Файл: Контрольная работа по дисциплине Экономика общественного сектора Образование как общественное благо.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная идея образования – идея развития. Развитие – изменение с усложнением – естественный признак и сущность жизни. С этой точки зрения жизнь есть развитие. При этом любое развитие, создавать условия для дальнейшего развития. Потому основная цель образования – формирование способной к саморазвитию и стремящейся к непрерывному развитию личности. Достичь такого стремления можно лишь при переходе человеком некоторого порогового уровня развития с обязательной записью (как результата достаточно долгой «тренировки») «рефлекса развития» в подсознание. Благосостояние народа наступит лишь после того, как необходимая для этого модель поведения (через честный труд), осознанно (в процессе образования) сформированная в головах граждан, станет одним из ведущих социальных рефлексов. Вещи (производство, материальные блага) – необходимое и желаемое следствие, но не цель образования.

Образование играет главную роль в распространении морали нового человека.

Следовательно, предназначение образования лежит не в «мире вещей», а в «мире идей». Образование сформулировано как обеспечение непрерывного развития личности как условия и средства его адаптации к социуму и развития социума.

Общая идея непрерывности образования по мере роста социального опыта общества и ускорения процесса его накопления привела к современной идее обязательности непрерывного профессионального образования. Однако непрерывное профессиональное развитие, несет некоторую опасность разобщения людей, так как узкоспециализированное развитие больше касается отношений человека в «мире вещей», чем в «мире идей», больше «био», чем «социо». При таком развитии культура все более отстает от цивилизации, ибо современные проблемы человечества, элементы «разрухи» в природе и обществе имеют истоки в сознании людей. Выход следует искать на пути усиления культуры. Непрерывное образование должно иметь в качестве главного результата не столько повышение материального благополучия людей, сколько их духовное развитие.

Идея духовности, позволяющая отделить «добро» от «зла», объединяет «био» и «социо» и ведет к гуманизму, истинному социальному организму, оптимально объединяющему личное и общественное. Одностороннее увлечение чем-то одним: личным или общественным породило бесперспективные реализации таких систем общественного устройства, как имевшие место в реальной истории социализм и капитализм.


В образовании прослеживаются два участника: личность и общество, чьи потребности и интересы связаны и неотделимы друг от друга. Потому крайние позиции, одна из которых отождествляет образование с одним из видов товаров в рыночных условиях «купли-продажи» рассматривает образование как «услугу и предмет экономических взаимоотношений» (эта позиция – следствие рыночной «демократизации»), а другая рассматривает образование только как «благо, бесплатно предоставляемое государством» (хотя необходимость наличия общественных благ – аксиома развития социума) неприемлемы. В первом случае человек может считать себя свободным от общественных обязанностей (он ведь за свое образование заплатил все сам, а, значит, никакому государству и обществу ничего не должен), а во втором случае у человека (нормального) возникает избыточное чувство долга, а у общества – соблазн считать человека своим должником, не имеющим права самому распоряжаться полученным образованием. Образование есть действительно благо, но не только для личности, но и для государства (и как воспитание, и как обучение). Воспитанный профессионал способен и будет заботиться не только о себе или своих близких, но и о своей стране. Сегодня воспитанность обучающегося считается его личным делом, помогающим жить среди людей и зарабатывать на жизнь. Однако воспитанность, способствующая налаживанию экономических взаимоотношений для выживания, для личной выгоды, и воспитанность, как милосердие, способность жертвовать собой во имя других, имеют различную направленность.

Поэтому образование нельзя считать только «услугой» государства, которую оно предоставляет обучающемуся. Ведь и обучающийся может выразить убеждение, что он оказывает «услугу» государству, позволяя ему в процессе образования воздействовать на себя – свободную личность – с превращением в необходимого обществу специалиста с нужным мировоззрением. В части (дополнительного) обучения профессиональным навыкам, способствующего улучшению материального состояния человека, образование частично может быть предметом купли-продажи, т.е. «услугой». Но в части воспитания, явно не ведущего к материальным выгодам, но в целом полезного для становления социального организма общества, образование принципиально нельзя рассматривать как предмет купли-продажи. Воспитание как первая, наиболее важная часть образования – всегда «благо».

Следовательно, образование — всегда «услуга-благо». При этом существует некоторый минимальный

, обеспечивающий существование и дальнейшее развитие общества, граничный уровень образования как «общественного блага». На сегодняшний день для России таким уровнем можно считать уровень среднего (полного) образования. Следовательно, «правильная» система образования должна опираться, во-первых, на желание получить образование и готовность «платить» (начиная с послешкольного образования) за него и, во-вторых, на общество (государство), которое обязано помочь каждому получить соответствующее его состоянию (уровню индивидуальных способностей и материальных возможностей) и устремлениям к образованию выше школьного. Образование всегда преследует индивидуально-общественные цели, а так как цель есть основной системообразующий фактор, то взаимосодействующим индивидуальным и общественным должна быть пропитана вся структура системы образования. С позиций индивидуально-общественных интересов целесообразно рассматривать и качество образования.
2.3 Качество образования

Под качеством любого объекта (предмета, явления, процесса) в обществе потребления понимается степень его соответствия своему предназначению. Такое понимание «качества» объекта, отличное от его философского понимания (как совокупности отличительных свойств) в обществе познания, строится на идее использования (употребления с пользой) объекта человеком, т.е. качество характеризуется совокупностью отличительных потребительских свойств объекта. Качество имеет то, что потребляется: как естественное, так и искусственное. В различных словарях толкование «определения качества» сводится как «способности совокупности свойств и характеристик продукции и услуг удовлетворять установленные или предполагаемые требования.

Правильно определить предназначение исследуемого (создаваемого) объекта – первая задача «проблемы качества». Проблема решения этой задачи определяется тем, что предназначение используемых (естественных или искусственных) людьми объектов, отражая их многогранные потребности, также многогранно. К тому же потребности людей, определяясь уровнем их развития, не обязательно совпадают во времени и пространстве. Это приводит к различию взглядов (как различных социальных групп, так и одного и того же человека по мере его развития) на сущность (содержание) качества одного и того же объекта. Потому «качество» чего-либо всегда субъективно.

Также следует учитывать, что понятие «польза» подразумевает наличие своей противоположности – «вреда», причем этот вред не обязательно причиняется только тому, кто использует (например, человек едет на автомобиле, а окружающие – дышат выхлопными газами этого автомобиля. Потому «пользу» и «вред» надо анализировать с позиций не только индивидуума, но и общества). Как правило, чем больше «польза», тем больше и «вред», причем часто одно сменяет другое или перемешано с другим. Обязательное сосуществование «пользы» и «вреда» как взаимодополняющих друг друга граней потребления (особенно явно это проявляется в мире искусственных объектов) с учетом всеобщности связей все более осознается в современном мире. За всякую «пользу» надо платить: «плата» и есть «вред». В связи с этим качество в пространстве потребления отражается его стоимостью, различной с позиций производителя товаров (услуг) и их потребителя: для первого важна себестоимость качества, а для второго – его цена. Человек часто отказывается от высокого качества просто потому, что оно ему не по средствам. Очевидно, что и при производстве, и при потреблении должны учитываться интересы не только конкретных производителей и потребителей, но и всего общества.


Можно ли образование рассматривать с позиций предназначения, качества, «пользы» и «вреда»? Образование должно иметь предназначение, о котором было сказано выше (обеспечение непрерывного развития личности как условия и средства его адаптации к социуму и развития социума), к нему применимо понятие «качество» (при рассмотрении образования как системы «частная услуга – общественное благо») и, как и все созданное человеком, образование несет не только «пользу», но и «вред». Конечно, не только потому, что образовательные нагрузки ухудшают здоровье обучающихся но, прежде всего, потому, что в результате образования в одной голове будут рождаться (и потом реализовываться в мире людей) полезные (для личности и общества) прообразы, а в другой – вредные. Проблема – в разделении пользы (как добра) и вреда (как зла). Свобода человека как условие его творческого развития ведет к обязательности многообразия форм пользы и вреда. Биологическая же одинаковость и социальная общность людей имеет следствием целесообразность некоторого унифицированного восприятия понятий «польза» и «вред». Очевидно, что оба подхода справедливы. Задача – в нахождении оптимальной пропорции, обеспечивающей индивидуальное развитие личностей в пределах развития социума. Естественные, не посягающие на «свободу» человека, границы и ее направленность определяются традиционными нравственными идеалами.

С вопросом качества образования непосредственно связан вопрос образовательных технологий. Можно ли процесс образования (в образовательных организациях) рассматривать как технологический процесс? Так как в процессе образования происходит целенаправленное изменение (преобразование) личности человека, то процесс образования можно условно рассматривать как особый социальный технологический процесс «обработки» и «самообработки» личности человека, направленный на повышение качества человека (при стремлении к минимизации стоимости этого процесса, но не в ущерб качеству). Продукт качественного образования – непрерывно развивающийся человек с возрастающим качеством жизни, способным удовлетворять не только материальные, но и растущие духовные потребности. Приоритет духовного – условие безаварийного, нетупикового пути развития личности и общества. Высокое качество образования всегда имеет следствием высокое качество человека и общества, что обеспечивает дальнейшее повышение качества образования.


Никогда ранее проблема определяющего качество человека качества образования не стояла так остро, как сегодня. В конечном счете, и предотвращение глобальных катастроф в масштабе человечества, и национальная безопасность в государственном масштабе, и личное благополучие каждого определяются сегодня, в первую очередь, качеством человека. Некачественное образование сегодня ведет к катастрофе, к будущему без будущего.

Очевидно, что и потребности потребителя, и возможности их удовлетворения во многом формируются в процессе образования, причем, чем выше качество образования как «услуги-блага», как воспитания и обучения, тем выше не только качество удовлетворения потребностей, но и качество самих потребностей. Потому истинно всеобщее управление качеством (Truth Total Quality Management – TTQM) – есть управление качеством образования. И оно должно осуществляться одновременно в интересах и личности, и общества, а не просто потребителя как «организации или лица, получающего продукцию».

Одно из главных условий обеспечение высокое качество управления качеством – наличие достоверной информации. Любое управление, реализуясь через последовательность целесообразных действий, опирается на метрологическую информацию (о состоянии объекта управления и внешней среды), точность которой во многом определяет эффективность управления. Особенно это важно для управления сложными системами, наиболее сложной из которых является человек. Качественное образование и управление образованием невозможны без измерения качества человека, приращение которого – основной показатель качества образования. Проблема – в том, что и как (с помощью каких мер) измерять в человеке, ибо его самопознание еще не завершено.

Поскольку человек — есть многомерная система, то можно выделить несколько основных граней (сторон) человека, каждая из которых обязательна для целостности человека и частные качества которых составляют качество человека в целом, например: духовно-нравственную, интеллектуально-психическую, социально-мировоззренческую и физическую.

На гармоничное формирование и развитие выделенных сторон человека должны быть направлены усилия по управлению образованием в образовательных учреждениях (прежде всего, через качество преподавателей, а также качество образовательных стандартов и программ