Файл: 1. Предмет экономической теории. Формирование основных направлений экономической теории и их эволюция. Экономическая теория.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
равное налоговое бремя;
недопустимость чрезмерного налогообложения;
разделение полномочий в сфере налогообложения и сборов;
единство системы налогов и сборов;
единая налоговая политика и недопустимость установления налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны.
Выделяют также основные критерии включения принципов налогообложения в данный перечень. К таким критериям можно отнести следующие:
Принцип справедливости-Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов;
Принцип экономичности налогов-Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учереждений, собирающих налоги;
Принцип обязательности-Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа;
Принцип определенности и точности налогов-Размер налогов, сроки, способ и порядок начисления должны быть точно определены;
Принцип динамизма-Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
51. Влияние налогов на экономику. Кривая Лаффера
Кривая Лаффера- графическое и устойчивое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Функции налогов: фискальная и стимулирующая.
Между фискальной и стимулирующей функциями налогов существует взаимосвязь и известное противоречие. Чрезмерное повышение налоговых ставок снижает у налогоплательщиков стимулы к увеличению капиталовложений, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что в конечном счете отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину сосредоточенных в средств по отношению к ВВП. Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Высокие налоги означают высокий уровень регулирования экономики. Понятие экономической свободы неразрывно связано с невмешательством государства в отношения субъектов хозяйствования. Индекс экономической свободы, публикуемый ежегодно The Heritage Foundation, показывает, что страны со свободной экономикой имеют лучшие показатели развития общества. Также в мире наблюдается тенденция, что страны, получившие высокий уровень развития за счет низких налогов, постепенно вводят все больше и больше налогов, что тормозит развитие. К примеру, Швеция была страной низких налогов до 1970 года, что обеспечило бурное развитие экономики. После 1970 года Швеция вводит всё больше и больше налогов, что тормозит темпы роста.
Налогообложение является одним из главных рычагов правительства в управлении экономикой. С одной стороны, налоги выступают основным источником государственных доходов, с другой, фискальная политика воздействует на поведение индивидуальных агентов и предприятий, причем воздействие часто имеет не линейную, а более сложную спецификацию. Налоги являются основным источником формирования государственного бюджета и представляют собой часть ВВП. Рассмотрим, как налоги связаны с ВВП. Практически все налоги приносят больше налоговых поступлений по мере роста ВВП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ВВП обеспечивает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Кроме того, с ростом ВВП и увеличением объема закупок товаров и услуг возрастают поступления от налога на прибыль корпораций, налога с оборота и акцизов. И точно так же увеличивается сбор налога на заработную плату, когда экономический рост создает новые рабочие места. Напротив, в случае сокращения ВВП налоговые поступления из всех этих источников падают.
Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Очевидно, что для каждого государства величина оптимального уровня налогообложения индивидуальна и адекватна конкретному этапу его экономического и социального развития.
52. Государственный долг: сущность, виды, последствия.
Гос.долг – это сумма задолженности страны другим странам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам на определённую дату.
Различают внешний и внутренний долг. Внутренний долг – это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны. Внешний – это задолженность гражданам, организациям, правитель-ствам других стран. При внешнем долге нация обязана отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы погасить долг. Большой внешний долг снижает авторитет страны.
Внешний долг оценивается по таким показателям, как 1) доля внешнего долга в ВНП; 2) отношение годового объёма выплат по внешнему долгу к объёму валютных поступлений за год.
Внутренний долг также вызывает проблемы: выплата %-ов по долгу увеличивает неравенство в доходах; чтобы погашать долг правительство вынужденно подымать ставки налогов; выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента; большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и порождает у населения страны неуверенность в будущем.
Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов, изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам.
Влияние государственного долга на экономику страны зависит от его размеров. Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической безопасности страны. Если расходы по государственному кредиту превышают так называемую «красную черту» (25 %-е соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.
Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга
53.Методы управления и обслуживания государственного долга.
Управление государственным долгом — совокупность тактических и стратегических мер по обслуживанию государственного долга и осуществлению новых заимствований, регулированию объема и структуры долга, регулированию рынка государственных заимствований и контролю за их целевым и эффективным использованием.
Методы:
54. Банковская система и ее структура. Центральный банк и его основные функции.
Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных организаций, действующих в рамках общего кредитного механизма.
Банковская система включает в себя три группы кредитно-финансовых институтов: Центральный банк --> Коммерческие банки --> Специализированные кредитно-финансовые учреждения
Центральный банк - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке
Основные функции ЦБ:
• Эмиссия денег
• Кредитование коммерческих банков
• Хранение золотовалютного резерва страны
• Определение учётной ставки
• Кредитование правительства
• Осуществление денежно – кредитной политики государства
• Проведение валютной политики
55. КБ и их операции. Банковские резервы.
Коммерческие банки – кредитные учреждения, осуществляющие банковские операции для юридических и физических лиц.
Операции Кб – расчетные и платежные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции.
Банковские резервы — часть банковского капитала, которую используют для страхования (компенсации) кредитов, погашение которых ставится под сомнение.
56. Банковский мультипликатор и расширение денежного предложения.
Банковский мультипликатор — рост денежной массы, вызванный деятельностью банков по выдаче кредитов и привлечению депозитов. Мультипликация является частью денежно-кредитной политики, проводимой государством. В качестве основного инструмента при этом используются ставки обязательного резервирования. РЕЗЕРВЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ - оперативно доступные активы банка, храни-мые на случай предъявления внезапных зна¬чительных платежных требований вкладчи¬ками банков.
Мультипликатор применяется в общем для всей банковской системы, а не для отдельно взятой кредитной организации. Например, если вкладчик размещает депозит в сумме 10 тыс. руб., а процент обязательного резерва при этом составляет 5%, то 500 руб. сохраняются в ЦБ в качестве обеспечения. Остаток суммы — 9500 руб. банк выдает в виде кредита, после чего заемщик расходует средства, и они поступают на счет в другой банк. 5% от суммы вторая кредитная организация также отчисляет в резерв ЦБ, а из оставшейся части снова выдает ссуду, и т.д. Итогом становится многократное увеличение массы безналичных денежных средств. Такой процесс также носит название — эмиссия кредитных денег или кредитное расширение. Если клиент, разместивший вклад, решает закрыть его и вернуть себе денежные средства, осуществляется кредитное сжатие — все действия производятся в противоположном порядке. В результате действия мультипликатора происходит рост или сокращение денежной массы при постоянном объеме денежной базы. Коэффициент мультипликации можно рассчитать — это отношение денежной массы к денежной базе.
Увеличение процента обязательного резервирования уменьшает возможности банковской системы по эмиссии кредитных денег и наоборот.
Денежная масса – это все выпущенные государством денежные средства. Кроме денежной массы специалисты по макроэкономике выделяют такой показатель как денежная база. Денежная база – это сумма наличных денег в обороте и обязательств Центрального банка государства перед кредиторами.
Денежный или банковский, мультипликатор — коэффициент, равный отношению денежной массы к денежной базе и характеризующий рост денег в обороте за счёт кредитных операций