Файл: Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Профилактика образования толпы

При работе в местах большого скопления людей необходимо применять профилактические меры с целью снижения возможности возникновения толпы. Таких мер достаточно много:
1. Работа с населением:

- Отвлечение людей, хотя бы на непродолжительное время от источника опасности, страха. Вовлечение людей в активные действия: борьбу со стихией, спасательные работы, оказание помощи престарелым, инвалидам, упаковку вещей для эвакуации или других отвлекающих занятий;

- Простые и понятные указания о действиях и правилах поведения, возможных способах и средствах защиты в возникшей ЧС;

- Адекватная информационно-разъяснительная работа;

- Разделение больших пространств, где могут собраться люди. Либо разделение уже собравшихся людей на малые группы.

- Если очаг опасности возникает в здании, в помещении, где находится большое количество людей, то немедленно открываются выходы.

2. Работа спасательных подразделений и информационно-разъяснительная работа:

- Подготовка руководящего состава формирований, спасателей к действиям в подобных ситуациях;

- Четкое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными и вспомогательными силами, участвующими в ликвидации последствий ЧС;

- Организованная информационно-разъяснительная работа. Своевременное определение очагов напряжения. Своевременная, достоверная информация об аварии или катастрофе. Речь или передаваемое сообщение могут оказать на людей более эффективное воздействие по сравнению с другими способами, и первостепенную роль играет содержание сообщения и тон говорящего. Недостаток информации порождает сплетни и слухи, создает неопределенность;

- Передача медикам душевнобольных, работа с острыми стрессовыми реакциями, характеризующимися эффектом заражения, успокоение их способствует созданию спокойной деловой обстановки;

- Исключение из обихода слов и фраз «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может»;

3. Использование силы, специальных технических средств и т.д., т.е. директивных методов управления должно быть очень осторожным, ответственным и проводиться с учетом индивидуальных и коллективных психологических проявлений. Например, выстрел вверх может только усилить панику. Эта группа приемов используется правоохранительными органами.


Если толпа возникла, то есть способы, которые позволяют управлять ею. К ним можно отнести:

- переориентация внимания людей на несколько объектов для разделения уже собравшихся людей на малые группы (как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы). например: несколько сотрудников одновременно в удаленных друг от друга местах дают одну и ту же информацию;

- объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

- обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;

- применение мер по локализации действий;

- применение более сильного шокового воздействия; использование ритма, ритмичной музыки;

- обращаться к толпе лучше человеку с низким и громким голосом. Лучше доверить это мужчине. Для управления толпой применяются убеждение (если позволяет время), категорический приказ, использование силы и даже устранение наиболее злобных паникеров.

- передача медицинским работникам пострадавших, физическое состояние которых вызывает опасения, оказание помощи пострадавшим с острыми стрессовыми реакциями, характеризующимися эффектом заражения (истерическая реакция, агрессия, психомоторное возбуждение).

Знание основных свойств толпы и умение правильно повести себя в критической ситуации — главное, что может противопоставить мыслящий человек умелому провокатору.


3. Заключительная часть – 5 мин.

Ответить на возникшие у личного состава вопросы по изученной теме. Проведение краткого опроса. Объявление оценок с дальнейшим проставлением их в учебный журнал.
Пособия и оборудование, используемые на занятии:

учебные тетради; конспект по заданной теме.
Руководитель занятий

Инженер ОП № 12 ГПС С. С. Юдин