Файл: 1. Предмет экономической теории. Формирование основных направлений экономической теории и их эволюция. Экономическая теория.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кривая предложения (S) — графическое отражение взаимосвязи между рыночными ценами на товары и услуги и количеством товаров и услуг, которые будут предлагать на рынке производители.

Кривая предложения иллюстрирует закон предложения.

На графике, где на вертикальной оси отложены цены, а на горизонтальной количество товаров и услуг, которые производители желают предложить на рынке, предложение будет представлено поднимающейся кривой, отражающей тот факт, что повышение цены будет стимулировать дополнительное производство товаров и услуг.


13.Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его динамика

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Под рыночным равновесием понимается установление на рынке в результате взаимодействия (конкуренции, состязательности) производителейи потребителей таких цен, которые не оставляют излишка товаров у

продавцов и не создают их нехватку для покупателей (В данном случае равновесие между спросом и предложением принято называть частичным, поскольку оно касается только некоторого частного товара и не рассматривает процесс изменения равновесной цены с течением времени)

В основе рыночного равновесия лежит равновесная цена, при которой количество блага, предложенного на рынке, равно количеству блага, на которое предъявлен спрос

Две кривые пересекаются в точке равновесия T, которая характеризуется равенством спроса и предложения, т.е. при равновесной цене Р0 и количестве реализуемого товара Q0 В этой точке нет ни дефицита, ни избыточного предложения

В данном случае равновесие между спросом и предложением принято называть частичным, поскольку оно касается только некоторого частного товара и не рассматривает процесс изменения равновесной цены с течением времени. дефицита, ни избыточного предложения. В точке пересечения Т кривой спроса D и кривой предложения S объем предложения равен объему спроса.

. Следует, однако, иметь в виду, что для рынка любого товара или услуги характерной чертой является не установление рыночного равновесия, а как раз рыночное неравновесие. Рыночная цена лишь в единичных случаях устанавливается на уровне равновесной цены, в остальных ситуациях она колеблется вокруг состояния равновесия, оказываясь то ниже, то выше цены равновесия. В то же время, необходимо констатировать, что на рынке любого блага налицо тенденция к установлению рыночного равновесия и образованию равновесной рыночной цены

1. Мгновенное равновесие – когда товарное предложение остается

неизменным. Предположим, что равновесие (точка Т0), установившееся на

рынке определенного товара (рис. 1.2.2.2), нарушено вследствие возросшего

(безразлично по каким причинам, но не в результате изменения цены самого

товара) спроса на данный товар. Возросший спрос будет характеризовать

новая кривая спроса D1, находящаяся на графике выше и правее кривой

исходного спроса D.





2. Краткосрочное равновесие – когда товарное предложение растет

при неизменном числе товаропроизводителей

3.Нормальное длительное (долгосрочное) равновесие – когда

товарное предложение продолжает расти за счет роста числа производителей

и увеличения объема используемых ресурсов.

изводства, занятости и дохода) объективно вызывает некоторый рост цен.

Проведенный анализ работы рыночного механизма позволяет

определить его основные функции:

1) выявление общественных потребностей, ориентация всей

экономической системы на изменившийся спрос и создание тем самым

условий для наиболее полного удовлетворения постоянно меняющихся и

растущих запросов всех членов общества

2) обеспечение рационального распределения ограниченных

производственных ресурсов среди всех производителей и других

хозяйствующих субъектов

3) обеспечение высокой эффективности производства на уровне фирм

и предприятий

14. Ценовая эластичность спроса и ее практическое назначение.

Эластичность спроса – это степень реакции покупаемого количества (Q) товара на колебания его рыночной цены (Р) и изменения дохода (Y) 65 покупателя.

Эластичность спроса выражает, как изменяется общая выручка (Р·Q) в зависимости от изменения цены.

Спрос считается эластичным, если снижение цены вызывает такое увеличение количества покупок какого-либо товара, что общая выручка возрастает.

Спрос считается неэластичным, если снижение цены влечет за собой такое незначительное увеличение числа покупок, что общая выручка падает.

В случае, когда снижение цены товара в точности компенсируется соответствующим ростом объема покупок, и общая выручка остается неизменной, имеет место единичная эластичность спроса.

Унифицированной единицей измерения эластичности выступает количественное понятие, получившее название коэффициент эластичности (Э), который определяется с помощью следующей формулы:

Э = (Изменение количества (Q)покупок (продаж)товара,(в %))/(Изменение цены (Р) товара,(в %) )

Определение эластичности спроса имеет большое практическое значение. Можно утверждать, что без предварительного прогноза эластичности спроса на свою продукцию товаропроизводителю трудно серьезно рассчитывать на коммерческий успех. Пока такой оценки не сделано, остается неясным, сколько единиц товара выпускать и по каким ценам его продавать. Кроме того, эластичность спроса (наряду с другими обстоятельствами) лежит в основе различного рода сезонных распродаж, распродаж по сниженным ценам, введения системы скидок при продаже товаров.

С другой стороны, существует ряд товаров, количество покупок которых существенно не меняется при изменении цен на них (как правило, в сторону увеличения). К ним относятся, прежде всего, товары повседневного спроса (спички, соль, хлеб и т.п.). Понимая, что спрос на них неэластичен, производители могут пытаться устанавливать заведомо неприемлемые для большинства потребителей цены и получать сверхприбыль. В этой связи государство в целях осуществления социальной защиты своих граждан, как правило, устанавливает определенные ограничения на необоснованный рост цен на подобные товары.

Кроме рассмотренной так называемой прямой эластичности спроса существует перекрестная ценовая эластичность, обусловленная существованием взаимозаменяемых и взаимодополняющих какое-либо конкретное благо товаров, цены на которые также подвержены изменениям.

15.Полезность и ее функция. Сущность количественного и порядкового подхода к анализу полезности.

Полезность– это необходимое условие, которым должно обладать благо для того, чтобы экономический субъект согласился его приобрести. Кроме того, на потребительский выбор влияет не только структура полезностей, но и потребности, для удовлетворения которых на рынке осуществляются процессы купли-продажи. В рамках маржиналистской теории существуют два основных подхода к измерению полезности: количественный и ординалистский.

Количественный подход, иначе кардиналистский. Представителями данной теории полезности являются У. Джеванс, К. Менгер и Л. Вальрас. Они предположили, что полезность благ может быть измерена количественно в неких абсолютных единицах, называемых ютилями (или утилями). Таким образом, общая полезность от потребления набора благ есть функция от полезностей отдельных товаров и благ:

С одной стороны данный метод, казалось бы, позволяет достаточно легко и быстро определить полезность любого товара или его единицы. Ведь крайне удобно выразить полезность через конкретные величины – посредством этого можно легко сравнить полезности по всем наборам благ и выделить оптимальную величину потребления.

Однако количественный подход имеет несколько значительных недостатков, которые не позволяют использовать его в качестве стандартного и экономически верного. Дело в том, что невозможно ранжировать все вещи, товары и услуги по величине полезности. Ютиль – это нестандартная единица измерения, поэтому нельзя абсолютно точно сказать, чему он равен и как устанавливается, т. е. отсутствует сам механизм соотнесения. В соответствии с этим получается, что каждому благу совершенно необоснованно может быть приписана практически неопределенная величина. Иными словами, не существует в мире такого прибора, который бы мог измерять полезность.

Кроме того, как можно рассчитывать общую полезность благ, если она сама по себе различается по всем общественным группам и на уровне индивида. То, что может быть удобно одному человеку, что полностью удовлетворяет его потребности, не может быть применимо к другим. Дело в том, что потребности носят различный характер, дифференцированную структуру и удовлетворяются каждым экономическим субъектом по-разному.

Порядковый подход, или ординалистский. Основными идеологами данной концепции являются итальянский ученый Вильфредо Парето, Джон Ричард Хикс, ученик Дж. М. Кейнса и русский экономист Е. Слуцкий. Здесь полезность представляет собой функцию от набора из двух благ и подразумевает их попарное сравнение:

где X и Y – сравнимые товары.

На базе этого, основными принципами данного подхода являются следующие:

1) выбор потребителя зависит только от качества, количества и цены товаров и услуг, т. е. воздействие любых внешних эффектов полностью исключается. Это соответственно противоречит теории о том, что определяющим фактором потребления является величина дохода. Таким образом, мы видим, насколько противоположны взгляды рассматриваемых нами подходов;

2) потребитель способен упорядочить все возможные комбинации благ;

3) потребительское предпочтение носит транзитивный характер. Например, если полезность товара А больше полезности товара В, а В – больше С, то покупатель, осуществляя свой выбор, предпочтет благу С благо А. Соответственно, если полезность А = В, аВ = С, тоА=С. Это значит, что полезности двух благ (А и С) совпадают, следовательно, потребителю все равно какое благо выбрать, ведь самое главное – то, чтобы потребность была удовлетворена;

4) потребитель всегда предпочитает больший набор благ меньшему.

16. Законы Госсена. Эквимаржинальный принцип.

При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы блага ниже предыдущей (т.е.каждая последующая единица дает все меньше удовольствия)





*При ограниченности блага закон может работать в обратную сторону

(Эквимаржинальный принцип). Равновесие на рынке потребления достигается при равенстве отношений предельной полезности благ к их ценам

= (предельная полезность товара)/(цена товара)

*A, B, N – разные товары;

17. Предпочтения потребителя и кривые безразличия

Авторами концепции «бюджетных линий» и «кривых безразличия» считаются итальянский экономист В. Парето и английские экономисты Д. Р. Хикси, Ф. Эджусрт (1845—1926).

Характеристика кривой безразличия отражает особенности поведения потребителя, решает проблему альтернативного выбора.

Есть несколько комбинаций различных экономических благ, которые удовлетворяют одну и ту же потребность. Потребитель покупает для своих потребностей в различных пропорциях и комбинациях потребительские блага.

Кривая безразличия - это множество всевозможных комбинаций благ, имеющих для потребителя одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен.

Кривая безразличия – это геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух видов товаров, что потребителю безразлично какую ему выбрать

Кривая безразличия - показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающий одинаковый уровень общей полезности от потребления двух благ.

Лисицин И. В. Кривая безразличия – это альтернативные наборы товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень полезности.





Кривая безразличия показывает:

1. Что покупатель хотел бы купить

2. Во всех точках кривой совокупная полезность от потребления двух товаров одинаковая.

График карты безразличия:





График показывает:.

1) Чем дальше от начала координат находится, кривая тем выше уровень потребления.

2) Наклон кривой безразличия всегда нисходящий, т.е сверху вниз. Это означает, что покупатель может купить набор товаров, но только на тот доход которым располагает.

Популярные виды кривых безразличия:



Предположения в отношении предпочтений потребителя.

Потребитель, решая проблему выбора, исходит из того, что из числа доступных ему потребительских наборов он, в соответствии со своими предпочтениями, выбирает тот набор, который для него наиболее привлекателен.

3 аксиомы, которые потребитель использует при ранжировании наборов в различных ситуациях:

1) Сравнимости - потребитель в состоянии сравнить между собой наборы благ и выбрать из них более предпочтительный, или согласиться, что они для него равноценны. (Свойство полной упорядоченности предпочтений предполагает, что через каждую точку, соответствующую каждому возможному набору, можно провести кривую безразличия. Таким образом, предпочтения потребителя можно представить в виде карты кривых безразличия).

2) Транзитивности - если потребитель считает, что набор «А» не хуже набора «В», а «В» - не хуже «С», то тем самым он считает, что «А» не хуже «С». (Таким образом, аксиома полной упорядоченности и аксиома транзитивности позволяют считать, что предпочтения согласованны и рациональны.)

3) Рефлексивности - любой набор благ не хуже себя самого (А

А). В соответствии с этой аксиомой каждый набор благ принадлежит хотя бы одной кривой безразличия, а именно, той, которая содержит этот набор.



Еще 3 дополнительных аксиомы:

1) Ненасыщения - Мы исходим из того, что потребитель в данном временном интервале далек от насыщения и предпочитает большее количество блага меньшему количеству.

2) Непрерывности - Если А > В, то наборы, близкие к «А», также предпочтительнее набора «В».

3) Строгой выпуклости к началу координат. Мы рассматриваем строго выпуклую кривую безразличия, которую можно описать как «выпуклый набор точек это область правее кривой безразличия U1». Если кривая безразличия строго выпукла к началу координат, то соединив две любые точки, находящиеся внутри набора, отрезком прямой, получим, что комбинация (X1 + X2)/ 2, (У1 +У2)/2 предпочтительней любой из начальных комбинаций Х и Y, поскольку она будет находиться на более высокой кривой безразличия, чем исходные наборы.

18. Производство и технология. Понятие производственной функции

Производство - процесс по преобразованию ресурсов в блага, прямо или косвенно служащие удовлетворению человеческих потребностей. Результаты производства могут принимать как материальную, так и нематериальную форму.

Любое производство связано с использованием различных ресурсов. Будучи вовлеченными в производство, они принимают форму факторов производства и обычно рассматриваются в виде укрупненных групп: 1) труд как совокупность привлекаемой рабочей силы; 2) капитал, представляющий собой материальную форму всего комплекса средств производства; 3) земля как комплекс природных условий.

Каждый конкретный процесс производства требует не только определенного набора факторов, но и некоего соотношения между ними, что выражается в форме технологии. Следовательно, технология - это определенная устойчивая комбинация факторов производства.

Производственная функция определяет максимальный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов.

Свойства производственной функции:

- каждая производственная функция описывает только определенную технологическую взаимосвязь, и изменение технологии приведет к изменению формы производственной функции;

- производственная функция описывает альтернативные варианты использования факторов производства, показывая возможности их взаимозаменяемости;


- производственная функция отражает максимальные значения выпуска продукции для каждой данной комбинации факторов;

- производственная функция отражает только технологически эффективные комбинации факторов производства, входящие в так называемую экономическую область, в которой увеличение любого применяемого фактора сопровождается увеличением выпуска, - то есть область, для которой выполняется условие: если Х2 > Х1, то F(X2) > F(X1).

Производственный выбор фирмы в краткосрочном периоде. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт: понятие, измерение, взаимосвязь. Закон убывающей предельной производительности.

Функция производства в краткосрочном периоде показывает выпуск, который может осуществлять фирма путем изменения количества переменного фактора при данном количестве постоянных факторов.

Любой производственный процесс обладает той характерной особенностью, что если при данном количестве постоянного фактора наращивать применение переменного фактора, то производственный выпуск обязательно достигнет максимума и начнет снижаться.

Вначале каждая дополнительная единица последнего оборачивается ростом предельного продукта от этого фактора. По мере увеличения применения переменного фактора рост его предельного продукта приостанавливается, а затем начинает снижаться.


19. Природа издержек производства, их структура и виды.

Издержки производства — это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства

Общественные издержки = Частные издержки + Внешние эффекты

Постоянные переменные и общие издержки

Постоянные издержки — это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Определяется предприятием самостоятельно. Все эти затраты будут характерны для всех циклов производства товара.

Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме.

Общие издержки — те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства.

Общие = Постоянные + Переменные

Альтернативные издержки

Бухгалтерские и экономические издержки

Бухгалтерские издержки — это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения.

Бухгалтерские издержки = Явные издержки

Экономические издержки — это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов.

Альтернативные (экономические) издержки = Явные издержки + Неявные издержки

Явные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

В число явных издержек входят:

• заработная плата рабочим

• денежные затраты на покупку и аренду станков, оборудования, зданий, сооружений

• оплата транспортных расходов

• коммунальные платежи

• оплата поставщиков материальных ресурсов

• оплата услуг банков, страховых компаний

Неявные издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. неоплаченные издержки.

Неявные издержки могут быть представлены как:

● денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов

● для собственника капитала неявными издержками является прибыль, которую он мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело (предприятие)