Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Клиническая психология детей и подростков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 10.
Составьте схему «Нарушения мышления» или представьте в виде таблицы.
Задание 11. Проанализируйте содержание вебинара Н.С. Бариновой «Работа с детьми с СДВГ» (https://youtu.be/uETyk61Nmjg). Составьте его краткий конспект.
Что такое СДВГ и как его диагностировать?
СДВГ — это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, проявляющееся в виде трудностей с концентрацией внимания, памяти и самоконтроля. Детям с СДВГ также часто свойственны высокая степень агрессии и самоагрессии, а также тревожность и низкая самооценка.
Как помочь ребенку с СДВГ?
На такого ребенка ни в коем случае нельзя кричать, злиться и думать, что он ведет себя так нарочно. У ребенка просто не хватает способностей контролировать свое поведение, в этом ему должны помочь педагоги и родители.
Причины развития синдрома:
Лобные нарушения;
Стволовые нарушения;
Диэнцефальные.
Какие условия среды можно создать, чтобы помочь такому ребенку?
Создайте ребенку уголок уединения;
Создайте уголок двигательной активности;
Введите правила;
Обезопасьте ребенка;
Как помочь ребенку в саду и школе
Ребенок должен иметь возможность легально сбрасывать лишнюю энергию;
Правил не должно быть слишком много, но они должны четко соблюдаться;
Для помощи в концентрации внимания нужно использовать различные упражнения на самоконтроль;
Важно визуально подкреплять свою речь при обучении ребенка;
На определенный отрезок времени необходимо давать только одно задание ребенку;
Дети с СДВГ очень хорошо реагируют на успокаивающей массаж, который можно делать, не обладая специальным образованием;
Необходимо поддерживать любые, даже самые незначительные успехи ребенка;
Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
Как помочь ребенку дома?
Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие;
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры;
Для детей с СДВГ особенно полезны занятия в бассейне и любые занятия, связанные с водой;
Таким детям и родителям очень полезно и важно посещать занятия, направленные на работу с телом;
Выберите только одно направлении в коррекции поведение;
Будьте последовательны. Последовательность — это ключ.
Задание 12. Проанализируйте содержание вебинара к.пс.н., методиста Федерального ресурсного центра помощи детям с РАС Манелис Н.Г. «Преодоление дезадаптивного поведения детей с РАС в процессе школьного обучения» (https://youtu.be/qOmUJnWPkG0). Составьте его краткий конспект.
Преодоление дезадаптивного поведения детей с РАС в процессе школьного обучения
Нарушения поведения – одна из наиболее частых проблем, с которой сталкиваются педагоги при обучении детей с расстройством аутистического спектра. Истерики, агрессия, отказ выполнять задания и подчиняться правилам серьезно затрудняют процесс обучения, мешают социализации и взаимодействию со сверстниками.
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
Первая группа. Дети почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.
Вторая группа. Дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении).
Третья группа. Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с окружающим миром и людьми – достаточно сложные, но жёсткие программы поведения (в том числе речевого), плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам, и стереотипные увлечения. Это создаёт экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами, их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие.
Четвертая группа. Для этих детей произвольная организация очень сложна, но в принципе доступна. Они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерна задержка в психоречевом и социальном развитии. Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том, что, осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях с людьми проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность.
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС
Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающихся с РАС. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на индивидуальных занятиях, где осуществляется психолого-педагогическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, нарушений сенсорно-перцептивной сферы, формирование коммуникативных навыков;
формирование социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни, формирование навыков адекватного учебного поведения;
психолого-педагогическая коррекция познавательных процессов;
формирование в сознании обучающихся целостной картины мира и ее пространственно-временной организации;
коррекция нарушений устной и письменной речи.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
возможность освоения обучающимися АООП НОО и их инклюзии (интеграции) в организации;
осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО.
Программа коррекционной работы должна содержать:
систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с РАС в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий;
перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, их инклюзию (интеграцию) в организации и освоение ими АООП НОО;
механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников Организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
планируемые результаты коррекционной работы.
Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса. Основными образовательными направлениями в специальной поддержке являются:
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;
коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
обеспечение ребёнку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
При возникновении трудностей в освоении обучающимися с РАС содержания АООП НОО педагог-дефектолог может оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и с учащимися школы (класса) обучающийся с РАС направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
коррекцию и развитие нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии;
оптимизацию социальной адаптации и интеграции обучающихся.