, во второй через
утверждение формы сознания, в третьей через утверждение формы совокупности
аспектов единичной субстанции, каковая является ее утвержденным Первообразом.
Учение об этих трех видах форм и является доктриной второго Тернера Великих
Арканов. Аркан IV есть учение о законе Йод-Хе-Вау-Хе", как процессе претворения
Бытия Вселенской Субстанции в совокупность индивидуальных субстанций второго
рода. Аркан V есть учение о Второй Пассивности — Начале индивидуальности,
утверждающим бытие конкретной монады. Аркан VI есть учение о потенциальной
конституции утвержденной монады.
1
Zohar. Part. Ill, f°, 107, recto et verso, отд. דומא.
2
История новой философии. Том III, «Лейбниц», стр. 345.
3
Садхана. Творчество Жизни. Пер. Тимофеевского. Москва, 1914.
CX
§ 2. Начала учения об Имени Божественном — הזהי —
Тетраграмматоне
Всякая система метафизических построений остается всегда лишь абстрактным
комплексом классифицированных в некотором мире нуменов или феноменов, если она не
связана непосредственно с Высшим Синтезом — Субстанцией, или же не основывается
непосредственно па ее элементарных дифференциальных аспектах. Абстрактная
истина есть предчувствуемая реальность, но реальность несознанная и
неутвержденная; это есть нумен, не имеющий еще объективного выражения.
Неутвержденная истина, существующая лишь в себе самой, не только не доступна
сознанию, но и самое представление о ней есть понятие абстрактное. В
действительности, все истины — истины утвержденные, но самый модус этого
утверждения порой возвышается над возможностями разума человеческого, а потому
такая истина проектируется в него в абстрактной форме, т.е. лишь в самом понятии о
своем бытии, без каких-либо категорий проявления. Несмотря на непостижимость
истины в себе, т. е. истины непроявленной, мы, тем не менее, можем в нашем разуме
ясно выявить дилемму абстрактной истины и истины реальной и утвердить их
различие между собой.
Триада есть внутренняя конституция духа, а потому все учение о Мировом
Творчестве, об утверждении Первоверховной Субстанции, сводится к учению о
претворении Триединого Духа в Первый Божественный Тернер. Учение об
утверждении Божества в Творчестве и составляет верховную доктрину Каббалы,
учения о Боге, Человеке и Вселенной в аспекте семитического Откровения. Каббала
Творческому Божеству дает имя Яхве הזהי совокупность этих четырех букв —
Тетраграмматон — и выражает собой Закон Самоутверждения Субстанции в
Творчестве. Йод — это эмблема Самодовлеющего Бытия, Хе — это Внутреннее
Самосознание Единого Бытия, Bay — это порождение Йода и Хе — Общий Андрогин —
Самосознание Божества в Своей Божественной Природе, Хе" — это Внешнее
Самосознание Субстанции — Оно пассивно по отношению к Бытию как таковому и,
вместе с тем, Оно есть внешнее отображение внутреннего Самосознания, есть
Пассивность присущая всему Тернеру. Хе" есть символ реализации Тернера,
показатель его бесконечности, способности его проявления; в то же время оно является
эмблемой самой арены проявления. Йод-Хе-Вау-Хе" — как утвержденный Верховный
Тернер, есть общий закон всякого проявления и реализации.
Обращаясь к анализу частного тернера, мы видим, что бинер с момента своего
утверждения, совокупностью влияний и взаимоотношений своих членов, тотчас же
порождает всю многообразность частных и относительных андрогинов; эти последние
существуют, однако, лишь как потенциальные возможности. В метафизическом
пространстве порождение цепи андрогинов бинером может быть представлено
следующим примером. Два прожектора со светом различного цвета направлены друг
на друга так, что сноп лучей одного проходит как раз под объективом другого,
вследствие чего на всем пространстве между обоими аппаратами лучи пересекаются и
дают сложную окраску. Экран, помещенный у одного из прожекторов, будет освещен
только одним цветом; по отдалении от него появляется цвет и другого прожектора;
посредине меж ними цвета уравновешиваются и, наконец, у другого прожектора экран
воспринимает лишь второй цвет. Лучи прожекторов — это члены бинера; в каждой
точке меж ними они дают андрогинный цвет; как только прожекторы зажжены, тотчас
же возникают и все промежуточные окраски — весь цикл андрогинов. Отсюда
непосредственно явствует, что для утверждения отдельного андрогина в виде
самостоятельной независимой реальности необходимо наличие нового фактора —
пассивного восприемника; это последнее и выражается законом: всякий андрогин
всякого тернера представляется лишь абстрактной системой сочетаний и для своего
CXI
выявления и запечатления требует наличия четвертого воспринимающего фактора.
Эта идея легла в основание всего учения Каббалы. Всякий тернер Йод-Хе-Вау для своей
реализации, т. е. перехода из мира возможностей для данного плана в мир реальностей,
требует наличия скрытой пассивности, как потенциально существующего простора
для своего проявления Эта скрытая пассивность и обозначается в Каббале Хе"; она и
есть тот экран, который воспринимает андрогин, делает его реальностью и тем
переводит члены бинера из абстрактных принципов в принципы деятельные. Принцип
Хе" есть, вместе с тем, учение о планах вселенной, как формах, семействах конкретных
факторов. Хе" в зависимости от свойственных ему потенциальных качеств, силой
своей собственной мощи, утверждает совокупность тональностей, проявляющихся в
нем андрогинов. Хе" представляет собой как бы сосуд, который наполняется
эманацией Реальности, оно утверждает форму конкретного бытия и этим именно и
переводит соответствующий аспект Субстанции из абстрактного бытия в состояние
утвержденной реальности. Эта доктрина о Хе" и есть закон Динамического
Кватернера: всякий тернер может получить объективное существование только
тогда, когда его андрогинный член будет воспринят пассивностью, лежащей в низшем
план, и тем перейдет сам и переведет члены бинера из мира возможностей в мир
реальностей.
§ 3. О коллективизме индивидуальностей
Фауст. «Ты целый мир обширный обнимаешь: О, деятельный дух, как
близок я тебе».
Дух. «Ты близок лишь тому, кого ты постигаешь, — Не мне».
«Фауст» Гете.
1
Во всякой системе факторов мироздания существует два элемента: личный состав
членов как таковых и их система взаимоотношений и связей. Эти два элемента могут
иметь лишь совместное существование; будучи разъединены между собой, каждый из
факторов теряет нечто, что связывало его со всеми другими, и превращается в
единичного самостоятельного деятеля; наоборот, при встрече или соединении
нескольких факторов в каждом из них всегда происходит процесс некоторого
внутреннего перерождения. Понятие о физической смеси чисто условно и
действительности не соответствует. Она возможна лишь в том случае, когда
встречаются факторы или точно тождественные между собой, а потому ни один из них
не может чего-либо нового от других заимствовать, или когда у них нет никаких точек
соприкосновения, т.е. никакие взаимоотношения вообще невозможны. Ни тот, ни
другой случай в действительности не существуют, ибо в мире нет ни тождественных
факторов, как нет и таких, которые между собой абсолютно ничего общего бы не
имели. Всякий фактор в мире индивидуален или сам по себе, или вследствие того, что
он проистекает из какой-либо индивидуальности; в силу этого мы в праве сказать, что
общая проблема о взаимоотношениях факторов мироздания есть проблема о
взаимоотношениях индивидуальностей.
Каждый нумен или феномен мироздания имеет два аспекта: в одном он является
самостоятельной реальностью в присущем ему сознании, а в другом он сознает себя
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 61
частью Космического Целого и является его атрибутом. Разнствование этих двух
аспектов и свойственных им сознаний и обусловливает (см. Аркан V) бинерность
природы всех факторов во вселенной. Изложенное одинаково справедливо в каком
масштабе, т.е. с какой точки зрения, мы бы ни рассматривали факторы, будут ли они
единичными индивидуумами, или собраниями таковых в виде некоторого
1
По переводу Н. А. Холодковского Москва, 1912. Стр. 10.
CXII
индивидуума высшего порядка, или же, наоборот, они будут первичными элементами
состава.
«Можно сравнивать расу с соединением клеточек, образующих живое существо.
Эти миллиарды клеточек имеют очень непродолжительное существование, между тем
как продолжительность существования образованного их соединением существа
относительно очень долгая; клеточки, следовательно, одновременно имеют жизнь
личную и жизнь коллективную, жизнь существа, для которого они служат веществом.
Точно также каждый индивидуум какой-нибудь расы имеет очень короткую
индивидуальную жизнь и очень долгую коллективную. Эта последняя есть жизнь
расы, в которой он родился, продолжению которой он способствует и от которой он
всегда зависит».
Густав Лебон.
1
В силу этого, всякая вещь в мире может быть связана с любой другой большим или
меньшим числом промежуточных построений; чем дальше эти два фактора в мир
отстоят друг от друга, тем выше их обоюдный синтез. Из всего сказанного вытекают
следующие очевидные положения:
I. Раз существует Адам Кадмон,
2
то существуют и все его элементы, и обратно —
раз существует система элементов, в своей совокупности исчерпывающих свойства
Адама Кадмона, то существует и самый Адам Кадмон.
II. Чем проще, ниже и элементарнее идея, тем из большего количества
синтетичных принципов она вытекает. Степень примитивности идеи прямо
пропорциональна количеству тех систем, чресполосность которых она устанавливает.
В начале эволюции человек, воспринимая единичные представления и понятия,
тем самым связывает свое сознание с различными принципами и идеями. Затронутые
лишь в некотором частном относительном аспекте, эти общие принципы еще не
проникают в сознание человека; развиваясь, он последовательно претворяет в свое
сознание одни элементы этих принципов за другими; каждый новый элемент наносит
новую грань сознанию и тем постепенно делает его способным к многоразличным и
многогранным восприятиям. Существуют также и такие элементы, которые, не внося
ничего нового, укрепляют и реализируют связи между всем ранее воспринятым. Таким
образом, все время одни элементы завязывают связи со всем вне лежащим, другие эти
связи реализируют. Когда таким путем для какого-нибудь частного Адама Кадмона
будет выявлена система элементов, исчерпывающая его свойства, то он тем самым
претворяется из абстрактного состояния в реальность. Каждый новый элемент, входя
в состав, не только количественно дополняет воспринятое ранее, но и глубоко
перерождает все существо человека. Он как бы вносит новое освещение, ориентирует
все элементы в новой закономерности, раскрывает простор к дальнейшему развитию.
В силу этого, будучи сам по себе иногда весьма незначительным, такой элемент при
благоприятном для него состоянии состава может иметь грандиозное значение по
своим последствиям. Правильность и рациональность выбранного человеком пути и
выражается именно в том, что человек развивается одновременно всем своим
существом, ни одна сторона его не остается инертной, ни одна склонность не
парализуется, ни один возможный вид деятельности или движения не остается
неиспользованным. Каждый отдельный элемент, входя в целое, ориентируется в нем
совершенно особым образом, начинает исполнять только одному ему присущую
миссию. Всю их совокупность связывает единство конечной цели — выявление общего
синтеза, но каждый из них стремится к ней своим собственным путем.
1
Психология народов и масс. СПб., 1896. Стр. 13.
2
Когда группа индивидуальностей связана единством происхождения из некоторой
индивидуальности высшего порядка, то этот синтез по отношению к своим элементам носит по Каббале
имя Адама Кадмона. Так в ряду: человечество, раса, народ, племя, род, семья, человек — каждый
предыдущий будет Адамом Кадмоном по отношению ко всем последующим.
CXIII
Таким
образом,
соединение
индивидуальностей
не
является
простым
количественным явлением; при этом происходит процесс перерождения составляющих
частей и рождения нового фактора — индивидуума высшего порядка. Каждая
отдельная индивидуальность есть аспект Самосозерцания Единой Реальности, а
потому собрание монад выражает по своей истинной природе совокупность аспектов
Реальности, очевидно приближающуюся к Абсолютному более близко, чем какая-либо
конкретная монада. Все это и выражается законом: «Собрание индивидуальностей есть
целостная система, представляющая собой существо высшего порядка, чем каждая
индивидуальность в отдельности. В этой системе все отдельные частности связаны
между собой неразрывными узами, каждая из них сама по себе перерождается за счет
других, развивая свои свойства до относительного максимума, обуславливаемого
порядком системы в целом космоса; вместе с тем, каждая индивидуальность из своей
собственной сущности выявляет во вне то, что может гармонировать с выявленным,
таким же образом, другими частностями; слагаясь вместе, эти аспекты создают
целостный, нераздельный, общий всем частностям аккорд».
«Как в Целом части все, послушною толпою Сливаясь здесь, творят,
живут одна другою, Как силы горние в сосудах золотых Разносят всюду
жизнь божественной рукою И чудным взмахом крыл лазоревых своих
Витают над землей и в высоте небесной — И стройно все звучит в
гармонии чудесной»...
«Фауст» Гёте.
1
В этом общем синтезе отдельные частности продолжают все время оставаться
такими, какими они были, живя в отдельности; объединяясь и интегрируясь, каждая
из них раскрывает себе лишь новые возможности, простор и свободу, недоступные ей в
ее независимости. Таким образом, единение индивидуальностей в индивидуальность
высшего порядка не только не лишает ни одну из них какого-либо свойства, но,
наоборот, взаимно усиливает каждой из них каждую другую, и все они вместе в своей
совокупности, создавая свои синтез в высшем плане, привлекают и высшую силу и ее
высшие возможности.
Аркан V
I. Традиционные наименования:
Magister Arcanorum; Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali); Quintessentia;
Vir; Великий иерофант; Natura Nuturans; Religio; Папа.
II. Буква еврейского алфавита:
ה (Хе).
III. Числовое обозначение:
Пять.
IV. Символическое начертание:
На площади перед храмом стоит огромная толпа; тысячи людей в самых разнообразных одеяниях
расположились так, что они оставляют свободными два широких прохода, расходящиеся от храма под
прямым углом, причем правый проход гораздо короче левого. Левый проход оканчивается набережной,
где стоит только что прибывший и вновь готовый к отплытию черный корабль с многочисленными
белыми украшениями; он пуст, на нем не видно ни одного человека. С левой стороны прохода стоит
сравнительно немногочисленная группа людей, по-видимому жрецов; на груди у них блистают на солнце
драгоценными камнями разнообразные знаки и украшения. В конце правого прохода на сочной зеленой
траве стоит колесница, запряженная парой белых коней. Кузов колесницы обит ярко вычищенной
медью и на нем вырисовывается рельефный Андреевский крест, в центре которого виднеется солнце с
лучами. В величественном портике храма между двух небольших дверей, зияющих темными
отверстиями, на возвышении, обитом красным сукном, стоит трон, сделанный из желтого дерева в виде
двух полукругов, из которых верхний служит седалищем, а нижний ножками; спинки у трона нет. Над
1
По переводу Н. А. Холодковского, стр. 9.
CXIV