Файл: Здоровье как медикосоциальноэкономическая категория.docx
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ежедневно, в том числе и в процессе профессиональной деятельности, человек подвергается микросоциальному окружению, стрессовым и социально-психологическим ситуациям, которые в совокупности превышают адаптационные возможности организма и в последующем приводят к расстройству физиологических и биологических механизмов приспособления. А это способствует преждевременному биологическому старению организма. Именно стресс является тем фактором, который не только провоцирует появление новых заболеваний, но и приводит к утяжелению уже имеющихся. В итоге в критической ситуации развиваются болезни, определяющие уровень смертности населения - инсульт, инфаркт, фатальные нарушения сердечного ритма, опухоли, диабет. Курение, употребление алкоголя и наркотиков не добавляет здоровья, а медленно отравляет, приводя к необратимым последствиям. По данным социологического опроса только 42,6% опрошенных занимаются спортом, 27, 8% - соблюдают правильный режим дня, 18,5 % - придерживаются диеты, 11%- занимаются закаливанием организма. По данным анализа способов преодоления стресса установлено, что чаще всего в качестве стратегий его преодоления человек выбирает: общение с близкими людьми, прослушивание музыки, занятие любимым делом. Низкая физическая активность объясняется отсутствием культуры самосохраняющего поведения, а также низким уровнем дохода, что делает недоступным посещение спортивных залов, фитнес-центров и бассейнов.
Приобщение к здоровому образу жизни в прямой зависимости конкурирует не только с благами цивилизации (личный транспорт, бытовая техника и др.), но и с негативными потребностями в виде вредных привычек. Делая свой выбор, каждый должен хорошо осознавать, что здоровье - это отличное самочувствие, дополнительные возможности для самореализации, развития, обеспечение активного трудового и социального долголетия.
6. Здоровый образ жизни: пункты основ.
Резюмируя всё вышесказанное, хочется подвести черту и обозначить чёткий перечень того, на что стоит опираться человеку, выбирающему здоровый путь бытия.
Отталкиваться надо от следующих основ:
физическая культура тела;
здоровое питание;
отказ от всего лишнего;
позитивное мышление.
Заключение.
Здоровье - основа общественного благополучия нации, ее экономического и социального процветания. С состоянием здоровья населения тесным образом связана безопасность страны. Укрепление здоровья граждан - стратегическая цель всего государства. Здоровье выступает не только как фактор, ресурс общественного производства, но и в качестве потребителя экономических ресурсов в их материально-вещественной и денежной формах. Продолжительность жизни считается и показателем здоровья населения, и показателем уровня, качества жизни людей.
В тоже время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны - наряду с другими качественными характеристиками - приобретает роль ведущего фактора экономического роста.
Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.
Физическая подготовленность - это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).
Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни.
Вопросы:
1. Какие экономические дисциплины относятся к категории отраслевых?
Отраслевые экономические науки включают в себя экономику промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, непроизводственной сферы. Они подразделяются на дисциплины, изучающие экономические проблемы отдельных отраслей, подотраслей, сфер и первичных производств, ячеек народного хозяйства.
В отрасли материального производства входят:
промышленность;
сельское хозяйство;
транспорт (перевозки);
К отраслям социально-культурной ориентации, сферы услуг относят:
культуру;
образование;
здравоохранение;
социальное обеспечение;
строительство;
связь;
торговля;
общественное питание;
материально-техническое обеспечение (логистика);
науку;
управление;
жилищно-коммунальное хозяйство;
бытовое обслуживание населения.
2. Перечислите уровни рассмотрения здоровья как социальной категории.
Уровни рассмотрения здоровья как социальной категории
макроуровень
- ВВП страны,
- деятельность социальных институтов в сфере сохранения здоровья населения;
мезоуровень
- принадлежность к социальной группе,
- социальные нормы и ценности, доминирующие в группе,
- сфера трудовой деятельности;
Микроуровень
- оценка собственного здоровья,
- уровень образования,
- поведение, связанное со здоровьем (самосохранительное поведение)
- отношение к собственному здоровью.
3. Какие дисциплины входят в структуру современных экономических знаний?
В системе экономических наук выделяют фундаментальные (общие) и прикладные. Общие: экономическая теория, история экономических учений, экономическая статистика, бухгалтерский учёт. Частные: межотраслевые (финансы, кредит, управление труда); отраслевые (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика торговли, экономика транспорта); региональные (мировая экономика, экономика регионов, экономика отдельных стран).
4. Что является предметом изучения экономики здравоохранения?
Предметом экономики здравоохранения является хозяйственная сторона медицинской деятельности, которая отражает социально–экономическую или производственную форму ее осуществления.
Экономические отношения, возникающие в процессе профессиональной медицинской деятельности, разделены на две крупные группы:
1. Организационно – экономические: характер отношений отражает общие черты, присущие всем типам медицинских учреждений (стационары, поликлиники, диагностические центры и т. п.). Примером таких отношений может служить система финансирования ЛПУ, включающая принцип определения тарифов на медицинские услуги, порядок взаиморасчетов, учета расходов, оплаты труда, ценообразования и т. д.
2. Социально–экономические: это специфические, особенные черты
хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые
функционируют в различных условиях (государственные, муниципальные и частные). Например, размер и порядок начисления заработной платы существенно отличается в этих учреждениях при равном объеме количества и качества оказываемых медицинских услуг.
5. Перечислите основные задачи экономики здравоохранения.
Задачи экономики здравоохранения:
− изучение экономических законов в системе здравоохранения;
− определение роли здравоохранения в системе общественного производства; − расчет потребности в необходимых ресурсах;
− обеспечение эффективного и рационального использования имеющихся ресурсов и организации труда медперсонала;
− оценка экономической эффективности деятельности медицинских организаций, эффективности медицинских технологий;
− оценка эффективности систем оплаты труда работников здравоохранения, определение норм нагрузки на персонал;
− подготовка кадров в сфере экономики здравоохранения.