Файл: Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образа жизни и социального поведения человека, его взаимоотношений с другими людьми. Взаимодействие между людьми является основой всякой социальности.
Общение как форма взаимодействия людей практически пронизывает все сферы их бытия. На основе общения осуществляется взаимодействие человека с человеком в разнообразных социальных институтах, взаимодействие личности и социальных общностей. Общение выступает как коммуникативно – организующая основа широкого спектра социальных процессов, обеспечивает функционирование практически всех социальных институтов гуманитарного профиля».
Социально – психологический подход к общению определяется в понятиях взаимосвязь, взаимопроявление, взаимопознание, взаимоотношения, согласование, взаимовлияние, рассматриваемых в контексте межличностного взаимодействия.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, формы, функции, средства. Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю.
Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. По содержанию общение может быть представлено как: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. По целям общение делится на биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма), социальное (расширение и укрепление межличностных контактов). Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них: деловое (включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности), личностное (сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека), инструментальное (не является самоцелью, не
стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения), целевое (служит средством удовлетворения специфической потребности).
Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом общении (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения), косвенном (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди), непосредственном (осуществляется с помощью органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.), опосредствованном (общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией), массовом (множественные непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации), межличностном (непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников).
Таким образом, можно сделать вывод, что общение в психологической науке рассматривается как сложное своеобразное пространство, среда развития личности, как одна из самых существенных побудительных сил личности, источник ее внутренней активности, лежащий в основе формирования наиболее значимых личностных структур индивида.
Глоссарий
Список использованных источников
1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева – М.: Академия, 2005. – С. 34.
2 Там же. - С. 37.
3 Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Парыгин. – СПб. : ИГУП, 2005. – С. 46.
4 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева – М.: Академия, 2005. – С. 35.
5 Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебник [Текст] / Е.В. Андриенко – М.: Академия, 2007. – С. 29.
6 Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М., 1986.
7 Немов, Р. С. Общая психология [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – С. 112.
8 Бодалев А. А., Панферов В. Н. Понятие и виды общения. Основы социально – психологической теории [Текст] / А.А. Бодалев и др. – М., 1995. – С. 83.
9 Психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.:НОРМА, 2007. – С. 358.
10 Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н. И. Шевандрин. – М., 1995. – С. 306.
11 Немов, Р. С. Общая психология [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – С. 117.
12 См.: Шибутани Т. Социальная психология: Учебник [Текст] / Т. Шибутани. – М.: Академия, 2003.
13 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – С. 213.
14 Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е издание [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Владос, 2006. – С. 130.
15 Майерс Д. Социальная психология: Учебник для вузов. 7-е издание [Текст] / Д. Майерс. – СПБ.: Питер, 2010. – С. 271.
16 Там же.
Общение как форма взаимодействия людей практически пронизывает все сферы их бытия. На основе общения осуществляется взаимодействие человека с человеком в разнообразных социальных институтах, взаимодействие личности и социальных общностей. Общение выступает как коммуникативно – организующая основа широкого спектра социальных процессов, обеспечивает функционирование практически всех социальных институтов гуманитарного профиля».
Социально – психологический подход к общению определяется в понятиях взаимосвязь, взаимопроявление, взаимопознание, взаимоотношения, согласование, взаимовлияние, рассматриваемых в контексте межличностного взаимодействия.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, формы, функции, средства. Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю.
Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. По содержанию общение может быть представлено как: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. По целям общение делится на биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма), социальное (расширение и укрепление межличностных контактов). Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них: деловое (включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности), личностное (сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека), инструментальное (не является самоцелью, не
стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения), целевое (служит средством удовлетворения специфической потребности).
Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом общении (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения), косвенном (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди), непосредственном (осуществляется с помощью органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.), опосредствованном (общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией), массовом (множественные непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации), межличностном (непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников).
Таким образом, можно сделать вывод, что общение в психологической науке рассматривается как сложное своеобразное пространство, среда развития личности, как одна из самых существенных побудительных сил личности, источник ее внутренней активности, лежащий в основе формирования наиболее значимых личностных структур индивида.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1. | Атрибуция | (лат. attributio — приписывание) – механизм объяснения причин поведения другого человека. |
2. | Вербализация | (лат. verbalis — устный, словесный) – словесное описание того, что человек чувствует, видит, намерен делать, делает. |
3. | Восприятие | (перцепция, от лат. perceptio) – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. |
4. | Взаимодействие | поведенческие взаимосвязи между людьми, их влияния друг на друга, вызывающие взаимообусловленные поступки и действия, приводящие к их согласованности или конфронтации, противоборству. |
5. | Индивид | (от лат. individuum — неделимое) – 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.); 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. |
6. | Казуальная атрибуция | поиск причин для объяснения поведения другого человека. |
7. | Коммуникация | (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) – сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия. |
8. | Мотив | внутренняя сила, которая побуждает человека к активности, к конкретному выбору, решению и действию, характеризует то, ради чего это делается. |
9. | Общение | информационные взаимосвязи (контакты) между людьми, сопряженные с их социальным восприятием, и связанные с взаимоотношением и взаимодействием. |
10. | Онтогенез | (от греч. ón, род. падеж óntos — сущее и...генез) – индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни. |
11. | Перцепция | влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д. |
12. | Рефлексия | (от позднелат. reflexio — обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. |
13. | Социальная психология | научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. |
14. | Эмпатия | (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение –вчувствование в переживания другого человека. |
Список использованных источников
1. | Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева – М.: Академия, 2005. – 560 с. ISBN: 978-5-7567-0274-3 |
2. | Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Е.В. Андриенко – М.: Академия, 2007. – 264 с. ISBN: 978-5-7695-4907-6 |
3. | Бодалев А. А., Панферов В. Н. Понятия и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением. Основы социально – психологической теории [Текст] / А.А. Бодалев и др. – М., 1995. |
4. | Бодалев А. А., Панферов В. Н. Понятие и виды общения. Основы социально – психологической теории [Текст] / А.А. Бодалев и др. – М., 1995. – 380 с. |
5. | Бодалев А.А. Личность в общении: избранные труды [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с. |
6. | Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е издание [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Владос, 2006. – 400 с. ISBN: 5-305-00010-6 |
7. | Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М., 1986. |
8. | Майерс Д. Социальная психология: Учебник для вузов. 7-е издание [Текст] / Д. Майерс. – СПБ.: Питер, 2010. – 680 с. ISBN: 978-5-88782-430-7 |
9. | Немов, Р. С. Общая психология [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – 400 с. ISBN: 978-5-691-00734-7 |
10. | Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Парыгин. – СПб. : ИГУП, 2005. – 592 с. |
11. | Психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: НОРМА, 2007. – 440 с. |
12. | Психологические исследования общения [Текст] / Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. – М.: Наука, 1985. – 280 с. |
13. | Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. ISBN 978-5-314-00016-8 |
14. | Социальная психология. Учебное пособие [Текст] / Отв. Ред. А. Л Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с. ISBN: 5-7695-0627-2 |
15. | Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н. И. Шевандрин. – М., 1995. – 544 с. ISBN 5-87065-066-6 |
16. | Шибутани Т. Социальная психология: Учебник [Текст] / Т. Шибутани. – М.: Академия, 2003. – 380 с. ISBN 5-222-02567-5 |
1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева – М.: Академия, 2005. – С. 34.
2 Там же. - С. 37.
3 Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Парыгин. – СПб. : ИГУП, 2005. – С. 46.
4 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева – М.: Академия, 2005. – С. 35.
5 Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебник [Текст] / Е.В. Андриенко – М.: Академия, 2007. – С. 29.
6 Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М., 1986.
7 Немов, Р. С. Общая психология [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – С. 112.
8 Бодалев А. А., Панферов В. Н. Понятие и виды общения. Основы социально – психологической теории [Текст] / А.А. Бодалев и др. – М., 1995. – С. 83.
9 Психологический словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.:НОРМА, 2007. – С. 358.
10 Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н. И. Шевандрин. – М., 1995. – С. 306.
11 Немов, Р. С. Общая психология [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. – С. 117.
12 См.: Шибутани Т. Социальная психология: Учебник [Текст] / Т. Шибутани. – М.: Академия, 2003.
13 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – С. 213.
14 Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е издание [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Владос, 2006. – С. 130.
15 Майерс Д. Социальная психология: Учебник для вузов. 7-е издание [Текст] / Д. Майерс. – СПБ.: Питер, 2010. – С. 271.
16 Там же.