ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
+Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы, культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.
-
Охарактеризуйте условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
Основные условия возникновения и развития менеджмента как науки и практики управления:
объективные изменения в самом управлении под влиянием разных факторов развития производства, общества, человека
развитие управленческой мысли
общее развитие науки, определяющее методологию осмысления исторических фактов на каждом этапе развития
-
Оцените вклад исследователей в теорию управления на разных этапах развития менеджмента. Сравните подходы к управлению.
Сравнение подходов к управлению.
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
-
Опишите роль менеджера в управлении, охарактеризуйте функциональные особенности.
Менеджер умеет ставить цели и определять задачи, умеет оценивать риски, распределять
ресурсы, при этом он обладает административно-хозяйственной самостоятельностью. Также представители этой профессии должны уметь хорошо работать с персоналом, потому что своих целей они могут достичь только при помощи других людей. Особенности этой должности заключаются в том, что менеджеру приходится работать в условиях высокой изменчивости среды.
-
Обоснуйте вклад школы научного управления. Основные принципы школы научного управления.
Основными принципами данного течения являются:
научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности
отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профессиональный отбор и профессиональное обучение
сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ (нормирование и оплата труда)
равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами
-
Охарактеризуйте вклад представителей административной школы в развитие управленческой науки.
Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организацией, выделив управление как особый вид деятельности.
-
Выделите отличия между исследованиями школы человеческих отношений (поведенческой школы) и более ранними учениями о развитии менеджмента.
Школа поведенческих бихевиористических наук - концептуальный подход к управлению, который вырос из движения за человеческие отношения, сложившегося после второй мировой войны. Он основан на передовых концепциях психологии и социологии. Поведенческая школа занималась тем, что помогала сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, применяя концепции поведенческих наук и проектирование организации и управлению ими, повышая тем самым их эффективность.
Школа поведенческих наук значительно отличается от школы человеческих отношений, отдав приоритет методам налаживания межличностных отношений. Она изучала поведение человека в производственной среде и зависимость производительности его труда от морально-психологических факторов.
-
Опишите особенности и основные характеристики моделей менеджмента.
Выделяют несколько основных моделей менеджмента, которые называют традиционными. К ним относят американскую (жесточайшая дисциплина и ориентация на прибыль), японскую (коллективизм и подчинение старшим) и европейскую модель менеджмента (толерантность и уважение к работнику). Каждая из моделей менеджмента имеет свои особенности, обусловленные социокультурными, историческими, этническими, экономическими и другими факторами.
-
Опишите особенности становления и развития российской системы менеджмента.
Особенностью теоретических и методологических изысканий российских ученых того периода является использование методов научного познания для наблюдения и анализа явлений, установления причинной связи между ними и формирования принципов управления. Наука отражала объективный процесс укрупнения и усложнения производства, что вызывало потребность в специально подготовленных управляющих (или менеджерах), нанимаемых собственниками для управленческой деятельности. Многие исследователи были приверженцами капиталистического пути развития экономики России, связанного с ростом крупных предприятий и формированием монополий.
1.3. Прочитайте нижеприведенные ситуации и дайте ответы на вопросы к ним
Ситуация 1. Из наблюдений президента железнодорожной компании: «Многие менеджеры железнодорожных управлений заняты тем, что проверяют билеты, смазывают оси, прочищают паровые свистки и показывают повару вагона-ресторана, как делается салат. И потом еще удивляются, что их дела кончаются провалом».
Вопрос. А чем же должны заниматься менеджеры?
Менеджеры управляет ежедневной деятельностью линейного персонала. Такие управленцы занимаются операционной деятельностью, то есть организовывают и контролируют работу начального персонала. То есть они должны контролировать и проверять работу других, а не делать ее сами.
Ситуация 2. При проведении реконструкции производства мастер Иванов получил задание перевести 10 своих подчиненных на другую работу. Мастеру это поручение было крайне неприятно. Он не хотел бы, чтобы его люди были в претензии на него, поэтому размышлял, как лучше всего устраниться от этого дела. Наконец нашел выход: он предложил своему начальнику цеха всех своих подчиненных - 20 человек — и попросил его выбрать тех десятерых, которые ему покажутся подходящими. Увы, начальник на эту уловку не попался.
Вопросы.
1.Обоснован ли на ваш взгляд был отказ начальника цеха мастеру Иванову?
2.Как Вы думаете, какие принципы управления разъяснил при отказе начальник цеха мастеру Иванову?
3.Какой теоретический принцип хотел применить мастер Иванов, обращаясь к начальнику цеха?
На мой взгляд, начальник цеха, прежде всего, апеллировал к принципам иерархичности и единоначалия (распоряжение должно поступать только от одного руководителя и подчиненность только одному руководителю). Мастер своими действиями перечёркивает ту систему иерархии, которая характерна для цеха – он отказывается отвечать за своих подчинённых, перекладывая эту ответственность на своего руководителя. Мастер нарушил один из основных принципов управления персоналом – возложение ответственности на каждого работника за его работу. Это совершенно неправомерно, т.к. начальник цеха не может так же хорошо знать рабочих из данной группы, как знает их мастер, а значит, не сможет сделать справедливую оценку их деятельности, отобрать десятерых рабочих и перевести их на новое место. Так же начальник цеха мог обратиться к принципам эффективной занятости и оперативности. Компания претерпела реструктуризацию, и оставить этих десятерых рабочих на прежнем месте было бы неэффективным и даже убыльным для предприятия – каждый должен занимать своё место. К тому же любое управленческое решение должно приниматься максимально оперативно (конечно, без ущерба качеству принятого решения) – пока мастер раздумывал, как ему остаться «чистым», наносился вред общему делу – в данном цехе работали «лишние» 10 человек, а в другом месте их возможно не хватало. Мастеру было крайне неприятно данное задание, он позволил себе смешать личное и профессиональное. Желая выгодно выглядеть в глазах абсолютно всех своих подчинённых, мастер снял с себя всю ответственность и даже не выполнил распоряжение руководства, более того попытался переложить свою работу (и свою ответственность) на своего непосредственного руководителя – начальника цеха.
Ситуация 3. Это был по-настоящему несчастливый день для мастера Петрова. Два его сотрудника сообщили, что они больны. Рано утром один подвернул на лестнице ногу, и его сразу же увезли в больницу, а через два часа другой повредил руку при заточке инструмента. А ведь через три дня должен быть выполнен большой заказ для фирмы «Шмидт и К». С большим трудом мастер перераспределил задания среди оставшихся рабочих и ушел на согласование к конструктору. Когда он вернулся из конструкторского бюро, то увидел, что трое из оставшихся рабочих отсутствуют. Оказалось, что в отсутствие мастера приходил главный инженер предприятия и дал указание трем рабочим немедленно идти вместе с ним на разгрузку вагонов. Так как мастер Петров не мог больше увидеть главного инженера, то распоряжение начальства нельзя было отменить. Тем самым становилось невозможным выдержать сроки выполнения заказа фирмы «Шмидт и К».
Вопросы.
1. Кто виноват в сложившейся ситуации?
2. Какой принцип управления был нарушен в данной ситуации?
1.Виноват сам мастер, так как ответственность по выполнению заказа лежала на нем, а он не проконтролировал полностью процесс и по его вине другие рабочие были отвлечены
2.Был нарушен принцип единоначалия и коллегиальности
принцип единоначалия и коллегиальности в управлении, который означает, что каждый работник отвечает за свой участок работы и за принятие на своем уровне решения. Всю полноту ответственности несет одно лицо — директор, который привлекает к выработке управленческих решений руководителей разного уровня и конкретных исполнителей. Этим достигается большая объективность и обоснованность принимаемых решений;
Ситуация 4. Главный специалист Коновалов дает двум руководителям отделов задание - позаботиться о том, чтобы сроки поставок фирме «Хорнеман и К0» были выдержаны. Оба активно включаются в дело, причем друг с другом не советуются, так как каждый ведет свою линию по устранению проблем со сроками. Работники производственного отдела, задерганные разноречивыми указаниями, высказывают свое недовольство Коновалову, который отчитал обоих. В результате отношения между двумя руководителями отделов испортились.
Вопросы.
1.Назовите виновников создавшегося положения.
2.Что, по Вашему мнению, мешало руководителям отделов согласовать свои действия?
1.Были два руководителя одного отдела, дававшие распоряжение одним и тем же работникам, но своему усмотрению видению ситуации, естественно указания были не согласованы между собой и в результате у работников не было единых указаний по плану действий по данному вопросу.
2. Личное самомнение, которое не позволяло объединиться по данной проблеме и найти решение совместно
Ситуация 5. На предложение мастера производственной мастерской доделать начатую работу во внеурочное время работница потребовала у него гарантированной дополнительной оплаты сверх положенного по закону. Мастер пришел за советом к вышестоящему руководителю (начальник цеха), где было решено, что мастер должен отказать работнице в необоснованных требованиях. Спустя некоторое время вышестоящий руководитель подошел к работнице и спросил, когда будет выполнена работа. Последовал вопрос: «А сколько я за это буду иметь» Вынув из кармана бумажник, руководитель протянул его работнице со словами: «Берите сколько надо».