Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Клиническая психология детей и подростков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа
по дисциплине: «Клиническая психология детей и подростков»
Ф.И.О.:____________________________________________Группа:________
Задание 1.
Заполните таблицу «Клиническая психология детей и подростков как самостоятельная отрасль психологической науки»:
Клиническая психология детей и подростков (определение) | раздел психологии,смежный с медициной,занимающийся изучением закономерностей нарушенного психического развития, вызванного свойствами нервной системы, психосоматикой, расстройствами и заболеваниями, условиями воспитания и социальной среды. |
Предмет клинической психологии детей и подростков | закономерности нарушенного развития (дизонтогенеза), вызванного органической патологией (центральной нервной системы и соматической), психическими расстройствами, заболеваниями, нарушениями условий созревания и воспитания. |
Задачи клинической психологии детей и подростков | Выяснить и научно обосновать нормы психических функций для детей разного возраста. Определить, насколько соответствует уровень психического развития ребенка утвержденным возрастным нормам. Выявить патологии и провести диагностику отклонений. Изучить психику детей, которые имеют особенности здоровья и развития, растут в неблагополучных семьях или условиях. Скорректировать обнаруженные нарушения, принять меры для сохранения и укрепления здоровья. Исследовать поведение ребенка, имеющего отклонения в развитии, особенности его общения с родителями, наставниками, воспитателями. Получить полноценную информацию о психической деятельности ребенка/подростка для проведения экспертизы и составления прогноза. |
Принципы клинической психологии детей и подростков | сравнительность, комплексность, системный качественный анализ психической деятельности, принцип динамического исследования ребенка. |
Методы клинической психологии детей и подростков | Детская клиническая психология Клинико-психологическое интервью (беседа) Метод наблюдения Эксперимент в клинической психологии Анализ истории жизни |
Задание 2.
Заполните таблицу «Основные термины клинической психологии детей и подростков»:
Термин | Содержание |
Онтогенез | это изучение психического развития человека от самого оплодотворения яйцеклетки и до последних дней жизни. |
Дизонтогенез | нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза |
Аномальное развитие | |
Дефект (Выготский Л.С.) | Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Первичный дефект - повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами.Вторичный дефект - недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых).Сложный дефект - сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. |
Возраст | |
Кризис (Эльконин Д.Б.) | |
Гетерохрония развития (Северцев А.Н., Анохин П.К.) | |
Асинхронное развитие (Э. Кречмер, В.В. Лебединский) | Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития,ускоренного(акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей). Дисгармоничное развитие характеризуется спецификой формирования аффективной организации по типу уровневой дисфункции при сохранности общей структуры и иерархии системы аффективной организации в целом. Вид «одаренность» полностью отвечает основным критериям асинхронного развития: у детей этой группы наблюдается неравномерность развития отдельных сфер, их выраженно ускоренное развитие, поведенческая и/или социоэмоциональная дизадаптация. |
Симптом | элементарное проявление болезни, которое ощущает человек как изменение самочувствия |
Синдром | совокупность симптомов с общей этиологией и единым патогенезом. |
Нозология | учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней |
Норма | отсутствие каких-либо патологических проявлений, нарушений психики |
Патология | Патологическим считается такое поведение, которое может быть квалифицировано с точки зрения наличия у человека каких-то симптомов. Таким образом, норма — это когда нет симптомов. Нет симптомов — значит, норма, есть симптомы — значит, патология. |
Задание 3.
Заполните таблицу «Факторы возникновения нарушений развития».
Биологические факторы | Социальный фактор |
| |
| |
Задание 4.
Заполните таблицу «Виды нервно-психической патологии».
Виды нервно-психической патологии | Этиология |
Органическая патология | Наиболее частой причиной органических расстройств выступает эпилепсия: у больных, страдающих от эпилептических припадков более 10 лет, риск развития органического расстройства очень велик. Помимо эпилепсии существует целый ряд причин, способных привести к формированию органического расстройства: черепно-мозговые травмы энцефалиты ДЦП опухоли мозга множественный склероз употребление стероидов, галлюциногенов и подобных психоактивных веществ хронические отравления марганцем инфекции головного мозга сосудистые заболевания |
Эндогенная психическая патология | возникает без воздействия какой-либо значимой внешней патогенной причины. Развиваются вследствие внутренних причин, среди которых в первую очередь подразумевается наследственный фактор. |
Психогенная патология | |
Задание 5.
Заполните таблицу «Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности» по В.В. Ковалеву:
Уровень реагирования | Возрастные «симптомы» |
соматовегетативный (0—3 года) | Соматовегетативный - характеризуется повышением общей и вегетативной возбудимости, склонностью к расстройству пищеварения, нарушением навыков управления сфинктерами мочевого пузыря и прямой кишки, нарушению питания, сна и навыков опрятности. В связи с этим проявления этого уровня могут наблюдаться в виде невротических реакций (шизофрении и изидуальных органических нервно психических расстройств). Это объясняется ранним завершением формирования вегетативных функций по сравнению с двигательными. |
психомоторный (4-10 лет) | Психомоторный – характеризуется невротическими двигательными расстройствами - это прежде всего тики, заикания, мутизм. Частая форма психопатологии в этом возрасте гипердинамический синдром. Но даже и при других заболеваниях (например, невроз) двигательная расторможенность или суетливость скрывают менее выраженную симптоматику, свойственную основной болезни. Выделения этого уровня характерно для детей дошкольного и младше школьного возраста, потому что именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. |
аффективный (7-12 лет) | Аффективный - близок или наслаивается на психомоторный уровень развития. Характерны: повышенная аффективная возбудимость, негативизм, агрессия. В этот момент появляются синдромы ухода и бродяжничества. Страхи в этом возрасте приобретают психопатологическую очерченность, что связанно с началом формирования самосознания, субъективного переживания и элементарных способностей к самооценке. У детей в этом возрасте обычно встречающиеся нарушения поведения сочетаются с выраженными эмоциональными расстройствами и т. д. При этиологическом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же значительно возрастает уровень психогений. |
эмоционально-идеаторный (12-16 лет) | Эмоционально идиаторный – является ведущим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В патологии это, прежде всего, проявляется в так называемых «патологических реакциях пубертатного возраста», включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации»), с другой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психогенные реакции — протеста, оппозиции, эмансипации и т.д.Можно предполагать, что в основе лежит повышение эффективности и влечений в результате активизации деятельности гипоталамуса при недостаточности мышления в связи с неразвитостью второй сигнальной системы. |
Задание 6.
Обобщите изученный материал и заполните таблицу:
Вид дизонтогенеза | Общая характеристика |
недоразвитие (Олигофрения,онр) | ранее повреждение, незрелостью мозговых структур; |
задержанное развитие(зпр,зрр) | задержанный темп развития познавательной и эмоционально-волевой сфер |
поврежденное развитие(Деменция,Афазия) | повреждение развития после 2-3 лет; |
дефицитарное развитие(Слепота,глухота) | тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем. |
Искаженное развитие(рдш,рда) | сочетание общего, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций; |
дисгармоничное развитие | диспропорция развития в эмоционально-волевой сфере; |
Задание 7.
Заполните таблицу «Основные варианты задержки психического развития»:
Название варианта ЗПР | Краткое описание |
конституциональное | Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста. |
соматогенное | К этой группе относятся задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания головного мозга и, как следствие, замедления темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем. Нередко имеет место и задержка созревания эмоционально-личностной сферы, так называемый соматогенный инфантилизм. |
психогенное | Этот тип задержки психического развития связан с неблагоприятными условиями воспитания и обучения, препятствующими правильному формированию личности ребенка. |
церебрально-органическое | это патология, выражающаяся в задержке психофизиологического развития и ее характеристика отчасти совпадает с другими видами ЗПР. Разница в повреждении ЦНС: рассматриваемая патология характеризуется стойкими, грубыми нарушениями в созревании мозга. |
Задание 8.
Заполните таблицу:
Ранний детский аутизм (РАС) | |
Основные характеристики синдрома | характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия, задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение |
Причины возникновения синдрома | -психодинамические факторы; -влияние окружающей среды; -органические невролого-биологические нарушения; -биохимические патологии; генетический фактор. |
Возможности социализации для лиц с аутизмом | психологическая и педагогическая коррекция. |
Задание 9.
Заполните таблицу «Расстройства памяти»:
Виды расстройства памяти | Характеристики |
Амнезия | серьезное повреждение памяти (полная ее потеря, зачастую посттравматическая). Выделяют ретроградную амнезию – отсутствие воспроизведения событий, происходящих до болезни, и антероградную – воспоминания отсутствуют после болезни. |
Гипомнезия | снижение памяти. В клинической практике ее часто отождествляют с амнезией. |
Парамнезия и ее разновидности (псевдореминисценции, конфабуляции, фантазм) | различные сочетания истинных и ложных воспоминаний, полностью выдуманные воспоминания. Затруднение дифференцировки реально происходившего от надуманного, или увиденного во сне. |
| |