Файл: Москва 1994 Прутченков Александр Сергеевич.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.С. Прутченков, А.А. Сиялов







О психотипах личности,

о диагностике акцентуации характера детей

и педагогической помощи им
Москва 1994



Прутченков Александр Сергеевич

Снялов Александр Архипович

ЭЙ ТЫ, ПАРАНОИК!

(О психотипах личности, о диагностике акцентуации характера детей, и педагогической помощи им).

Лицензия ЛР №OGI9G7 от 28.12.92.

Слано в набор 4.10.93. Подписано it почать 5.01.94 Формат 60x88/16. Бумага ocjiccTiiaH. Гарнитура «Пстс|>6ург». Печать сметная. Усл. псч. л. 4,0. Тираж 20000 экз. '• Заказ 1IS>, Цена догоиорпая.

Издательство < Новая школа». 107258, Москва, Краснобогатырская ул., д. 75, корп. 2

Компьютерная верстка ЛСП «Зебра». 109004, Москва, а/я № 2.

Отпечатано в Подольском филиале 142110, г. Подольск Московской области, ул. Кирова, 25

Введение

Появление этой книги стало возможным благодаря повышенному интересу различных категорий людей к проблемам личности. Наконец, мы стали просыпаться от многолетней спячки, у людей появляется ощущение значимости личности, возрождается чувство собственного достоинства.

Личностная ориентация проникает во все социальные сферы, в том числе и в сферу образования. В этих условиях школа, педаго­гические коллективы, родители проявляют естественный повышен­ный интерес к психологическим и педагогическим аспектам развития личности школьника.

Но личностный подход ставит перед школой и серьезные вопросы. Чем обусловлены яркие индивидуальные проявления того или иного ребенка? Можно ли предвидеть его поведение в определенной си­туации? Какой будет его реакция на критические замечания? Что можно сделать, чтобы помочь школьнику, используя сильные стороны его личности? Подобные вопросы возникают каждый день в ходе непосредственного общения с детьми.

В предлагаемых материалах излагаются характеристики основных психотипов личности применительно к школьному возрасту. Знание особенностей психотипа школьника позволяет более оптимально вза­
имодействовать с ним, помогать становлению и развитию его лич­ности, не нарушая при этом естественного природного начала в каждом ребенке.

Изучение психотипа школьника важно еще и потому, что это дает реальную возможность педагогам и родителям предвидеть, про­гнозировать в определенной степени его поведение в той или иной ситуации.

В материалах приводится перечень конфликтогенных ситуаций, характерных для каждого из описываемых психотипов, а также фор­мы и способы конкретной педагогической помощи им.

Школьному психологу, педагогу следует ознакомить родителей с результатами изучения психотипов конкретных школьников, обяза­тельно порекомендовать им учитывать эту информацию в обыденной жизни, создавать дома, общаясь со своим ребенком, как можно больше уюта, комфорта
«ЧЕРТОВА ДЮЖИНА»

(Тест акцентуаций характера) \

Сразу подчеркнем, что приводимый ниже тест не имеет цели поставить диагноз какой-либо психической болезни. У любого человека можно определить не одну сотню личностных черт, таких как доброта, принципиальность, целеустремленность и другие, кото­рые особенно не выделяются и проявляются равномерно.

Несколько ярких личностных черт составляют рисунок личности. В этом случае мы говорим: «Он человек - целеустремленный и очень принципиальный, на него можно положиться в трудной ситуации» или «Он добрый, отзывчивый человек, всегда поможет».

Если же у человека выделяется одна из личностных черт, причем очень ярко, заметно, — это так называемая акцентуация характера, или психотип личности (1, с. 11].

Если же это свойство характера, ярко выраженное в акцентуации личности, мешает человеку жить в обществе или обществу трудно принять этого человека, то в этом случае речь идет о психопатической личности, а если это свойство еще и усиливается с течением времени, то это уже проявление психического заболевания.

КЛсопгард отмечал, что «...акцентуация — это в сущности те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в
патологическое состояние» [2, с. 1G].

Мы рассматриваем черты характера в рамках обычного рисунка личности и выделяем 13 типов акцентуации, т.е. ярко выраженных характеров — психотипов.

Сделайте табличку (см. бланк для ответов). В клетки (1 — 104) вписывайте свои ответы — слева направо ряд за рядом. Отвечая на утверждения теста, оценивайте степень своего согласия или несог­ласия следующими баллами:

+2— совершенно верно, я, как правило, так и делаю;

+ 1 — верно, но все же бывают заметные исключения; О— трудно сказать;

-1 — не верно, но все же иногда бывают такие ситуации;

—2 — совершенно неверно, это несвойственно для моей обычной жизни.

Старайтесь не отвечать «Трудно сказать», отдайте предпочтение одному из остальных четырех ответов, соотнеся его со своими при­вычками, желаниями, поступками.

При изложении материалов авторы исходили из следующей логики: сначала дается тест, позволяющий диагностировать основные психотипы, затем подробно описываются эти психотипы по нескольким основным параметрам (доминирующая черта характера, положительные черты, черты, отталкивающие и приводящие к конфликтам, особенности общения и дружбы, отношение к учебе и работе), приводится перечень копфликтогенных ситуаций и указаны конкретные способы педагогической помощи со стороны как учителя, и родителей.

При интерпретации результатов диагностики, анализе своих наблюдений за ребенком и психолог, и педагог, и родители должны исходить из того, что психотип личности, акцентуация характерна подростка - это не клеймо. Ребенка нужно научиться принимать таким, каков он есть. Учитывая знание особенностей его характера, помогать ему использовать свои положительные черты и по возможности контролировать, нейтрализовать отрицательные, развивать и реализовывать все заложенные в нем способности и таланты.

Авторы будут рады получить от читателей описание результатов использования предлагаемых материалов, замечания и пожелания по дальнейшему совершенствованию и доработке.

Пишите нам по адресу: 107258, Москва, а/я

бланк для ответов

фамилия, имя.

Дата.

1

-1

2

-1

3

1

4

-1

5

2

6

-1

7

-2

8

-2

9

-2

10

1

11

-2

12

2

13

-2

14

1

15

-1

16

-1

17

-1

18

2

19

-2

20

-1

21

-2

22

1

23

2

24

1

25

-2

26

2

27

1

28

-2

29

1

30

2

31

-2

32

1

33

1

34

-1

35

-2

36

-1

37

-2

38

2

39

-1

40

1

41

-2

42

1

43

-2

44

2

45

-1

46

-2

47

-2

48

-2

49

1

50

-2

51

2

52

2

53

2

54

1

55

1

56

1

57

2

58

-1

59

-2

60

2

61

-2

62

1

63

1

64

1

65

2

66

1

G7

-1

68

1

69

-2

70

-1

71

1

72

-2

73

-2

74

1

75

-2

76

-1

77

1

78

1

79

1

80

-1

81

-1

82

-1

83

1

84

1

85

-1

86

-2

87

-1

88

-1

89

-2

90

2

91

-1

92

1

93

-2

94

-2

95

-1

96

-2

97

2

98

1

99

1

100

1

101

1

102

2

103

2

104

1

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

7

-9

1

-3

4

0

-8

-9

-6

2

-5

10

4


Изготовить необходимое количество бланков можно на обычной пишущей машинке (под копирку, снять ксерокопии) или предложить ученикам перед началом тестирования начертить бланки для ответов по предлагаемому образцу.

Тестирование можно проводить как индивидуально, так и с целой группой ребят (или со всем классом) одновременно. При проведении индивидуального тестирования ребенку выдается текст теста, содержащий 104 утверждения, которые он должен внимательно прочитать, выбирать, исходя из своего согласия или несогласия, и затем записать соответствующий балл в бланке для ответов.

При групповом тестировании также можно раздать тексты теста. При этом ребят нужно попросить в тексте теста не делать никаких пометок.
Допускается и устное тестирование: педагог зачитывает все 104 суждения вслух (обязательно дважды каждое из них), а ребята оценивают свое отношение соответствующим баллом в бланке я ответов.

Ответы и оценки в баллах целесообразно написать на доске.

Если у тестируемых возникают вопросы по содержанию утверждений теста, педагог должен разъяснить непонятные слова или смысл всего утверждения.

Время для проведения теста вместе с объяснением инструкции примерно 35—40 мин.

Текст теста

  1. Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался,
    чт
    о в этом я прав.

  2. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды.

  3. Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил. Как правило, настроение у меня хорошее.

4.Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие.

5. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного.

6. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час; я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем.

  1. Малейшие неприятности сильно огорчают меня; после огорчений и беспокойств возникает плохое самочувствие.

  2. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные сновидения; утро для меня — самое тяжелое время суток.

  3. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня
    людей.




  1. О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и
    быстро нахожу новых.

  2. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем, часто
    б
    ываю раздражителен.

  3. Мое настроение легко меняется от незначительных причин.

  4. Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями,
    к
    огда я чувствую себя плохо.

  5. Я считаю, что у человека должна быть большая и серьезная
    мысль, ради которой стоит жить.

  6. У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски.



16. Я сплю мало, но утром встаю бодрым и энергичным.

  1. Мое настроение очень зависит от общества, в котором я
    нахожусь.

  2. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому
    понравилось.

  3. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.

  4. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях, я чрезмерно
    чувствителен.

  5. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю
    брать в долг.

  6. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих.

23. Я легко завожу новые знакомства.
24. О своей одежде я мало думаю.

25. В один дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие — без всякой причины с утра угнетен и уныл.

26. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется.

  1. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с
    друзьями.

  2. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения.

  3. Я люблю лакомства и деликатесы и ненавижу заранее рассчитывать все расходы.

  4. Мой сон богат яркими сновидениями.

  5. Я не могу найти себе друга по душе и страдаю от того,
    что меня не понимают; от окружающих стремлюсь держаться по­
    дальше.

  6. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, от неуверенности в себе, от беспокойства за близких.'

33.Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.

34.Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на
меня свысока.

35.Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за
человек, что о нем говорят люди.

  1. Я стремлюсь быть с людьми, трудно переношу одиночество.

  2. В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье; упрекаю родителей в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью.

  1. я люблю одеться так, чтобы было к лицу.

  1. Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества.

40. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесто­ченность и гнев.

  1. Измены бы я никогда не простил.

  2. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке, охотно навожу
    новые знакомства, люблю иметь много друзей и тепло отношусь к
    ним.

  3. Я люблю яркие, броские костюмы и одежду.

  4. Я люблю одиночество; свои неудачи я переживаю сам.

  5. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не
    решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в рассуждениях, но
    не в действиях.