Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине «История»
Карл Маркс
(тема практического задания)
ФИО студента | Шулакова Арина Петровна |
Направление подготовки | Психолого-педагогическое «Воспитатель.Медиатор.Тьютор» |
Группа | РГСУ ПЕД-СП-Б-0-3-2022-1 |
Москва 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................2
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕЧКАЯ СПРАВКА И АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ
-
. Биография…………………………………………………………….3 -
. Абсолютность духа……………………….…………………………5 -
. Выводы по главе………………………………………………….8
ГЛАВА 2. МАРКИЗМ
2.1. О Марксизме………………………………………………………..9
2.2.Выводы по главе……………………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………..……………......…12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………13
ВВЕДЕНИЕ
Карл Генрих Маркс (5 мая 1818 - 14 марта 1883, Лондон) - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Автор таких работ, как «Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году), «Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.
Также, Карл Маркс является автором фундаментального научного труда «Капитал. Критика политической экономии». Карл Маркс, биография которого полна интересных фактов и событий, вошел в историю как идеолог социализма и основоположник марксизма.
Целью данной реферативной работы является изучение проблематики и открытий философии К. Маркса, где объектом выступает марксистская философия.
Основными задачами написания реферата являются следующие:
-
Рассмотреть учение об абсолютности духа и рассмотреть краткую биографию Карла Маркса;
-
Рассмотреть учение о марксизме
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕЧКАЯ СПРАВКА И АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ
1.1 Биография К. Маркса
Карл Маркс - выдающийся социолог, политолог, философ, общественный деятель, экономист, писатель, политический журналист. Социальная мысль конца XIX начала XX веков испытали на себе огромное влияние его идей. Маркс выступил основоположником принципов исторического и диалектического материализма; в сфере экономики ему принадлежит заслуга создания теории прибавочной стоимости, в области политики он разработал теорию классовой борьбы; вместе с Ф. Энгельсом создал цельное политическое, экономическое, философское учение, названное в его честь марксизмом.
Родиной К. Маркса был г. Трир (Рейнская провинция), где он появился на свет 5 мая 1818 г. в семье образованных, интеллигентных людей. Отец его был адвокатом, евреем, перешедшим в лоно протестантской религии. В 1733-1735 гг. Карл учится в трирской гимназии, еще в школьные годы знакомится с идеями не только немецкого, но и французского Просвещения.
По окончании гимназического курса на протяжении двух семестров Маркс обучается в Боннском университете, затем переезжает в Берлин и продолжает образование там. Изучая право, он проявлял огромный интерес к истории и философии, и учение Гегеля очень многое определило в его мировоззрении. Берлинский университет Маркс заканчивает экстерном в 1841 г., защищает диссертацию и получает степень доктора философии.
В его планы входило стать преподавателем философии в Боннском университете, издавать собственный журнал, заняться исследованием христианского искусства, однако карьеру человека науки ему помешала реализовать реакционность политики, проводимой правительством. Карл Маркс стал работать в «Новой Рейнской газете», сначала журналистом, затем редактором. В январе 1843 г. в его статьях почти в открытую звучит призыв к свержению монархии путем революции, из-за чего газета была закрыта. 1843 год оказался «урожайным» в его биографии: 19 июня Карл Маркс женится на дочери друга семьи Женни фон Вестфален. В этом же году он приезжает в Париж, где непосредственно контактирует с представителями демократического, социалистического движения, рабочими организации. Там же в 1844 г. он
познакомился и подружился с Фридрихом Энгельсом, с которым они будут друзьями и единомышленниками на протяжении почти 40 лет. В их тандеме роль первой скрипки, как считается, принадлежала Марксу, однако именно огромная поддержка Энгельса, в т.ч. моральная и материальная, сделала возможными будущие достижения. Первая совместная работа выходит уже 1845 г.
Став членами международной тайной организации «Союз справедливых» весной 1847 г., К. Маркс и Ф. Энгельс пишут по ее поручению «Манифест коммунистической партии» (опубликован в Лондоне в феврале 1848 г). Для рабочего и социалистического движения он стал программным документом, которому сразу же пришлось пройти историческую проверку во время революции 1848-1849 гг.
С июня 1848 г. по май 1849 г. Маркс и Энгельс выпускали ежедневную «Новую Реймскую газету», издание которой был запрещен правительством. После поражения революции Маркс был выслан из Германии, уехал в Париж. С августа 1849 г. его биография связана с Лондоном: в этом городе он оставался до самой смерти. Эмиграция была временем крайне непростым, семья терпела лишения, живя только на периодические гонорары от газетных статей, и только постоянная материальная поддержка Энгельса помогала держаться на плаву.
В 50-ые гг. К. Маркс начинает систематическую работу над собственной экономической теорией, много времени проводит в библиотеке Британского музея, изучая самые разные научные дисциплины. На протяжении 1863-1765 гг. Макс пишет труд, который в 1867 г. выйдет как первый том ставшего знаменитым «Капитала». Второй и третий тома, над которыми Маркс трудился до конца жизни, будут опубликованы Энгельсом уже после смерти товарища, в 1785-1794 гг.
Карл Маркс не только был крупным теоретиком, но и занимался активной общественной деятельностью. В 1864 г. он выступил в роли организатора международного товарищества рабочих, которое впоследствии было названо Первым Интернационалом и оказало огромное влияние на рабочее и социалистическое движение. Последние годы жизни ознаменованы активным участием в создании пролетарских партий. Умер создатель марксизма 14 марта 1883 г. в Лондоне, похоронили его на Хайгетском кладбище.
1.2. Абсолютность духа
Как философ Маркс сформировался в значительной степени под влиянием работ Г. В основе идей Гегеля лежало противопоставление «субъективного духа» (отдельного человека), «объективного духа» (системы условий и условностей, которые отделяют человека от бога) и «абсолютного духа» (в терминах религии — «бога», в терминах Платона — «идеи», а в терминах неоплатоников — «единого»). Гегель считал, что в движении своей мысли человек может подняться с уровня своего субъективного мышления на уровень абсолютного умозрения, т. на уровень бога, преодолевая систему объективных ограничений и разделений. Это движение Гегель именовал «феноменологией духа», а логику этого движения «диалектикой». Маркс очень глубоко усвоил это представление об абсолюте, предстоящем отдельному человеку, о системе объективных ограничителей, стоящих на пути к единому «абсолюту», и о том, что развитие абсолюта и развитие мира возможны прежде всего через работу человеческого разума, т. через диалектику. В то же время на взгляды Карла Маркса оказали заметное влияние идеи материализма, в частности идеи Людвига Фейербаха. Интерес Маркса к материализму проявился уже в его диссертации, посвященной древнегреческому атомизму. Не удовлетворённый идеализмом Гегеля, Маркс примыкал к кружку младогегельянцев. Последние призывали «перевернуть Гегеля с головы на ноги». Буквально это означало, что они предлагали поставить на место умозрительного «субъективного духа» конкретного человека с его потребностями и эмоциями, например страхом смерти (М. Штирнер «Единственный и его собственность»). Маркс пошел дальше по пути творческой переработки (или, выражаясь немецким философским термином, «критики») Гегеля — он предложил поставить на место умозрительного «абсолютного духа» конкретное сообщество людей с их коллективным мышлением. Общество, а не бог, является абсолютом, предстоящим отдельному человеку. Чтобы познать и улучшить мир, нужно познать и улучшить свое общество. Совершая эту «философскую революцию», он нашёл союзника в лице Ф.
Маркс и Энгельс считали, что только историческое развитие человеческого сообщества — а не кабинетный анализ — сможет на самом деле улучшить мир: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Тезисы о Фейербахе, 1845, 11-й тезис). Переходя от формального заявления о необходимости «изменить мир» к содержательному анализу того, что же должно быть изменено в обществе, пользуясь диалектическим методом Гегеля, Маркс пришел к выводу, что необходимо прежде всего обеспечить единство отдельного человека и общества в целом, а для этого необходимо устранить имеющиеся условности и ограничения, которые разделяют людей между собой и тем самым не позволяют обществу быть единым: «…Точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обóбществившееся человечество» (Тезисы о Фейербахе, 10-й тезис). Почему нужно обеспечить единство человека и общества? Потому что «сущность человека … в своей действительности … есть совокупность всех общественных отношений» (Тезисы о Фейербахе, 6-й тезис). Иными словами, сущность человека — это свободное общение с другими людьми. В условиях разделённого общества человек не может реализовать свою сущность, или, как говорил Маркс, отчуждён от нее, отчуждён от самого себя. Состояние, когда человек не может реализовать себя, не может прийти к своей сущности, Маркс называл самоотчуждением.
1.3. Выводы по главе
Подводя итог, можно сказать о том, что в «Критике гегелевской философии права» (1844) Маркс пишет, что юридические и политические институты не могут быть объяснены ни из самих себя, ни из становления духа, ибо они сущность следствия вещественных критерий жизни, которые он, вслед за французскими и английскими просветителями, именует «гражданским обществом». Маркс видит у Гегеля две основные ошибки: во-первых, подчинение гражданского общества государству и, во-вторых, подмену субъекта предикатом. Реальные субъекты становятся у Гегеля предикатами мистической всеобщей субстанции. Но поскольку не вера делает человека, а человек — вероисповедание, то и не конституция создает народ, а народ — конституцию.
ГЛАВА 2. МАРКИЗМ
2.1. О марксизме
Марксизм - разработанная в 19 веке К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских, экономических и идеологических взглядов, которая включает в себя:
·Диамат
·Вариант периодизации истории (ОЭФ)
·Обоснование законов экономики (теория прибавочной стоимости и др.)
·Теория классовой борьбы
·Теорию социальной революции и перехода к коммунизму
Другими словами, марксизм включает в себя все те направления, которые описаны выше в моем реферате. Марксизм - это идейная модель переустройства всего мира посредством революции. В целом, данное направление защищает идею демократию как справедливого устройства общества, которое освобождает человека. Следовательно, и тезис о должной диктатуре рабочего класса является вполне себе приемлемым и закономерным. Марксизм "опробовался" на практике в Западной Европе, начиная с 1848-1849 гг. После данных революций К. Маркс пропагандировал научный коммунизм, подготавливал кадры революционеров во многих странах мира путем создания интернациональной партии рабочего класса: "Международное товарищество рабочих", т.е. Первый Интернационал, основанный в 1864 г.
Дальнейшее теоретическое развитие марксизма в России происходило в трудах В.Г. Плеханова и В.И. Ленина, которые написали множество работ о диктатуре пролетариата, социализме, коммунизме, классовой борьбе. В октябре 1917 г. Марксизм стал основой для революции в России. В наши дни очевидно, что наиболее важнейшие положения марксизма не реалистичны и утопичны, однако марксизм - важная ступень развития мировой экономической, социальной, политической и научной мысли.
2.3.Выводы по главе
Основным выводом я считаю, состоит в утверждении, что любая сторона жизни определяется материальными факторами.
Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализов исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой - всеобщего духовного опыта человечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я рассмотрела важнейшие характеристики марксизма и научное учение Маркса. На основе сделанных исследований можно сделать вывод, что хоть марксизм и не находится "на вершине" в наши дни, но он все не утратил свою актуальность, ведь это является огромным культурным наследием для всего человечества. Некоторые идеи данной теории явно противоречат друг другу, но, на мой взгляд, это либо неправильная трактовка исследователей и переводчиков, либо неправильное написание и понятие его идей, т.к. многие его работы были изданы после смерти и "сконструированы" Ф. Энгельсом и др. По моим личным убеждениям, К. Маркс - самый величайший экономист человечества; он не только написал множество работ с подробным анализом происходящих в мире событий и ситуаций, но и смог "подчинить" своей теории множество стран, а такое, пожалуй, не удавалось ни одному из экономистов. Его главный труд - "Капитал" являлся и является в наши дни "Библией", настольной книгой для многих людей. Карл Генрих Маркс - один из самых цитируемых ученых в области общественных наук, ведь даже его ярые противники - "антикоммунисты"