Файл: Задание Максимальное количество баллов 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель занятия: закрепление знаний о детской литературе с практикумом по выразительному чтению, совершенствование навыков её практического применения.

 

 

Задание 1. Максимальное количество баллов – 5

 

Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.

Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.

 

Название программы, автор

Класс

Название сказок

Классификация сказок

1. Разработана ОП «Школа 2100» авторами: Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л. и другими. Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года –академик А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года -академик Д.И. Фельдштейн.

1

 Е.Чарушин «Рассказы про Томку»

Л.Н. Толстой Рассказы для детей.

 Сказки народные: о животных, бытовые, волшебные

2

 Ф.Н.Глинка «Москва».

Л.Пантелеев «Новенькая», «Фенька».

 Сказки народные: о животных, бытовые, волшебные. Сказки литературные.

3

 Садко. Былина.

Василиса Прекрасная. Русская народная сказка.

 Сказки народные: о животных, бытовые, волшебные. Сказки литературные. По пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические

4

 А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка».

Ж.Верн «Таинственный остров».

 фантастические сказки. Сказки народные: о животных, бытовые, волшебные. Сказки литературные. по пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические

2. Авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.).

1

 Сказки народные. «Курочка Ряба». «Теремок»

 Народные сказки и авторские

2

 Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики»

 Народные сказки и авторские

3

 Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк»

 фантастические сказки. Сказки народные: о животных, бытовые, волшебные. Сказки литературные. по пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические

4

 П. П. Бажов «Серебряное копытце»

А.С. Аксаков «Аленький цветочек»

 фантастические сказки. Сказки народные: о животных, бытовые, волшебные. Сказки литературные. по пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические

3. Программа для начальной школы «Планета знаний» разработана командой заслуженных педагогов России в начале 2000-х годов. Проект курировала глава отдела начального образования Министерства образования РФ Ирина Анатольевна Петрова. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС)



Народные сказки о животных.

«Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»;  «как кролик взял кайота на испуг»; «Гиена и черепаха»


Сказки о животных Социально-бытовые сказки Волшебные сказки

2

В.А. Осеева. Волшебное слово. Сыновья.

К.Г. Паустовский. Стальное колечко.

В.Ю. Драгунский. Денискины рассказы.

Русско-народные сказки, По пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические

3

Б.С.Житков «Рассказы о животных», «Что бывало», «Морские истории», «Как я ловил человечков», «Помощь идет»

Катаев В. «Цветик-семицветик».

Русско-народные сказки, бытовые. По пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические

4

Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб?»

Русские народные былины по одной про Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича

Фантастические сказки. Сказки народные: о животных, бытовые, волшебные. Сказки литературные. по пафосу – героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические. Сказки исторического происхождения.


 

После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:

1.      Каково назначение сказок по каждой программе?

1. УМК «Школа России»: «Сказка мудростью богата». Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

2. УМК «Планета знаний»: Среди сказок можно выделить, прежде всего, животный эпос – сказки о зверях, известные и в греческих обработках (басни Эзопа), и в восточных вариантах, и у западных народов. Окружающий нас мир – живой. Ожившие объекты имеют право на собственную жизнь, разделение добра и зла, победа добра над злом. самое ценное дается через трудности и испытания вокруг нас множество помощников. Авторская сказка неразрывно связана с социально- историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов. Животные делают то, что делают люди. Здесь животные говорят на человеческом языке. Главная задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

3. УМК «Школа 2100»: В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем. Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действовали в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир. Во 2-м классе читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. В 3-м классе принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу. В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.


2.      В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?

Сказка — самый любимый учащимися начальных классов литературный жанр. Их привлекает занимательный сюжет, яркость образов, выразительность характеров персонажей. Слушая сказки, дети становятся участниками происходящих событий. Ученики легко «входят» в непривычную для них обстановку, мгновенно превращаясь в «Королевича» или «Белоснежку». ... Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность. Одна из главных задач взрослых – познакомить ребенка с содержанием сказки.

Особенности сказок и её восприятия младшими школьниками требуют особого подхода к изучению на уроке. Разнообразие сказок, а также специфика возрастного периода учащихся диктует педагогу использование разнообразных, занимательных, продуктивных видов работ на уроке чтения сказки. Для решения вышеуказанной задачи предлагается использовать на уроках: использование музыкальных и визуальных эффектов, сравнение сказок, анализ художественного текста по схеме, наблюдение за своеобразием языка сказки, стилистический эксперимент, эксперимент с художественным образом, творческий пересказ, драматизация. Из вышесказанного можно сформулировать следующее условие, необходимое для продуктивной работы: для каждого урока чтения сказки нужно выбирать различные виды работы с учетом особенностей сюжета, героев произведения.

 

Задание 2. Максимальное количество баллов – 5

 

Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      название книги, класс обучающихся;

2.      смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;

3.      ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);

4.      ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);


5.      предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.

 

Перечень книг для анализа по установленному плану:

-        Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;

-        Тургенев И. С. «Бежин луг»;

-        Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;

-        Куприн А. И. «Белый пудель»;

-        Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;

-        Свирский А. И. «Рыжик»;

-        Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;

-        Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;

-        Олеша Ю. К. «Три толстяка»;

-        Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;

-        Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;

-        Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».

 

Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

 1) Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;2 класс

2) Данная сказка учит тому, что добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся сторицей; если же человек желает всё только для себя, это может привести к вредным и даже опасным последствиям.

Для дошкольников и учеников начальной школы.

3) В. П. Катаев через тонкую психологию детской души преподал урок сострадательного отношения к тем, кто попал в затрудненную ситуацию. Показал, как достойно выходить из разных ситуаций, уметь быть счастливым самим и научить радоваться жизни других. Авто указал подтекстом на пороки, от которых необходимо избавляться каждому: жадность, равнодушие к окружающим, невнимательность, эгоизм. На смену им должны прийти взаимовыручка, поддержка, дружелюбное отношение и искренность. Умение делиться хорошими новостями, радостными моментами – бесценно. Это, судя по поведению главной героини, своеобразная жертва. Но в жизни подобное отношение к людям приносит только успех.

4) Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.


5) В.Катаева «Дудочка и кувшинчик»

 

Задание 3. Максимальное количество баллов – 3

 

Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      общая характеристика сказки;

2.      время, место написания;

3.      фольклорная и литературная основа;

4.      главные герои;

5.      основной конфликт;

6.      тема, идея сказки.

 

Перечень сказок для анализа по установленному плану:

-        «Сказка о Мертвой царевне»;

-        «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-        «Сказка о царе Салтане...»;

-        «Сказка о золотом петушке»

-        «Сказка о Медведихе»;

-        «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-        «Сказка о попе и работнике его Балде».

 

Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

 1. Общая характеристика сказки - «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» по жанру относится к сказке. Сказка выполнена в стихотворной форме, хотя выявить определенный стихотворный размер и рифму невозможно. Пушкин использует смешение и хаотичное повторение всех размеров: ямб, хорей, дактиль и прочие. Это придает произведению неповторимую ритмичность. Лексика произведения невероятно разнообразна. Автор использует большое количество устаревших слов (ветхий, невод, кликать, молвит, откуп). Также в тексте присутствуют необычные для современных дней формы глаголов (поклонися, осердилася, садися). Все это придает тексту неповторимый колорит.

В тексте использованы средства художественной выразительности:

1.метафоры («ласковое слово», «гуляй там себе на просторе»),

2.эпитеты («заморские вины», «пряником печатным», «черная буря»),

3.образные выражения («ступай себе с богом», «белены объелась»),

4.гипербола («насмешишь ты целое царство»).

Идеей произведения является то, что человеческая жадность и неудовлетворенность не знает границ. Автор хотел показать что бывает с людьми, которые не умеют радоваться тому, что имеют в данный момент. Мораль этой сказки заключается в том, что быть очень скупым, жадным, зазнавшимся и не ценить щедрого отношения к себе — это очень плохо. Рано или поздно все можно потерять.