Файл: Москва 2019 Содержание Введение 3 Основная часть 4 Заключение 11 Список литература 12 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальные явления и процессы возникают, когда на поведение индивида (даже одного) оказывает влияние другой индивид или целая группа, при этом не важно, присутствуют ли физически воздействующий индивид и группа или нет. В ходе взаимодействия людей возникает социальное.
Итак, по¬нятие социального, социальных связей и отношений и способа их организации являются исходными для пони¬мания отличительных особенностей предмета социологи¬ческого знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности»




Социальное действие –это единичный фактор, составная часть взаимодействия,это прямое или опосредованное действие, осознанно направленное на другого человека или других людей, на их ожидания и предполагающее получение ответной реакции.
Социальное действие – важнейшее понятие в социологии, «первокирпичик», от которого и начинает выстраиваться вся социальная реальность. Это понятие было введено в научный оборот М. Вебером, который акцентировал внимание на его осмысленности (осознанности, рациональности) и направленности на других людей. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом (или действующими лицами) смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».[3] Осмысленность предполагает доступность пониманию, а понимание – интерпретирующее достижение.
Социальное действие включает в себя следующие элементы: 1) действующее лицо, 2) лицо на которое направлено это действие, 3) цель действия, 4) метод действия и 5) результат этого действия. Дополнительными компонентами выступают окружающая среда (материальный мир, система норм и ценностей и др.), а также сложившаяся ситуация (условия действия, средство действия), которые, так или иначе, влияют на реализацию этого действия.
Социальное действия в отличие от действия импульсивного (что далеко не так просто вычленить, поскольку человек не может действовать, руководствуясь только сознанием) включает в себя оценочный и мотивационный компоненты. Оценочная ориентация предполагает оценку своего окружения (индивидов, условия), а мотивационная – внесение коррективов в выбор цели и методов ее достижения.
Социальные действия порождают взаимодействия, которые могут носить кратковременный характер (обычно их именуют контактами) или быть более длительными, т.е. собственно социальное взаимодействие (например, дискуссия, торговые переговоры). Взаимодействия также могут непосредственными или опосредованными, происходить между двумя людьми (диада – Г. Зиммель) или совокупностью людей а, кроме того, может иметь место некая сеть взаимодействий.

Социальное взаимодействиепредставляет собойсистему взаимообусловленных социальных действий, в которой действие одного субъекта является одновременно и причиной, и следствием ответных действий других субъектов. На их основе формируются социальные отношения, строится общественная жизнь.
Социальное взаимодействие (интеракция) – это процесс, в котором люди действуют и испытывают ответное воздействие.
К основным типам взаимодействия относят:
- кооперацию – сотрудничество индивидов или групп ради достижения общей цели (или решения задачи)
- конкуренцию – соперничество, борьба за обладание какими-либо ограниченными благами.
На основе социальных взаимодействий формируются и устанавливаются социальные отношения, которые мы рассматриваем как основу социальной реальности и одновременно в качестве предметной области социологии.
Социальные отношения – это устойчивые (типические) взаимодействия между группами или людьми как их представителями, складывающиеся в процессе социальной практики и связанные с их социальными статусами и ролями.
Социальные отношения, в отличие от повторяющихся время от времени взаимодействий, носят регулируемый характер, обусловлены системой норм и ценностей, и отступление от этих взаимодействий может повлечь за собой наложение определенных санкций. К социальным отношениям относятся регулярные взаимодействия коллег по работе, супружеские взаимодействия. Здесь обычно речь идет о долге, о правах и обязанностях, правилах и общественных ожиданиях, которые связывают партнеров по социальным отношениям, и все это обусловлено занимаемыми ими социальными позициями. Социальные позиции (социальные статусы), фактически, формировались в процессе складывающихся социальных отношений, и впоследствии они начинают диктовать правила осуществления этих взаимодействий (человек по-разному взаимодействует с начальником и подчиненными, с врачом и покупателем, с пациентами и клиентами, с членами своей семьи). Знание статуса своего партнера или оппонента (иногда даже по внешним признакам – профессиональная форма) позволяет наиболее эффективно выстраивать эти взаимодействия (как бы по канве этих социальных отношений).
Социальная связь – это зависимость людей друг от друга, реализуемая посредством социальных отношений.

На основе социальных отношений формируются разного рода устойчивые структуры, социальные системы, где между ее субъектами устанавливается устойчивая взаимосвязь и взаимозависимость с учетом их социальных статусов. Взаимодействия при этом могут носить как непосредственный, так и опосредованный характер. В случае отсутствия одного из субъектов (должностных лиц) его позицию может занять другой сотрудник – в соответствии с установленными правилами, и в этом случае существующая социальная связь между этим другим сотрудником и остальными субъектами будет реализовываться в виде социальных отношений.
Здесь также представляется важным определиться хотя бы в общих чертах с понятием «общества». Почему в общих чертах? Потому что общество представляет собой довольно сложную систему, и более полное представление о нем может сложиться лишь при освоении данного курса.
Системный подход.
Мир системен (хотя не все совокупности могут быть оценены как система). Мы сталкиваемся с материальными и идеальными системами, природными, социальными, техническими.
Со времен возникновения социологии как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Попытки представить общество как единый организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью к самоорганизации и поддержанию равновесия, по сути, были предвосхищением системного подхода. Этот подход стал неким универсальным подходом для всех наук: возникший первоначально в естественных науках (в математике, физике, химии, биологии), он проник практически во все сферы человеческой жизни: политическую, экономическую, техническую и социальную.
Система представляет собой не просто механическую совокупность объединенных определенным образом элементов. Образуя систему, элементы сами качественно могут претерпевать изменения, развивая связи с другими элементами, но и объединение элементов представляет качественно новое целостное образование, не сводимое к сумме его частей. Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне.

Заключение.

Наконец, важно уяснить содержание понятий, с помощью, которых раскрывается методика и техника социологических исследований:

  • программа социологического исследования;

  • виды исследований;

  • гипотеза в социологическом исследовании;

  • типы и виды выборки;

  • социальные показатели и индикаторы;

  • социальный эксперимент, опрос и другие методы социологических исследований и т. д.



Сейчас трудно игнорировать такое научное направление, как социальная работа.
Проблематика ее находит отражение в научных социологических публикациях. Однако она не получила пока признания в качестве одной из частных социологических теорий (косвенно, кстати это выражается в присвоении ученых степеней кандидата и доктора социологических наук по проблематике социальной работы) официально затягивается. А объект и предмет этой сферы деятельности уже и сейчас значительно обогащают понятийный аппарат социологии.
Наряду с понятиями других (особенно близких) научных дисциплин, которыми пользуется социальная работа, она использует специфические понятия, отражающие ее сущность и содержание.

Среди них выделяются три группы:

  • Это объекты социальной работы (представлены главным образом группами населения, оказавшимися в сложной жизненной ситуации).

  • Субъекты социальной работы.

  • Основные ее направления (социальная диагностика, социальная профилактика, социальная терапия, социальная опека, социальное попечительство и т. д.).


Кроме того, в качестве особых понятий социальной работы выступают закономерности, принципы и методы, технологии .
Понятийный аппарат социальной работы, имея специфику, уже обогащает содержание социологии. Это объясняется и тем, что социологию как науку интересовать должны в первую очередь социальные аспекты всех общественных процессов и явлений, и тем, что социальная защита, социальная помощь и социальная поддержка людей приобретают все большую актуальность.

Список литературы.
Социология. – Учеб. пособие для студентов вузов/ А.Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; Под ред. А.Н. Елсуков. – 2-е изд., исправ. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 544 с.
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ­ного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. —304с.
А.И. Антонов, Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебн. пособие для вузов. — М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с.
Забродин, В. Ю. Социология и психология управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Ю. Забродин. — Москва : Издательство Юрайт, 20ХХ. — 147 с.
Исаев, Б. А. Социология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 20ХХ. — 195 с.

Исаев, Б. А. Социология в схемах и комментариях : учебное пособие для среднего профессионального образования / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 20ХХ. — 124 с.
Касьянов, В. В. Социология для журналистов : учебник для академического бакалавриата / В. В. Касьянов. — Москва : Издательство Юрайт, 20ХХ. — 197 с.
Кравченко, А. И. Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. И. Кравченко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 20ХХ. — 389 с.
Плаксин, В. Н. Социология : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Плаксин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 20ХХ. — 311 с.
Сирота, Н. М. Социология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. М. Сирота, С. А. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 20ХХ. — 172 с.