Файл: Контрольная работа по дисциплине Экономика общественного сектора Образование как общественное благо.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Экономика общественного сектора

Образование как общественное благо

Выполнил:

студент 1 курса

Проверил:

К.ф.н. доцент



Краснодар

2020

План контрольной работы

Введение 2

1 Понятие общественного блага 2

2 Образование как общественное благо или как частная услуга 5

2.1 Природа человека 6


2.2 Предназначение образования 7

2.3 Качество образования 11

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Введение


Образование играет важнейшую роль в развитии знаний, умений и личностных компетенций, которые позволят людям приносить пользу и получать блага от стабильного будущего. Учиться ставить четкие цели, взаимодействовать с окружающими, находить новые возможности, предлагать разные решения проблем – все эти умения станут необходимыми в ближайшие годы. Образование должно не просто готовить молодых людей к взрослой жизни, оно должно давать учащимся всё, чтобы те становились активными, ответственными и вовлечёнными гражданами.

Однако в настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, является ли образование общественным благом или все же платной услугой. Попытка ответить на этот вопрос и будет основной целью работы.

1 Понятие общественного блага


Общественные блага занимают значительное место в национальной экономике. Залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики являются их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением.

В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности, как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный состав благ. Их сущностные характеристики определяются в зависимости от их видовой принадлежности.

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.


К общественным благам относятся, к примеру, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, а также дороги и мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. В настоящее время нормальное функционирование национальной экономики невозможно без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, страхование и социальное обеспечение. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность у всех без исключения.

Законы национальной экономики бессильны относительно механизма производства и распределения общественных благ – они не способны эффективно работать в этом сегменте рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство (его государственный аппарат).

Общественные блага обладают следующим чертами:

  1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения;

  2. неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства;

  3. нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

  4. тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.

Классификация общественных благ

Выделяют следующие основные виды благ (по характеру потребления):

  1. общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

  2. индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют собственно общественные и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.



Выделяют следующие виды общественных благ (в зависимости от степени доступности):

  1. исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения;

  2. неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения.

На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется потребление благ, выделяют следующие общественные блага:

  1. международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. (например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система). Производство и распределение общественных благ на международном уровне затруднено, так как для этого необходима большая концентрация ресурсов не только одного государства, а мировой экономикой в целом. В качестве действенных инструментов производства общественных благ на международном уровне используются различные комиссии, межправительственные ассоциации, и т.д. Создание европейского экономического сообщества явилось важным шагом в этом направлении, в результате чего большое количество благ трансформировались из национальных в общеевропейские. Для этого потребовалось существенное изменение характерных функций, большого количества институтов и механизмов;

  2. национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти. Их специфическая особенность заключается в том, что они необходимы для всей национальной экономики, для чего целесообразно производство их на общегосударственном уровне;

  3. местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности (например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки).




2 Образование как общественное благо или как частная услуга


Идея «рыночных отношений» становится доминирующей в современной России и проникает во все виды деятельности человека. Подавляющее число услуг на сегодня рассматривается как товар или услуга, а любой человек – как их производитель или потребитель. Не обойдено «рыночным» воздействием и образование. Все чаще в публикациях специалистов говорится (с определенными обоснованиями) об образовании как о комплексе платных образовательных услуг. Еще 20-30 лет назад большинство людей было убеждено в том, что бесплатное (на всех уровнях) образование – великое достижение и необходимое условие развития страны и вот теперь, по сути, происходит почти полный разворот в общественном сознании. В чем истина? Чем должно быть образование: индивидуально предоставляемой человеку частной платной услугой или бесплатно предоставляемым всем членам общества общественным благом? И можно ли поставить знак равенства между понятием «образование» с понятием «образовательная услуга»? Есть ли грань, отделяющая услугу (для личности) от блага (для всех)? Что такое качество образования применительно к «услуге-благу», как и в каких единицах его измерять? Ответы на эти вопросы невозможно дать без предварительного рассмотрения определяемого природой человека предназначения образования.
2.1 Природа человека

Человек – открытая био-психо-социальная система, потому его потребности и, тем самым, реализуемая посредством действий деятельность всегда преследует «интересы» каждой их этих трех составляющих.. Условно можно считать, что «био» отражает потребности отдельного человека как организма (индивида, личности), а «социо» - потребности социального организма (общества). В действиях человека всегда присутствует личное и общественное. Чем выше уровень развития «психо» человека, тем больше для него приобретают интересы «социо» по сравнению с «био».

Разница между «услугой» и «благом» определяется следующим образом. Услуга, представляя собой действие одной стороны в интересах другой, всегда ориентирована на «био» конкретных потребителей. Кроме того, понятие «услуга» несет в себе элемент обязательства, долга, который получивший услугу должен вернуть оказавшему услугу (в виде денежного эквивалента, такой же или другой услуги). По сути, в услуге реализована идея: «ты – мне, я – тебе». Потому любая услуга всегда явно или неявно предполагает ту или иную плату за нее. Бесплатных услуг не бывает (не случайно оплата выделена в Гражданском кодексе в качестве критерия отнесения действия к услуге).


В отличие от «услуги» «общественное благо» ориентировано на «социо» и связано с принципиально бесплатным предоставлением обществом своим членам возможностей удовлетворения их потребностей, имеющих общественное значение. Если услуга призвана удовлетворить, , потребности ее получающего (потребителя) в первую очередь, а уже потом – потребности производителя, которому потребитель платит за услугу, то общественное благо, в первую очередь, преследует цель удовлетворить потребности ее дающего, т.е. общества (производителя), через удовлетворение потребностей получающих его людей. Можно предположить, что чем больше в обществе людей с высоким уровнем развития, тем более весомыми и справедливыми (по распределению) должны быть общественные блага. Увеличение веса «услуг» по сравнению с «благами» в современном обществе свидетельствует скорее о его нежелательной дифференциации, чем о ведущей к единому социальному организму интеграции.

Соотношение между «био» и «социо» можно считать эффективным, если оно обеспечивает минимальный расход ресурсов (в соответствии с всеобщим природным принципом наименьшего действия) при максимальном развитии личности и общества. При этом в нормальных условиях должны доминировать интересы личности, в экстремальных (войны, стихийные бедствия, …) – интересы общества (в соответствии со словами не так давно широко известной песни: «Раньше думай о Родине, а потом – о себе»).
2.2 Предназначение образования

Смертность отдельного человека (невозможность передачи по наследству приобретенных им в течение жизни знаний и опыта) приводит к тому, что каждому, вновь рожденному, приходится сначала, развиваясь, приобщаться к тому, что уже создано старшим и предыдущими поколениями, и только потом отдельные представители нового поколения развивают известное. Средством развития человека и приобщения его к социальному опыту, условием передачи этого опыта и его дальнейшего развития, способом и сущностью социализации (через все институты: семью, формальные образовательные учреждения, общественные организации, профессиональные сообщества и научные и трудовые коллективы, церковь) выступает образование. Образование призвано заложить в человека «социальный геном развития».

Приобщение как приспособление организма к новой для него среде обитания получило название адаптация. Поэтому образование для отдельного индивида можно рассматривать как способ и средство адаптации к существующему социуму, а для общества – как способ и средство целенаправленного формирования индивидов с полезными для личности и общества человеческими и профессиональными качествами.