Файл: Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содерж
Введение
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомофизиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).
Проблема исследования заключается в значимости общения для человека начиная от самых ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Общения служит развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.
Общение – это процесс взаимного обмена мыслями и эмоциями между людьми, иначе говоря, обмен информацией при их непосредственном межличностном или групповом контакте.
Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.
Все вышесказанное определяет актуальность данной курсовой работы.
Целью курсовой работы выражается в выявлении основных характеристик структуры, содержания и форм общения.
Для достижения цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- дать определение понятию «общение» с точки зрения социальной психологии;
- определить структуру общения;
- изучить основные характеристики форм общения.
1 Феномен общения: содержание и его структура
1.1 Содержание общения
Общению, его природе, происхождению, сущности и структуре, индивидуальным и возрастным особенностям, механизмам протекания посвящены работы многих исследователей. Данная проблема представлена в работах философов и социологов (М. С. Каган, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин), лингвистов (М. М. Бахтин, Е. Д. Поливанов, Л. В. Щерба), психолингвистов (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Т. Н. Ушакова), специалистов по социальной психологии (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Н. Н. Обозов, Н. И. Шевандрин), детской и возрастной психологии (Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, B. C. Мухина).
Представители различных наук по-разному трактуют понятие общения, что обусловливает трудности формулирования однозначного определения.
Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга занимают центральное место в социально – психологической теории В. М. Бехтерева, в которой общение выступает как механизм объединения людей в группы как условие социализации личности. На основе экспериментальных исследований В. М. Бехтерева разработан общепcихологический аспект проблемы общения, суть которого заключается в изучении специфики протекания различных психических процессов в условиях общения.
Линия исследований, заложенная В.М. Бехтеревым, находит свое продолжение в работах В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева.
В. Н. Мясищев рассматривает общение как процесс, который включает в себя взаимодействие определенных личностей, в какой-то степени отражающих друг друга, между ними возникают отношения друг к другу и уровень воздействия друг на друга. В. Н. Мясищев выделяет в структуре общения три компонента, которые взаимосвязаны между собой: отражение участниками коммуникации своего партнера, отношение (оценка участниками общения своего партнера) и обращения друг с другом, то есть особенности поведения участников общения
1 [10].
Неоценимый вклад в разработку категории общения внес Б. Г. Ананьев. В своих работах он рассматривает общение в связи с проблемами формирования человека как личности, как субъекта деятельности, воспитания индивидуальности. Особой и главной характеристикой общения как специфического вида деятельности, по мнению Б.Г. Ананьева, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.
Проблема общения занимает центральное место и в исследованиях Л. С. Выготского. Его позиция основывается на том, что психическое развитие человека с самого рождения определяется социальными закономерностями, а важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью занимает общение.
А.А. Леонтьев трактует общение как деятельность, как частный случай деятельности, как один из видов деятельности, как «деятельность общения», «коммуникативная деятельность» и т.п. Оппонируя Леонтьеву, Б.Ф. Ломов считает, «что общение нельзя определять как вид человеческой деятельности, что оно есть нечто принципиально отличное от деятельности, ибо связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом». Между тем автор склонен называть общение «взаимодействием субъектов»2.
Б.Д. Парыгин отмечает, что общение представляет собой многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Оно может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми. Это человеческое взаимодействие весьма многообразно как по содержанию, так и по форме проявления и может варьировать от высоких уровней духовного взаимопроникновения и взаимопонимания партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов, причем последние могут носить характер процессов, не осознаваемых в полной мере. Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу3.
По мысли М. С. Кагана, «общение – это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность»4. То есть в общении нет коммуникатора и реципиента сообщений – есть собеседники, соучастники, партнеры общей позиции.
Г.М. Андреева подчеркивает, что именно общение является приоритетом в формировании группы индивидов при выполнении ими совместной деятельности, что общение выступает в качестве важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества. Дифференцировав разные трактовки, Г.М. Андреева предложила более глубокое понимание взаимосвязи деятельности и общения: основанное на том, что общение рассматривается и как сторона совместной деятельности, и как ее своеобразный дериват5. Разделяет эту точку зрения и М. И. Лисина, которая рассматривает общение как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. По ее мнению, специфика общения определяется тем, что в процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого6.
Л.П. Буева интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер7.
В.Н. Панферов определяет общение как взаимодействие людей, содержанием которого является взаимопознание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса общей деятельности. Автор предлагает признать четыре стороны в общении: связь, взаимодействие, познание и взаимоотношение, при этом выделяя и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, гностический и регулятивный8.
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского под общением понимается сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Эти три характеристики принято рассматривать как аспекты общения9.
Н.И. Шевандрин определяет общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно – смысловых образованиях партнера
10.
Р.С. Немов под общением понимает взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Общение наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование окружающего мира, является одной из основных форм социальной активности человека. В общении люди делают достоянием друг друга то, чем сами они обладают. В результате общения знания, умения и навыки одного человека становятся общими для многих людей11.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, формы, функции, средства.
Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю.
Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. По содержанию общение может быть представлено как: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. По целям общение делится на биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма), социальное (расширение и укрепление межличностных контактов). Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них: деловое (включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности), личностное (сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека), инструментальное (не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения), целевое (служит средством удовлетворения специфической потребности).
В общем виде можно определить общение как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения