Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Клиническая психология детей и подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 10.

Составьте схему «Нарушения мышления» или представьте в виде таблицы.
Задание 11. Проанализируйте содержание вебинара Н.С. Бариновой «Работа с детьми с СДВГ» (https://youtu.be/uETyk61Nmjg). Составьте его краткий конспект.

Что такое СДВГ и как его диагностировать?

СДВГ — это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, проявляющееся в виде трудностей с концентрацией внимания, памяти и самоконтроля. Детям с СДВГ также часто свойственны высокая степень агрессии и самоагрессии, а также тревожность и низкая самооценка.

Как помочь ребенку с СДВГ?

На такого ребенка ни в коем случае нельзя кричать, злиться и думать, что он ведет себя так нарочно. У ребенка просто не хватает способностей контролировать свое поведение, в этом ему должны помочь педагоги и родители.

Причины развития синдрома:

Лобные нарушения;

Стволовые нарушения;

Диэнцефальные.

Какие условия среды можно создать, чтобы помочь такому ребенку?

Создайте ребенку уголок уединения;

Создайте уголок двигательной активности;

Введите правила;

Обезопасьте ребенка;

Как помочь ребенку в саду и школе

Ребенок должен иметь возможность легально сбрасывать лишнюю энергию;

Правил не должно быть слишком много, но они должны четко соблюдаться;

Для помощи в концентрации внимания нужно использовать различные упражнения на самоконтроль;

Важно визуально подкреплять свою речь при обучении ребенка;

На определенный отрезок времени необходимо давать только одно задание ребенку;

Дети с СДВГ очень хорошо реагируют на успокаивающей массаж, который можно делать, не обладая специальным образованием;

Необходимо поддерживать любые, даже самые незначительные успехи ребенка;

Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

Как помочь ребенку дома?

Поддерживайте дома четкий распорядок дня;


Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие;

Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры;

Для детей с СДВГ особенно полезны занятия в бассейне и любые занятия, связанные с водой;

Таким детям и родителям очень полезно и важно посещать занятия, направленные на работу с телом;

Выберите только одно направлении в коррекции поведение;

Будьте последовательны. Последовательность — это ключ.

Задание 12. Проанализируйте содержание вебинара к.пс.н., методиста Федерального ресурсного центра помощи детям с РАС Манелис Н.Г. «Преодоление дезадаптивного поведения детей с РАС в процессе школьного обучения» (https://youtu.be/qOmUJnWPkG0). Составьте его краткий конспект.

Преодоление дезадаптивного поведения детей с РАС в процессе школьного обучения

Нарушения поведения – одна из наиболее частых проблем, с которой сталкиваются педагоги при обучении детей с расстройством аутистического спектра. Истерики, агрессия, отказ выполнять задания и подчиняться правилам серьезно затрудняют процесс обучения, мешают социализации и взаимодействию со сверстниками.

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

Первая группа. Дети почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.


Вторая группа. Дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении).

Третья группа. Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с окружающим миром и людьми – достаточно сложные, но жёсткие программы поведения (в том числе речевого), плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам, и стереотипные увлечения. Это создаёт экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами, их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие.

Четвертая группа. Для этих детей произвольная организация очень сложна, но в принципе доступна. Они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерна задержка в психоречевом и социальном развитии. Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том, что, осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях с людьми проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность.

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС

Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающихся с РАС. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на индивидуальных занятиях, где осуществляется психолого-педагогическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, нарушений сенсорно-перцептивной сферы, формирование коммуникативных навыков;


формирование социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни, формирование навыков адекватного учебного поведения;

психолого-педагогическая коррекция познавательных процессов;

формирование в сознании обучающихся целостной картины мира и ее пространственно-временной организации;

коррекция нарушений устной и письменной речи.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

возможность освоения обучающимися АООП НОО и их инклюзии (интеграции) в организации;

осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО.

Программа коррекционной работы должна содержать:

систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с РАС в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий;

перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, их инклюзию (интеграцию) в организации и освоение ими АООП НОО;

механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников Организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

планируемые результаты коррекционной работы.

Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса. Основными образовательными направлениями в специальной поддержке являются:

удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;

коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

обеспечение ребёнку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.


При возникновении трудностей в освоении обучающимися с РАС содержания АООП НОО педагог-дефектолог может оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и с учащимися школы (класса) обучающийся с РАС направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии;

оптимизацию социальной адаптации и интеграции обучающихся.