Файл: Перечень вопросов для зачета муницыпального права источники муниципального права рф понятие, виды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень вопросов для зачета МУНИЦЫПАЛЬНОГО ПРАВА

  1. Источники муниципального права РФ: понятие, виды.

Источники муниципального права — правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы, направленные на урегулирование муниципальных отношений.

Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.

Выделяют три группы источников муниципального права.

Федеральные источники

Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, Конституция РФ — главный источник муниципального права и федеральные законы. В Конституции содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области местного самоуправления, перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации местного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления. Хартия была ратифицирована Россией в 1998г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы РФ.

Региональные источники


Вторая группа источников муниципального права Российской Федерации — нормативные правовые акты регионального уровня — включает в себя:

  • конституции республик и уставы иных субъектов Федерации (краев, областей, автономной области, автономных округов и т.д.);

  • законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о выборах органов местного самоуправления, о местном референдуме, о муниципальной службе, о собраниях и сходах граждан и т.д.;

  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

  • нормативные правовые акты органов законодательной власти субъектов РФ;

  • нормативные правовые акты главы исполнительной власти субъекта РФ.

Муниципальные источники

Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления:

  • уставы муниципальных образований;

  • решения представительного органа местного самоуправления.

  • решения исполнительного органа местного самоуправления.

  • решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.

  • решения, принимаемые на местном референдуме, собрании или сходе граждан.

Также источники муниципального права классифицируют:

  • по юридической силе (уровень юридической силы правового акта зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства);

  • по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами);

  • по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления;

  • акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т.д.) и др.

  1. Европейская хартия местного самоуправления: юридическая природа, внутренняя структура, содержание.


Европейская Хартия местного самоуправления является основным международным источником правового регулирования сферы местного самоуправления. По своей юридической природе она является международно-правовым договором, и поэтому Хартию следует применять, учитывая особенности такой формы нормативно-правового акта.

Хартия является юридической конкретизацией другого документа – Декларации принципов местного самоуправления, датируемой 1968 годом. Последовавшие многолетние и много раундовые консультации привели в 1981 году к выработке текста Хартии. Еще 4 года ушли на его доработку. И только в июне 1985 года в Страсбурге Европейская Хартия местного самоуправления была принята Комитетом министров Совета Европы в форме конвенции 15 октября 1985 года.

Открытый характер конвенции позволил ряду стран присоединиться к Хартии. В частности, от имени России Хартия была подписана 28 февраля 1996 года, ратифицирована федеральным законом в 1998 году и вступила в силу с 1 сентября 1998 года.

Российская Федерация присоединилась к Европейской Хартии местного самоуправления путем подписания и последующей ратификации. Однако это не значит, что все положения Хартии должны немедленно и неукоснительно выполняться на территории РФ.

Европейская Хартия местного самоуправления имеет важное значение для законодательства Российской Федерации, являясь международно-правовым источником российского муниципального права. Однако Конституция РФ и Федеральные Конституционные законы РФ имеют по отношению к Хартии высшую юридическую силу, что касается, в том числе, и правовых норм, содержащихся в статьях главы 8

Конституции РФ. Кроме того, самим текстом Хартии определено, что с момента ее ратификации государство обязано соблюдать не все нормы, а только изложенные в определенном числе пунктов текста Хартии.

Несмотря на указанные ограничения, руководство Российской Федерации придает большое значение постепенной реализации положений Хартии, которая признается ориентиром развития муниципального права России. Об этом свидетельствует и тот факт, что проект нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прошел экспертизу в европейских экспертных организациях, в том числе, на предмет соответствия духу и букве Европейской Хартии местного самоуправления.

  1. Устав муниципального образования: структура, содержание, порядок разработки, принятие и вступление в силу. Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований.


РФ закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании. представляет собой своеобразный свод норм, регулирующих жизнедеятельность муниципального образования; это основной кодификационный нормативный правовой акт, являющийся своего рода малой конституцией на территории муниципального образования. Юридическое значение У.м.о. состоит в том, что он является правовым актом, в котором городское, сельское или иное поселение закрепляет свой статус муниципального образования (определяет предметы ведения, компетенцию органов местного самоуправления, порядок и механизмы реализации гражданами, местными сообществами права на местное самоуправление). У.м.о. принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно путем референдума и подлежит обязательной государственной регистрации. Устав вступает в силу с момента его официального опубликования, которое производится после его регистрации.

У.м.о. является актом учредительного характера, отличается всеобъемлющим и всеохватывающим характером правового регулирования отношений, затрагивающих все стороны жизни местного сообщества. Он содержит нормы, в которых определяются: а) границы и состав территории муниципального образования; б) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; в) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; г) структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия; д) виды, порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления; е) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного

Порядок принятия и государственной регистрации устава МО:

1) Принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений отнесено к исключительной компетенции представительного органа МО (закон допускает принятие устава непосредственно населением (на сходе) только в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, в которых представительный орган не формируется).

2) Проект устава, проект МПА о внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию не позднее 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава, внесении в него изменений и дополнений
 (одновременно должен быть опубликован установленный представительным органом МО порядок учета предложений по проекту устава, акта о внесении в него изменений и дополнений; устанавливается порядок участия граждан в обсуждении опубликованного проекта).

Устав МО, внесение в него изменений и дополнений принимаются большинством в 2/3 голосов депутатов представительного органа МО.

3) Порядок государственной регистрации устава МО (устав подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном ФЗ).

  1. Система, порядок подготовки, вступление в силу и отмена муниципально – правовых актов.

Система, порядок подготовки, вступления в силу и отмена муниципальных правовых актов.

Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов установлен в ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставоммуниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение,