Файл: План урока тема урока Ремонт и восстановление деталей. Цели урока обучающая. Образовательная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сварка и наплавка — самые распространенные способы восстановления деталей. Сварку применяют при устранении механических повреждений деталей (трещин, пробоин и т.п.), а наплавку — для нанесения покрытий с целью компенсации износа рабочих поверхностей. На ремонтных предприятиях применяют как ручные, так и механизированные способы сварки и наплавки. Среди механизированных способов наплавки наибольшее применение нашли автоматическая дуговая наплавка под флюсом и в среде защитных газов и вибродуговая наплавка. В настоящее время при восстановлении деталей применяют такие перспективные способы сварки, как лазерная и плазменная.

Напыление как способ восстановления деталей основан на нанесении распыленного, расплавленного металла на изношенные поверхности деталей. В зависимости от способа расплавления металла различают следующие виды напыления:

дуговое, газопламенное, высокочастотное, детонационное и плазменное.

Гальваническая и химическая обработка основаны на осаждении металла на поверхности деталей из растворов солей гальваническим или химическим методом.

Изношенную деталь восстанавливают под номинальный или ремонтный размер, придают ей правильную геометрическую форму и соответствующие поверхностные свойства, а также устраняют различные механические повреждения. Для этого используют восстановление:

- с применением деталей ремонтных размеров;

- с использованием дополнительных ремонтных деталей;

- с получением начальных (номинальных) размеров.

Для компенсации износа деталей наиболее часто применяют хромирование, железнение и химическое никелирование. Нанесение на поверхности деталей защитных покрытий осуществляют с помощью гальванических процессов (хромирование, никелирование, цинкование, омеднение), а также химических (оксидирование и фосфатирование).

Обработкой давлением восстанавливают не только размеры деталей, но и форму и физико-механические свойства. В зависимости от конструкции деталей используют такие виды обработки давлением, как осадку, раздачу, обжатие, вытяжку, накатку, правку и др.

Синтетические материалы (пластмассы) применяют для компенсации износа деталей, работающих в условиях неподвижных посадок, а также при устранении механических повреждений (трещин, пробоин) в корпусных деталях.

Перечисленные способы восстановления деталей обеспечивают требуемый уровень качества и надежную работу деталей в течение



установленных межремонтных пробегов автомобилей. Необходимый уровень качества восстановленных деталей достигается при правильном выборе технологического способа, а также управлением процессами нанесения покрытий и последующей обработки деталей. На качество восстановленных деталей влияют свойства исходных материалов, применяемых при нанесении покрытий, и режимы обработки.

Каждый метод позволяет получить соответствующую точность (от 6-го до 11-го квалитета) и шероховатость обрабатываемой поверхности (R3 от 0,02 до 25 мкм).

2. СЛЕСАРНО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

2.1. Механическая обработка

В практике авторемонтного производства нашли применение такие способы восстановления деталей механической обработкой, как обработка изношенных или поврежденных поверхностей деталей под ремонтный размер и постановка дополнительных ремонтных деталей.

При обработке деталей под ремонтный размер одна из сопряженных деталей, обычно наиболее сложная (например, коленчатый вал), обрабатывается под ремонтный размер, а вторая (например, вкладыши подшипников) заменяется новой или восстанавливается также до ремонтного размера. Обработкой под ремонтный размер восстанавливают требуемую шероховатость и геометрические параметры изношенных поверхностей деталей.

Восстанавливаемые поверхности деталей могут иметь несколько ремонтных размеров. Их число и значения зависят от степени износа деталей за межремонтный пробег автомобиля, припуска на обработку и запаса прочности детали.

Механической обработкой восстанавливают коренные и шатунные шейки коленчатых валов, опорные шейки распределительных валов, гильзы цилиндров и многие другие детали.

К числу преимуществ этого способа восстановления деталей следует отнести: простоту технологического процесса и применяемого оборудования; высокую экономическую эффективность; сохранение взаимозаменяемости деталей в пределах определенного ремонтного размера. Недостатками этого способа являются увеличение номенклатуры запасных частей, поставляемых промышленностью, и некоторое усложнение организации процессов комплектования деталей, сборки узлов и хранения деталей на складах.


Дополнительные ремонтные детали применяют с целью компенсации износа рабочих поверхностей деталей, а также при замене изношенной или поврежденной части детали.

В зависимости от вида восстанавливаемой поверхности дополнительная ремонтная деталь может иметь форму гильзы 1, кольца, шайбы, пластины, втулки 2 или спирали (рис.1).

Рис. 1. Восстановление деталей:

а—постановкой дополнительной ремонтной детали; 6—заменой части детали

Если на детали сложной формы изношены отдельные ее поверхности, то ее можно восстановить путем полного удаления поврежденной части и установки вместо нее заранее изготовленной дополнительной ремонтной детали. Этот способ применяют при восстановлении крышек 3 коробок передач, блоков зубчатых колес 4, шестерни коробки передач, кузовов и кабин автомобилей и других деталей.

Дополнительные ремонтные детали изготовляют из того же материала, что и восстанавливаемая деталь. Крепят дополнительные ремонтные детали обычно посадкой с натягом. В отдельных случаях приваривают по торцу, используют стопорные винты или штифты.

После установки и закрепления дополнительных ремонтных деталей выполняют их окончательную механическую обработку до требуемых размеров.

Восстановление детали под индивидуальный размер. При восстановлении посадки с изменением первоначальных размеров основную, наиболее ценную деталь соединения ремонтируют механической обработкой до выведения следов износа и получения правильных геометрических размеров. Вторую, соединяемую с ней, более простую деталь изготовляют заново или наращивают и при обработке подгоняют к размеру первой детали до получения необходимой посадки.

Таким способом ремонтируют проушины тяг, крестовин и грузов регуляторов и др. Изношенные отверстия развертывают под индивидуальный увеличенный размер, а пальцы или оси под эти отверстия изготовляют новые. Преимущества этого способа простота восстановления основной детали и увеличение ее долговечности. Однако индивидуальная подгонка очень трудоемка и полностью нарушает взаимозаменяемость деталей соединения. Область применения такого способа ограничивается единичным ремонтом машин при небольшой программе ремонта.

Восстановление детали под ремонтный размер, наиболее широко применяемый способ. Сущность его заключается в том, что основную, наиболее сложную деталь обрабатывают механически не до произвольного (индивидуального), а до заранее установленного размера, отличающегося от нормального (заводского). Вторую, соединяемую деталь изготовляют под этот же размер с сохранением допусков новой детали. В связи с тем, что ремонтные размеры заранее установлены и известны, вторую деталь можно изготавливать независимо от первой и даже на другом предприятии. Взаимозаменяемость деталей несколько усложняется, но в пределах ремонтных размеров сохраняется. Это дает возможность использовать в
ремонте приемы промышленного производства, удешевляет ремонт и повышает его качество.

Способ восстановления детали под ремонтный размер применяют при ремонте коленчатых валов. Шатунные и коренные шейки коленчатых валов шлифуют до очередного ремонтного размера.

Вкладыши же ремонтных размеров изготавливает промышленность как запасные части. Гильзы и цилиндры блоков двигателей растачивают и шлифуют под ремонтный размер, а поршни и кольца ремонтного размера поступают как запасные части. Поршневой палец изготавливают ремонтного размера, а отверстия во втулке шатуна и бобышках поршня растачивают (развертывают) под ремонтный размер.

2.2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ

ПОСТАНОВКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭЛЕМЕНТА

Многие детали при ремонте автомобилей восстанавливают способом постановки дополнительного элемента. Изношенные и поврежденные части деталей удаляют, а на их место устанавливают вновь изготовленные и обрабатывают под нормальный размер. Этот способ применяют, восстанавливая отверстия и валы постановкой втулок, гильз или колец; ремонтируя детали сложной конфигурации удалением дефектного и установкой нового элемента: венца шестерни, шлицевой втулки или шлицевого конца вала и др.; ремонтируя плоские поверхности постановкой планок или накладок.

Ремонт гладких отверстий и валов постановкой втулок и колец - простой и распространенный способ. Этим способом восстанавливают отверстия под наружные кольца подшипников в ступицах колес, корпусах коробок передач и задних мостов, отверстия в сателлитах, чашках дифференциала, отверстия передних балок автомобилей под шкворни и др.

Перед постановкой втулок или колец изношенную поверхность протачивают до получения правильной геометрической формы и с таким расчетом, чтобы толщина стенки устанавливаемой втулки (кольца) была не менее 2 мм. Изготовленную втулку (кольцо) запрессовывают в отверстие или напрессовывают на вал с натягом и закрепляют: в отверстии штифтами и постановкой на клей, а на валу обычно приваривают, затем обрабатывают под нормальный размер.

Процесс восстановления заменой части детали несколько сложнее, его можно разделить на следующие этапы.

Удаление дефектной части и подготовка поверхности соединения. Часто сложные детали (каретки блоки шестерен коробок передач