Файл: Москва 2019 Содержание Введение 3 Основная часть 4 Заключение 11 Список литература 12 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Социология»


Категориальный аппарат социологии.

(тема практического задания)

ФИО студента

Каджанян Елизавета Николаевна

Направление подготовки

Педагогика/Физическая культура

Группа

ПОФ-Б-03.01-3-2022-1


Москва 2019

Содержание


Введение 3
Основная часть 4
Заключение 11
Список литература 12

Введение.

Следует заметить, что путь развития социологии в России был тернист, и ее обычно не любили, прежде всего, за объективность. Долгое время в царской России даже термин «прогресс» находился под запретом, подвергалось гонениям и понятие «эволюционизм» - особенно со стороны теологов. А после выступления народников правительство начало воспринимать социологию как «крамольную науку». Если на Западе социология получала свое развитие в виде исследовательских заведений, учебных кафедр, научных журналов, то в России еще долго звучали возражения по поводу становления социологии в качестве самостоятельной науки.
Любая наука использует свой категориальный аппарат, и на основе этих категорий выстраивается система знаний. Научные понятия отличаются от тех, которые мы используем в быту. Если в бытовом или даже литературном языке могут использоваться понятия в самом широком смысле (и даже в иносказательном), то в науке считается недопустимым их многозначное толкование. Научные понятия требуют четкого и однозначного определения. Конечно, их не следует рассматривать как некое «закостеневшее» образование, поскольку наука развивается, и эти понятия могут переосмысливаться. Но для того, чтобы «разговаривать на одном языке», требуется четко обозначить, что в данном случае мы понимаем по той или иной категорией. Как говорится – «давайте определимся с понятиями и тогда начнем научную дискуссию».

Здесь также следует сказать несколько слов о заимствовании научных понятий разными науками. Такое заимствование правомерно, хотя при использовании понятия в другой науке оно может приобретать несколько иной смысл, что обусловлено спецификой самой науки. В социологии могут использоваться:
- общенаучные категории (относящиеся к области методологии исследования), такие, например, как: система, структура, функция, элемент, связь, процесс, устойчивость, изменение, развитие и др.;
- категории общественных наук: общество, цивилизация, культура и др.;
- и собственно категории социологии: социальное действие, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальная связь, социальная общность, социальная группа, социальная организация, социальная стратификация и социальная мобильность, социальный статус и социальная роль и др., включая целый комплекс категорий, относимых к области социологического исследования.
Остановимся здесь лишь на некоторых категориях, необходимость понимания которых важна в соотнесении с предметной областью социологии. Другие категории получат свою трактовку по мере изложения данного учебного курса.

Основная часть
Категориальный или понятийный аппарат - это один из главнейших вопросов для всякой науки. Категории, понятия каждой науки отражают прежде всего качество объективной реальности, которая является предметом данной науки. Предметом социологии являются социальные явления. Так как социальные явления всегда имеют социальные качества, то и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств. Социальные характеристики всегда динамичны и предстают самыми различными оттенками «целого», т. е. самого социального явления в целом. Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.
Особенностью категориального аппарата социологии является его универсальность. Это обуславливается тем, что многие понятия современной социологии пришли в науку из смежных наук и дисциплин.
Категориальный аппарат в социологии может быть 3 видов: сугубо социологический, социологический, но еще и использующийся в других науках(власть и статус) и несоциологические, но использующиеся в ней (дружба, семья).
Категориальный аппарат социологии вбирает в себя понятия как собственно социологического содержания, так и других (особенно близких) научных дисциплин:



  • психологии;

  • политологии;

  • философии;

  • истории и др.


Вместе с тем, используя понятия родственных научных дисциплин, социология(как и каждая другая наука) придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета изучения. Сравните, например, термины «адаптация», «власть», «воспитание», «голодание», «группа», «инфантилизм», «конфликт», «кризис», «общение», «движение», «мораль», «реабилитация», «установка» и др. При совпадении сущностного содержания в философии, социологии, психологии, праве, политологии и т. д. они имеют свой подтекст, свои оттенки. Понятия в социологии с учетом ее объекта и предмета изучения носят интегральный, многоуровневый характер. С их помощью раскрывается многообразие, сложность, интерактивность социологического знания, содержание социологических закономерностей.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:


  • Социологически интерпретируемые общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.).

  • Собственно социологические категории («социальный статус», «социальный институт», «социальная стратификация» и т. д.).

  • Категории близких к социологии дисциплин («культура», «личность», «государство», «власть» и др.)


Среди них особое место занимает категория «социальная общность», характеризующая все виды и формы социальных образований, субъекты которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. По мнению ряда социологов, эта категория является ключевой, основополагающей в социологическом анализе, так как содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений. К числу важнейших категорий социологии относятся понятия «социальная система» и «социальная структура», которые имеют большое методологическое значение для макро социологических исследований. Социологи, изучающие поведение людей на микроуровне, оперируют понятиями «социальные действия и взаимодействия», «социальные статусы и роли», «малая социальная группа», «социальные ценности и нормы» и др. Отдельную группу образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования («анкетирование», «социологический опрос», «интервьюирование», «выборка», «репрезентативность», «включенное наблюдение», «контент-анализ» и т. д.).

По мнению коллектива авторов учебника «Социоло¬гия: Курс лекций» (М., 1995), понятийно- категориаль¬ный аппарат социологии включает в себя следующие три группы категорий:
- «общенаучные категории в соответствующем социо¬логическом преломлении («социальная система», «соци¬альное развитие» и др.);
- собственно социологические категории («стратифи¬кация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.);
- категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.)»
Классификация социологических категорий, разработанная Г.П.Давидюком [59. С.82]. Все используемые в социологии категории он сначала, естественно, условно разбил на классы, а потом на группы. В итоге у него получились два класса категорий: методологические ипроцедурные . Класс мето¬дологических категорий, по его мнению, состоит из следу¬ющих четырех групп категорий:
1) категории, раскрывающие социальные общности («социальная общность», «социальная группа», «социаль¬ный класс», «социальный слой» и т.п.);
2) категории, раскрывающие социальные связи («соци¬альные действия», «социальные отношения», «социаль¬ный контроль,» «социальные институты» и т.п.);
3) категории, отражающие социальные процессы («соци¬альное перемещение с множеством его видов», «социаль¬ная активность», «соревнование» и т.п.);
4) категории, раскрывающие социальное развитие («со¬циальное изменение», «рост», «развитие», «деградация», «движение» и т.п.).
К классу процедурных категорий относятся те, кото¬рые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эм¬пирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирова¬ние» и т.п.).
Таким образом, без категорий невозможно развитие ни одного науч¬ного направления, осуществление научной работы, а также научно-теоретического мышления и профессио¬нальной теоретической деятельности.
Рассматривая социологическую терминологию, выделим понятия с учетом уровней, структуры социологического знания

Во-первых, это общесоциологические категории:

  • общество;

  • общественные отношения и их виды;

  • общественное сознание;

  • социальная сфера;

  • социальные процессы;

  • образ жизни;

  • социальная структура общества;

  • общественные классы;

  • социальная интеграция и дифференциация;

  • труд;

  • социальное время;

  • общественное мнение и др.




Во-вторых, это понятие формационного и внутриформационного уровня (т. е. общества на той или иной стадии развития):

  • традиционное общество, индустриальное общество;

  • капитализм;

  • социализм;

  • социалистические и капиталистические общественные отношения;

  • рабочий класс и др.



В-третьих, это категории, понятия отраслевых частносоциологических теорий:

  • понятия, связанные с раскрытием проблем социологии города и деревни;

  • образования;

  • социологии выборов, брака и семьи;

  • личности и малых групп и т. д..


В научной литературе понятие «социальное» употреб¬лялось в двух смыслах: в широком — как синоним обще¬ственного, в отличие от природного; в узком — как части общественного, определенных сторон общественной жизни наряду с экономической, политической, юриди¬ческой и т.д.
Крупнейший французский социолог ЭДюркгейм был одним из первых, кто поставил вопрос о выделении фено¬мена «социального» как специфического предмета социо¬логии.
К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали понятие «социальное» для характеристики одной из сторон обще¬ственной жизни. Они, проводя в своих трудах анализ общества и происходящих в нем процессов и отношений, использовали два термина — общественное (gesellschaftlich) и социальное (sozial). Понятие «общественное», «общественные отношения» употребляли, когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической и т.д. А понятие «социальное», «социальные отношения» — в том случае, если исследовалась природа отношений людей друг к другу, человека к человеку, к факторам и условиям его жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе.
В российской общественной науке и в послеоктябрь¬ский период долгое время отсутствовало четкое разграни¬чение между понятиями «общественное» и «социальное», что было связано со сложившимися языковыми тради¬циями.
С точки зрения российского социолога Г.В.Осипова: «Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.
Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкрет¬ных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни».