Файл: Рефератов Написание реферата по дисциплине Лидерство и психологические основы управления судовым экипажем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 4

Глоссарий


  1. ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio — намерение, стремление) — имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым [2, с.183].

  2. РИГИДНОСТЬ (от лат. rigidus — оцепенелый, твердый). В психологии ригидность — неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность [2, с. 430].

  3. САМОСОЗНАНИЕ (англ. self-consciousness) — осознание человеком себя как индивидуальности. Сознание человека м. б. направлено либо на внешний мир, окружающий человека (внешняя направленность), либо на самого субъекта (это и есть самосознание) — тело, поведение, потребности, чувства, характер, в т. ч. само сознание (интроспекция, рефлексия) [2, с. 438].

  4. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ (англ. self-reliance) — переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. У. в с. в к.-л. виде деятельности имеет место в тех случаях, когда самооценка человека в этом виде деятельности соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место, соответственно, самоуверенность или неуверенность в себе. Уверенность в себе (равно как неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных видах деятельности или отношениях к действительности, но может стать и устойчивым качеством личности, распространяясь на те виды деятельности, в которых у человека нет еще опыта. Воспитание уверенности в себе заключается в формировании у человека адекватных, соответствующих его возможностям притязаний и самооценок. Это имеет большое значение для развития способностей, а также для формирования всех сторон личности человека, и прежде всего его эмоциональной сферы. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, тормозящими и искажающими нормальный ход психического развития человека [2, с. 502].

  5. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ (англ. personal level of aspiration) — стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе У. п. л. лежит такая оценка своих возможностей (см. Я-концепция), сохранение которой стало для человека потребностью. У. п. л., который относится к достижению в отдельных видах и областях деятельности (напр., в спорте, музыке и т. п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т. п.), называется частным. В основе такого У. п. л. лежит самооценка в соответствующей области. У. п. л. может носить более общий характер, т. е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого У. п. л. лежит целостная оценка себя как личности. Понятие У. п. л. было введено К. Левином и его учениками. [2, с. 506].

  6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. 1. Э. л. (англ. self-efficacy) — термин амер. психолога А. Бандуры, обозначающий как чувства самоуважения и собственного достоинства, так и реальную компетентность (способность, умение) личности решать жизненные проблемы. 2. Э. л. (англ. effectance) — интегральная способность быть компетентным, соответствовать требованиям среды. В рамках адлеровского подхода выделяется мотив эффективности, который побуждает ребенка преодолевать чувства неадекватности и неполноценности, побуждает к попыткам стать компетентным [2, с. 570].

  7. Я ИДЕАЛИЗИРОВАННОЕ — 1. В общем случае совершенная, высшая характеристика Я в плане того, каким человек хотел бы себя видеть. 2. У К. Хорни Я и. — это невротический образ Я, который не соответствует действительности, но человеку кажется, что он в своем развитии на самом деле соответствует этому образу и уже достиг идеала [8, с. 501].

  8. Я РЕАЛЬНОЕ (в теории К. Хорни) — гипотетический источник психической энергии, которая может быть использована для ориентации человека в направлении нормальной, не невротической, жизни [9, с. 502].



В списке литературных источников значится:

  1. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 4-е изд., расш. – М.: АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.

  1. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.