Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Клиническая психология детей и подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа

по дисциплине: «Клиническая психология детей и подростков»

Ф.И.О.:____________________________________________Группа:________
Задание 1.

Заполните таблицу «Клиническая психология детей и подростков как самостоятельная отрасль психологической науки»:


Клиническая психология детей и подростков (определение)

раздел психологии,смежный с медициной,занимающийся

изучением закономерностей нарушенного психического развития, вызванного свойствами нервной системы, психосоматикой, расстройствами и заболеваниями, условиями воспитания и социальной среды.

Предмет клинической психологии детей и подростков

закономерности нарушенного развития (дизонтогенеза), вызванного органической патологией (центральной нервной системы и соматической), психическими расстройствами, заболеваниями, нарушениями условий созревания и воспитания.

Задачи клинической психологии детей и подростков

Выяснить и научно обосновать нормы психических функций для детей разного возраста.
Определить, насколько соответствует уровень психического развития ребенка утвержденным возрастным нормам.
Выявить патологии и провести диагностику отклонений.
Изучить психику детей, которые имеют особенности здоровья и развития, растут в неблагополучных семьях или условиях.
Скорректировать обнаруженные нарушения, принять меры для сохранения и укрепления здоровья.
Исследовать поведение ребенка, имеющего отклонения в развитии, особенности его общения с родителями, наставниками, воспитателями.
Получить полноценную информацию о психической деятельности ребенка/подростка для проведения экспертизы и составления прогноза.

Принципы клинической психологии детей и подростков

сравнительность, комплексность, системный качественный анализ психической деятельности, принцип динамического исследования ребенка.

Методы клинической психологии детей и подростков

Детская клиническая психология

Клинико-психологическое интервью (беседа)

Метод наблюдения

Эксперимент в клинической психологии

Анализ истории жизни




Задание 2.

Заполните таблицу «Основные термины клинической психологии детей и подростков»:


Термин

Содержание

Онтогенез

это изучение психического развития человека от самого оплодотворения яйцеклетки и до последних дней жизни.

Дизонтогенез

нарушение развития организма на каком-либо этапе онтогенеза

Аномальное развитие




Дефект (Выготский Л.С.)

Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Первичный дефект - повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами.Вторичный дефект - недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых).Сложный дефект - сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка.

Возраст




Кризис (Эльконин Д.Б.)




Гетерохрония развития (Северцев А.Н., Анохин П.К.)




Асинхронное развитие (Э. Кречмер, В.В. Лебединский)

Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития,ускоренного(акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой

аффективной составляющей).
Дисгармоничное развитие характеризуется спецификой формирования аффективной организации по типу уровневой дисфункции при сохранности общей структуры и иерархии системы аффективной организации в целом.

Вид «одаренность» полностью отвечает основным критериям асинхронного развития: у детей этой группы наблюдается неравномерность развития отдельных сфер, их выраженно ускоренное развитие, поведенческая и/или социоэмоциональная дизадаптация.

Симптом

элементарное проявление болезни, которое ощущает человек как изменение самочувствия

Синдром

совокупность симптомов с общей этиологией и единым патогенезом.

Нозология

учение о болезнях, позволяющее решать основную задачу частной патологии и клинической медицины: познание структурно-функциональных взаимосвязей при патологии, биологические и медицинские основы болезней

Норма

отсутствие каких-либо патологических проявлений, нарушений психики

Патология

Патологическим считается такое поведение, которое может быть квалифицировано с точки зрения наличия у человека каких-то симптомов. Таким образом, норма — это когда нет симптомов. Нет симптомов — значит, норма, есть симптомы — значит, патология.



Задание 3.

Заполните таблицу «Факторы возникновения нарушений развития».


Биологические факторы


Социальный фактор












Задание 4.

Заполните таблицу «Виды нервно-психической патологии».


Виды

нервно-психической патологии

Этиология

Органическая патология

Наиболее частой причиной органических расстройств выступает эпилепсия: у больных, страдающих от эпилептических припадков более 10 лет, риск развития органического расстройства очень велик.
Помимо эпилепсии существует целый ряд причин, способных привести к формированию органического расстройства:
черепно-мозговые травмы

энцефалиты

ДЦП

опухоли мозга

множественный склероз

употребление стероидов, галлюциногенов и подобных психоактивных веществ

хронические отравления марганцем

инфекции головного мозга

сосудистые заболевания

Эндогенная психическая патология

возникает без воздействия какой-либо значимой внешней патогенной причины. Развиваются вследствие внутренних причин, среди которых в первую очередь подразумевается наследственный фактор.


Психогенная патология






Задание 5.

Заполните таблицу «Возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности» по В.В. Ковалеву:


Уровень реагирования

Возрастные «симптомы»

соматовегетативный (0—3 года)

Соматовегетативный - характеризуется повышением общей и вегетативной возбудимости, склонностью к расстройству пищеварения, нарушением навыков управления сфинктерами мочевого пузыря и прямой кишки, нарушению питания, сна и навыков опрятности. В связи с этим проявления этого уровня могут наблюдаться в виде невротических реакций (шизофрении и изидуальных органических нервно психических расстройств). Это объясняется ранним завершением формирования вегетативных функций по сравнению с двигательными.

психомоторный (4-10 лет)

Психомоторный – характеризуется невротическими двигательными расстройствами - это прежде всего тики, заикания, мутизм. Частая форма психопатологии в этом возрасте гипердинамический синдром. Но даже и при других заболеваниях (например, невроз) двигательная расторможенность или суетливость скрывают менее выраженную симптоматику, свойственную основной болезни. Выделения этого уровня характерно для детей дошкольного и младше школьного возраста, потому что именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора.

аффективный (7-12 лет)

Аффективный - близок или наслаивается на психомоторный уровень развития. Характерны: повышенная аффективная возбудимость, негативизм, агрессия. В этот момент появляются синдромы ухода и бродяжничества. Страхи в этом возрасте приобретают психопатологическую очерченность, что связанно с началом формирования самосознания, субъективного переживания и элементарных способностей к самооценке. У детей в этом возрасте обычно встречающиеся нарушения поведения сочетаются с выраженными эмоциональными расстройствами и т. д. При этиологическом полиморфизме этих расстройств на данном возрастном этапе все же значительно возрастает уровень психогений.

эмоционально-идеаторный (12-16 лет)

Эмоционально идиаторный – является ведущим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В патологии это, прежде всего, проявляется в так называемых «патологических реакциях пубертатного возраста», включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации»), с другой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психогенные реакции — протеста, оппозиции, эмансипации и т.д.Можно предполагать, что в основе лежит повышение эффективности и влечений в результате активизации деятельности гипоталамуса при недостаточности мышления в связи с неразвитостью второй сигнальной системы.



Задание 6.

Обобщите изученный материал и заполните таблицу:


Вид дизонтогенеза

Общая характеристика

недоразвитие (Олигофрения,онр)

ранее повреждение, незрелостью мозговых структур;

задержанное развитие(зпр,зрр)

задержанный темп развития познавательной

и эмоционально-волевой сфер

поврежденное развитие(Деменция,Афазия)

повреждение развития после 2-3 лет;

дефицитарное развитие(Слепота,глухота)

тяжелые нарушения отдельных

анализаторных систем.

Искаженное развитие(рдш,рда)

сочетание общего, задержанного,

поврежденного и ускоренного развития отдельных психических

функций;

дисгармоничное развитие

диспропорция развития в

эмоционально-волевой сфере;


Задание 7.

Заполните таблицу «Основные варианты задержки психического развития»:


Название варианта ЗПР

Краткое описание

конституциональное

Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста.

соматогенное

К этой группе относятся задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания головного мозга и, как следствие, замедления темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем. Нередко имеет место и задержка созревания эмоционально-личностной сферы, так называемый соматогенный инфантилизм.

психогенное

Этот тип задержки психического развития связан с неблагоприятными условиями воспитания и обучения, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

церебрально-органическое

это патология, выражающаяся в задержке психофизиологического развития и ее характеристика отчасти совпадает с другими видами ЗПР. Разница в повреждении ЦНС: рассматриваемая патология характеризуется стойкими, грубыми нарушениями в созревании мозга.


Задание 8.

Заполните таблицу:

Ранний детский аутизм (РАС)


Основные характеристики синдрома


характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия, задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение

Причины возникновения синдрома


-психодинамические факторы;

-влияние окружающей среды;

-органические невролого-биологические нарушения;

-биохимические патологии;

генетический фактор.


Возможности социализации для лиц с аутизмом


психологическая и педагогическая коррекция.


Задание 9.

Заполните таблицу «Расстройства памяти»:


Виды расстройства памяти

Характеристики

Амнезия

серьезное повреждение памяти (полная ее потеря, зачастую посттравматическая). Выделяют ретроградную амнезию – отсутствие воспроизведения событий, происходящих до болезни, и антероградную – воспоминания отсутствуют после болезни.

Гипомнезия

снижение памяти. В клинической практике ее часто отождествляют с амнезией.

Парамнезия и ее разновидности (псевдореминисценции, конфабуляции, фантазм)

различные сочетания истинных и ложных воспоминаний, полностью выдуманные воспоминания. Затруднение дифференцировки реально происходившего от надуманного, или увиденного во сне.