ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 7. Стратегические матрицы.
Задание 1. Сравните основные виды продукции АЦБК и выберите наиболее перспективные (по критериям рентабельности, рыночной доли и темпов роста рынка).
Построение матрицы «темпы роста — рентабельность»
Постановка задачи
На предприятии выделены шесть потенциальных СЗХ. Экономическая
характеристика каждой СЗХ представлена в табл. 4.10
Следует
• сопоставить и оценить рассматриваемые СЗХ, используя матрицу БКГ;
• выбрать перспективные СЗХ и дать стратегические рекомендации
предприятию.
Ответ:
Выбор наиболее перспективной продукции. Наиболее перспективным является дальнейшее развитие производства картона и бумаги, причем для упрочения позиций АЦБК на рынке следует переходить к увеличению производства конечной продукции (гофротары и отдельных видов бумаги).
Ситуация в компании на данный момент. В настоящее время важнейшим направлением маркетинговой стратегии АЦБК является ориентация на более полную и глубокую переработку продукции в соответствии с требованиями конечного потребителя. Поэтому в последнее время на комбинате увеличен выпуск наиболее конкурентоспособных видов продукции с максимальной добавленной стоимостью (тарного картона и гофротары).
Стратегия АЦБК направлена на завоевание лидирующих позиций на рынке картонной упаковки. В настоящее время более 30% гофрокартона, производимогоАЦБК, направляется на Подольскую фабрику (входящую в структуру группы компаний «Титан») и становится в результате готовой продукцией, завершая тем самым линию комплексной переработки сырья: древесина — целлюлоза — картон различных видов — гофротара.
Кроме того, стабильность качества выпускаемой продукции также является одной из приоритетных задач АЦБК. В 2003 г. на комбинате завершена модернизация первой картоноделательной машины. В результате не только выросла ее производительность, но и были улучшены качественные характеристики картона.
1. Расчет доли покрытия затрат (= покрытие затрат/объем реализации)
2. Матрица БКГ
3. Наиболее перспективными СЗХ являются 1, 4, 5.
4. Одним из вариантов рекомендаций по выбранным перспективным СЗХ может быть следующий:
- увеличить объем реализации продукции 1-й и 4-й СЗХ;
- снизить уровень переменных затрат продукции 5-й и 4-й СЗХ;
- поддержать объем реализации продукции 3-й СЗХ.
Тема 8. Формирование стратегии и стратегический выбор. Стратегические планы.
Задание 1.
1. На примере РАО «Газпром» определите возможности и угрозы
внешней среды, сильные и слабые стороны организации.
2. Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах является
возможностью внешней среды или сильной стороной организации?
3. Покупатели и поставщики являются частью макросреды или
микросреды организации?
4.Где впервые была опубликована методика SWOT-анализа?
Ответ:
Целью работы является исследование ОАО «Газпром» как объекта управления и разработка рекомендаций по усовершенствованию существующей структуры стратегического управления и повышению конкурентоспособности.
Задачи работы:
*Рассмотреть структуру организации и историю ее развития.
*Оценить эффективность организационной структуры управления.
Рассмотреть цели и миссию организации, и ее социальную позицию.
Исследовать факторы внешней и внутренней среды, а также определить сильные и слабые стороны, ее возможности и угрозы.
А. Перечень сильных и слабых сторон ОАО «Газпром». Первый шаг SWOT-анализа - оценка собственных сил ОАО «Газпром». Первый этап позволит нам определить, каковы сильные стороны и недостатки предприятия.
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия, нам необходимо:
Составить перечень параметров, по которому вы будете оценивать свое предприятие;
По каждому параметру определить, что является сильной стороной вашего предприятия, а что - слабой;
Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны вашего предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.
Сильные стороны: (S)
S1-Эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства);
S2-Большие запасы газа на территории России;
S3-Диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу;
S4-Способность удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы;
S5-Лидирующее место по темпу роста рыночной капитализации среди европейских компаний;
S6-Большие затраты на НИОКР; 95 % используемых технологий соответствуют современным требованиям;
S7-Развитие производства и морской транспортировки сжиженного природного газа (СПГ);
S8-Соблюдение всех требований Конвенций Международной организации труда, ратифицированных РФ;
S9-Лучшие рекламные компании, спонсорская и благотворительная деятельность;
S10-Жесткость в отстаивании корпоративных интересов;
S11-суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
Слабые стороны: (W)
W1 - Необходимость развития сбытовой сети;
W2 - Необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений;
W3- Недостаточное финансирование проектов, направленных на диверсификацию поставок газа;
W4 - Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа;
W5 - Стоимость акций Газпрома все-таки остается заниженной в цене;
W6 - Проблема модернизации действующей системы магистральных газопроводов;
W7 - Невозможность обеспечения растущего с каждым годом спроса на энергетические ресурсы за счет поставок СПГ;
W8 - Отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа;
W9 - Большие затраты на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа;
Потенциальные возможности:(O)
O1 - Сохранение достигнутых позиций на европейском газовом рынке;
O2 - Географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР);
O3 - Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям;
O4 - Признанный лидер рынка;
O5 - Возможности расширения ассортимента продукции;
O6- Контроль над всеми конкурентами внутри России;
O7 - Независимость в выборе поставщика газа;
O8 - Лидирующее место в сфере распределения газа [6];
Потенциальные угрозы: (T)
T1- Проводимая на государственном уровне политика по недопущению иностранных компаний в качестве операторов разработки наиболее перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение);
T2- Сохранение транзитных рисков
;
T3- Ставка на закупки среднеазиатского газа вместо инвестиций в добывающие проекты;
T4- Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ;
T5- Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками, связанными с добычей и экспортом нефти;
T6- Организация имеет серьезных конкурентов в лице стран, обладающих большими запасами газа;
T7- Ослабление позиций Газпрома на рынке Средней Азии за счет усиления поставок газа Туркменистаном и Узбекистаном в другие страны;
T8-Неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС;
Применяя метод SWOT, можно установить линии связи между силой и слабостью, которые присуще организации, и внешними угрозами и возможностями. В дальнейшем эти связи должны быть использованы для определения стратегической обстановки, в которой находится организация сегодня и для формирования её дальнейшей стратегии развития.
После проведения ранжирования возможностей и угроз составляется SWOT-анализ организации, который предоставлен в таблице 3.
Таблица 1 - SWOT-анализ ОАО «Газпром»
Исходя из данной таблицы, можно сделать следующие выводы:
(S>O):
- Диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу (S3) позволяет сохранять достигнутые позиции на европейском газовом рынке(O1)
- Большие запасы газа на территории России (S2) дают возможность быть признанным лидером рынка(O4)
(S>T):
- Суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) (S11) замедлит снижение уровня обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа (T9).
- Диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу ( S3) позволит урегулировать многие вопросы в рамках ЕС (T8) .
(O>W):
-Заинтересованность государства в развитии газовой промышленности на территории страны (O10)поможет инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений(W2).
-Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям(O3)и снизят отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа(W4).
Вывод: проведя комплексный анализ среды компании ОАО «Газпром», можно подвести следующие итоги:
положение компании ОАО «Газпром» на сегодняшний день на российском рынке стабильно высокое, но надо расширять географию экспорта и разработку новых месторождений природного газа, в остальном компания ОАО «Газпром» имеет хорошую базу для поддержания нынешнего уровня и дальнейшего развития. Основными способами создания имиджа предприятия и доведения до потребителей основных сведений о предоставляемых им услугах являются реклама, общение с наличными и потенциальными клиентами, а также проведение специальных мероприятий по "связям с общественностью" (речь идет о контактах с финансовой сферой, СМИ, различными социальными образованиями, а также с государственными структурами, которые прямо или косвенно могут влиять на деятельность фирмы). Коммуникативная политика представляет собой целенаправленное воздействие на всех лиц, каким-либо образом взаимодействующих с компанией, с помощью средств информации в целях продвижения услуг на рынке. Опыт крупнейших нефтегазовых компаний мира свидетельствует о том, что с помощью хорошо проработанной службы информации можно значительно повысить уровень реализации нефтегазовой продукции. Следовательно, руководству компании ОАО «Газпром» просто необходимо обращать внимание на данный аспект и выделять достаточное количество средств на формирование имиджа своей компании.
Ситуационное задание.
Молочный комбинат «Здоровье» производит молочную продукцию.
Продукция комбината пользуется спросом, и руководство планирует
увеличить объемы производства в отчетном году, а также расширить
ассортимент молочной продукции. В рамках этого продолжает развиваться
программа "Школьное молоко", а также проводится техническое
усовершенствование производственных мощностей.
C этого года на предприятии внедрен новый проект "Тетра Фино
Асептик", в соответствии с которым введена в действие новая упаковочная
линия. Это позволяет увеличить срок годности молочных продуктов до 30
дней.
На основании имеющихся данных, предложите некоторые
мероприятия, которые помогут совершенствовать:
А) сбытовую политику предприятия
Задание 1. Сравните основные виды продукции АЦБК и выберите наиболее перспективные (по критериям рентабельности, рыночной доли и темпов роста рынка).
Построение матрицы «темпы роста — рентабельность»
Постановка задачи
На предприятии выделены шесть потенциальных СЗХ. Экономическая
характеристика каждой СЗХ представлена в табл. 4.10
Следует
• сопоставить и оценить рассматриваемые СЗХ, используя матрицу БКГ;
• выбрать перспективные СЗХ и дать стратегические рекомендации
предприятию.
Ответ:
Выбор наиболее перспективной продукции. Наиболее перспективным является дальнейшее развитие производства картона и бумаги, причем для упрочения позиций АЦБК на рынке следует переходить к увеличению производства конечной продукции (гофротары и отдельных видов бумаги).
Ситуация в компании на данный момент. В настоящее время важнейшим направлением маркетинговой стратегии АЦБК является ориентация на более полную и глубокую переработку продукции в соответствии с требованиями конечного потребителя. Поэтому в последнее время на комбинате увеличен выпуск наиболее конкурентоспособных видов продукции с максимальной добавленной стоимостью (тарного картона и гофротары).
Стратегия АЦБК направлена на завоевание лидирующих позиций на рынке картонной упаковки. В настоящее время более 30% гофрокартона, производимогоАЦБК, направляется на Подольскую фабрику (входящую в структуру группы компаний «Титан») и становится в результате готовой продукцией, завершая тем самым линию комплексной переработки сырья: древесина — целлюлоза — картон различных видов — гофротара.
Кроме того, стабильность качества выпускаемой продукции также является одной из приоритетных задач АЦБК. В 2003 г. на комбинате завершена модернизация первой картоноделательной машины. В результате не только выросла ее производительность, но и были улучшены качественные характеристики картона.
1. Расчет доли покрытия затрат (= покрытие затрат/объем реализации)
СХЗ | | | | | | |
Покрытие затрат | | | | | | |
Объем реализации | | | | | | |
Доля покрытия затрат | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 | 0,2 |
2. Матрица БКГ
3. Наиболее перспективными СЗХ являются 1, 4, 5.
4. Одним из вариантов рекомендаций по выбранным перспективным СЗХ может быть следующий:
- увеличить объем реализации продукции 1-й и 4-й СЗХ;
- снизить уровень переменных затрат продукции 5-й и 4-й СЗХ;
- поддержать объем реализации продукции 3-й СЗХ.
Тема 8. Формирование стратегии и стратегический выбор. Стратегические планы.
Задание 1.
1. На примере РАО «Газпром» определите возможности и угрозы
внешней среды, сильные и слабые стороны организации.
2. Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах является
возможностью внешней среды или сильной стороной организации?
3. Покупатели и поставщики являются частью макросреды или
микросреды организации?
4.Где впервые была опубликована методика SWOT-анализа?
Ответ:
Целью работы является исследование ОАО «Газпром» как объекта управления и разработка рекомендаций по усовершенствованию существующей структуры стратегического управления и повышению конкурентоспособности.
Задачи работы:
*Рассмотреть структуру организации и историю ее развития.
*Оценить эффективность организационной структуры управления.
Рассмотреть цели и миссию организации, и ее социальную позицию.
Исследовать факторы внешней и внутренней среды, а также определить сильные и слабые стороны, ее возможности и угрозы.
А. Перечень сильных и слабых сторон ОАО «Газпром». Первый шаг SWOT-анализа - оценка собственных сил ОАО «Газпром». Первый этап позволит нам определить, каковы сильные стороны и недостатки предприятия.
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия, нам необходимо:
Составить перечень параметров, по которому вы будете оценивать свое предприятие;
По каждому параметру определить, что является сильной стороной вашего предприятия, а что - слабой;
Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны вашего предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.
Сильные стороны: (S)
S1-Эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства);
S2-Большие запасы газа на территории России;
S3-Диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу;
S4-Способность удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы;
S5-Лидирующее место по темпу роста рыночной капитализации среди европейских компаний;
S6-Большие затраты на НИОКР; 95 % используемых технологий соответствуют современным требованиям;
S7-Развитие производства и морской транспортировки сжиженного природного газа (СПГ);
S8-Соблюдение всех требований Конвенций Международной организации труда, ратифицированных РФ;
S9-Лучшие рекламные компании, спонсорская и благотворительная деятельность;
S10-Жесткость в отстаивании корпоративных интересов;
S11-суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
Слабые стороны: (W)
W1 - Необходимость развития сбытовой сети;
W2 - Необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений;
W3- Недостаточное финансирование проектов, направленных на диверсификацию поставок газа;
W4 - Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа;
W5 - Стоимость акций Газпрома все-таки остается заниженной в цене;
W6 - Проблема модернизации действующей системы магистральных газопроводов;
W7 - Невозможность обеспечения растущего с каждым годом спроса на энергетические ресурсы за счет поставок СПГ;
W8 - Отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа;
W9 - Большие затраты на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа;
Потенциальные возможности:(O)
O1 - Сохранение достигнутых позиций на европейском газовом рынке;
O2 - Географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР);
O3 - Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям;
O4 - Признанный лидер рынка;
O5 - Возможности расширения ассортимента продукции;
O6- Контроль над всеми конкурентами внутри России;
O7 - Независимость в выборе поставщика газа;
O8 - Лидирующее место в сфере распределения газа [6];
Потенциальные угрозы: (T)
T1- Проводимая на государственном уровне политика по недопущению иностранных компаний в качестве операторов разработки наиболее перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение);
T2- Сохранение транзитных рисков
;
T3- Ставка на закупки среднеазиатского газа вместо инвестиций в добывающие проекты;
T4- Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ;
T5- Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками, связанными с добычей и экспортом нефти;
T6- Организация имеет серьезных конкурентов в лице стран, обладающих большими запасами газа;
T7- Ослабление позиций Газпрома на рынке Средней Азии за счет усиления поставок газа Туркменистаном и Узбекистаном в другие страны;
T8-Неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС;
Применяя метод SWOT, можно установить линии связи между силой и слабостью, которые присуще организации, и внешними угрозами и возможностями. В дальнейшем эти связи должны быть использованы для определения стратегической обстановки, в которой находится организация сегодня и для формирования её дальнейшей стратегии развития.
После проведения ранжирования возможностей и угроз составляется SWOT-анализ организации, который предоставлен в таблице 3.
Таблица 1 - SWOT-анализ ОАО «Газпром»
| | |
Возможности (О) | Угрозы (Т) | |
Сильные стороны (S) | S3>O1; S2>O4; | S11>T9; S3>T8; |
Слабые стороны (W) | O10>W2; O3>W4 ; | |
Исходя из данной таблицы, можно сделать следующие выводы:
(S>O):
- Диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу (S3) позволяет сохранять достигнутые позиции на европейском газовом рынке(O1)
- Большие запасы газа на территории России (S2) дают возможность быть признанным лидером рынка(O4)
(S>T):
- Суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) (S11) замедлит снижение уровня обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа (T9).
- Диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу ( S3) позволит урегулировать многие вопросы в рамках ЕС (T8) .
(O>W):
-Заинтересованность государства в развитии газовой промышленности на территории страны (O10)поможет инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений(W2).
-Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям(O3)и снизят отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа(W4).
Вывод: проведя комплексный анализ среды компании ОАО «Газпром», можно подвести следующие итоги:
положение компании ОАО «Газпром» на сегодняшний день на российском рынке стабильно высокое, но надо расширять географию экспорта и разработку новых месторождений природного газа, в остальном компания ОАО «Газпром» имеет хорошую базу для поддержания нынешнего уровня и дальнейшего развития. Основными способами создания имиджа предприятия и доведения до потребителей основных сведений о предоставляемых им услугах являются реклама, общение с наличными и потенциальными клиентами, а также проведение специальных мероприятий по "связям с общественностью" (речь идет о контактах с финансовой сферой, СМИ, различными социальными образованиями, а также с государственными структурами, которые прямо или косвенно могут влиять на деятельность фирмы). Коммуникативная политика представляет собой целенаправленное воздействие на всех лиц, каким-либо образом взаимодействующих с компанией, с помощью средств информации в целях продвижения услуг на рынке. Опыт крупнейших нефтегазовых компаний мира свидетельствует о том, что с помощью хорошо проработанной службы информации можно значительно повысить уровень реализации нефтегазовой продукции. Следовательно, руководству компании ОАО «Газпром» просто необходимо обращать внимание на данный аспект и выделять достаточное количество средств на формирование имиджа своей компании.
Ситуационное задание.
Молочный комбинат «Здоровье» производит молочную продукцию.
Продукция комбината пользуется спросом, и руководство планирует
увеличить объемы производства в отчетном году, а также расширить
ассортимент молочной продукции. В рамках этого продолжает развиваться
программа "Школьное молоко", а также проводится техническое
усовершенствование производственных мощностей.
C этого года на предприятии внедрен новый проект "Тетра Фино
Асептик", в соответствии с которым введена в действие новая упаковочная
линия. Это позволяет увеличить срок годности молочных продуктов до 30
дней.
На основании имеющихся данных, предложите некоторые
мероприятия, которые помогут совершенствовать:
А) сбытовую политику предприятия