Файл: Реферат Основные концепции детства и проблемы развития личности ребенкадошкольника Подготовил учительлогопед.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильных поступках, которое совершенно необходимо для того, чтобы ребенок не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался.

Другим путем влияния детского общества на развитие личности детей, усвоение ими норм поведения служит складывающееся в группе общественное мнение [21].

В группе трехлетних детей еще нет общего мнения о тех или иных предметах, событиях, поступках. Мнение одного ребенка обычно не влияет на мнение другого. Но в четыре-пять лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям. Такое подчинение мнению большинства носит название конформности. Конформность обнаруживается в опыте, когда нескольких детей специально подговаривают сказать, например, про черную и белую пирамидки, стоящие на столе, что они обе белые. Ребенок, не участвовавший в сговоре, выслушав мнение двух-трех сверстников, на вопрос "Какого цвета пирамидки?" тоже отвечает: "Обе белые".

В шесть лет конформность у детей значительно снижается. Конформность у дошкольников является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения. Но некоторых детей она закрепляется и может стать отрицательным свойством личности.

Оценки, которые дети дают своим сверстникам, первоначально являются простым повторением оценок воспитателя. Когда трех-, четырехлетних детей спрашивают: "Кто у вас в группе самый хороший?", они дают ответы типа: "Лена, потому что она быстро кушает" или "Витя, потому что он всегда слушается". Но постепенно оценки становятся более содержательными. Положительно оцениваются дети, которые знают много игр, делятся игрушками с товарищами, защищают слабых и т. п.

Оценка со стороны группы особенно важна для детей начиная с четырех-пятилетнего возраста. Они стараются воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение сверстников, заслужить их положительное отношение.

Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с этим имеются и дети, вовсе непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между этими "полюсами". Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости и т. д. [9]


Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы поведения по отношению к сверстникам. Дети с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становятся эгоистичными, замкнутыми. Дети с особенно высокой популярностью могут "заразиться" излишней самоуверенностью, зазнайством. От воспитателя требуется большая работа, направленная на регулирование детских взаимоотношений, создание в группе общей благожелательной атмосферы, выравнивание положения, занимаемого в группе разными детьми.

Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе деятельности. Организуя деятельность детей, взрослые дают советы и указания по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят детей с взаимоотношениями и действиями изображаемых людей, предъявляют определенные требования к действиям и поступкам самих детей, оценивают их, помогают разрешать возникающие в ходе деятельности затруднения и конфликты. Только выполняя совместную деятельность, дети объединяются и вступают между собой в различные взаимоотношения, составляющие основу детского общества и способствующие развитию личности его членов.

Наиболее важное значение для развития личности имеет игра. Беря на себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности, в общении между собой [11].

Игра захватывает детей, заставляет их по-настоящему переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, -- симпатию, сочувствие к больным, к детям, уважение к старшим и др. С симпатией, покровительством, нежностью относится ребенок к куклам и игрушечным животным, используемым в игре.

Интерес к игре, желание хорошо сыграть роль настолько велики, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны, непривлекательны, или воздерживаются от удовлетворения возникающих по ходу дела других, желаний. Изображая учеников, дошкольники длительно и старательно занимаются скучным, однообразным делом -- многократным выписыванием одних и тех же букв. Играя роль буфетчицы на железной дороге, пятилетняя девочка сама не ест находящееся в ее распоряжении печенье, поскольку это противоречит интересам пассажиров.


Однако не следует думать, что достигнутые в игре успехи могут быть непосредственно перенесены детьми в другие условия, в их повседневное поведение. Нередко можно видеть, как мальчик, только что проявлявший в роли доктора заботу о заболевшей .девочке, через несколько минут, выйдя из игры, преспокойно отнимает у той же девочки игрушки, не обращая внимания на ее слезы.

Те действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры, -- при обсуждении содержания игры, распределении ролей, игрового материала и т. п. -- дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело. Нередко между детьми возникают конфликты по поводу тех или других моментов организации или проведения игры. Причиной таких конфликтов обычно служит неумение согласовать свои планы и действия.

Чем сложнее игра, чем большее количество участников она включает и чем более тесную зависимость между их действиями предполагает ее содержание, тем значительнее и требования, предъявляемые ею к поведению детей, их взаимоотношениям, согласованности их действий. Поэтому с усложнением игр увеличивается и их значение для развития личности детей-дошкольников.

Характер реальных взаимоотношений, складывающихся между детьми в связи с игрой, в значительной мере зависит от особенностей поведения таких "вожаков", от того, какими путями они добиваются выполнения своих требований. В одних случаях это могут быть дети, пользующиеся в группе наибольшей популярностью, любовью, умеющие договориться со сверстниками, учесть их желания, уладить возникшее недоразумение. В других случаях в качестве "вожаков" выступают дети, подавляющие других, стремящиеся командовать, распоряжаться, прибегая к физическим воздействиям.

Организация таких взаимоотношений между детьми в игре, которые оказывают положительное влияние на развитие личности детей, зависит от воспитателя. В случае необходимости воспитатель должен подсказать детям содержание игры, проследить за распределением ролей (иногда просто необходимо тактично вмешаться), пронаблюдать за тем, чтобы дети действовали согласованно. Важно, чтобы дети постепенно переходили к играм, требующим все более тесного взаимодействия участников и, следовательно, заставляющим их все больше считаться друг с другом. Особого внимания воспитателя требуют "вожаки" детских игр, регулирование их поведения по отношению к другим детям. [5]


Развитию личности ребенка способствуют продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и учебных заданий. В этих видах деятельности складывается направленность на получение результата, одобряемого взрослыми и сверстниками. Этим результатом может служить рисунок, конструкция, приведенное в порядок помещение или вскопанная грядка, решение арифметической задачи и т. д.

Необходимость добиться хорошего результата приучает ребенка планировать свои действия, управлять ими и, таким образом, ведет к развитию воли, умения управлять своим поведением. Кроме того, результат деятельности является основанием для сравнения успехов, достигаемых разными детьми. Если первоначально такое сравнение проводят взрослые, привлекая к нему детскую группу, то впоследствии его начинает выполнять и сам ребенок, овладевая при этом навыками самооценки, осознания своих собственных качеств и достижений.

Особенно важно то, что под влиянием деятельности, дающей определенный результат, у детей формируются новые мотивы поведения. При выполнении трудовых заданий дети учатся руководствоваться той пользой, которую они приносят другим людям (семье, своей группе и даже обществу в целом). Выполнение учебных заданий способствует развитию у детей познавательных мотивов -- любознательности, желания узнавать новое, а также интересов к познанию отдельных областей действительности, с которыми дети знакомятся в процессе обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почему же так важно ориентироваться в современных концепциях самоценности детства, решая задачи дошкольной педагогики? Постижение смысла феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство — важнейшая задача воспитателя. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стиль педагогической деятельности, определить приоритетные направления обучения, воспитания и развития дошкольников. Ориентация в авторских концепциях детства позволяет воспитателю:

  • определиться в понимании феномена детства и его самоценности, то есть ответить на вопрос — ради чего каждому Человеку дается детство?

  • выбрать наиболее привлекательную интерпретацию детства и в соответствии с ней оформить смысл и стиль профессионально-педагогической деятельности, т.е. ответить на вопросы -  зачем я педагог, и для чего я в жизни ребенка? Что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом его достичь?


На «суверенную землю» детства мы должны ступать очень мягко и осторожно, не входить со своим уставом в этот особенный мир, не спешить перестраивать его по своему разумению, а  внимательно относиться к внутреннему миру ребенка. И еще. «Я пришел из детства, как из страны», - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Нам, педагогам, нужно чаще думать, какими красками мы рисуем страну дошкольного детства для приходящих к нам детей. Она полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за его отражение.

- Ребенок хочет быть героем. Он хочет быть благородным и отважным, добрым и сильным, справедливым и Умным... Он хочет творить добро: спасать, оказывать помощь... Нужно дать возможность ребенку почувствовать свою значимость.

- Ребенок желает, чтобы его положительные действия были замечены и оценены значимым взрослым или другими детьми. Что делать? Нужно дать возможность ребенку почувствовать свою успешность, оценить его старания.

- Ребенок нуждается в поддержке. Он хочет чувствовать, что он не одинок, что ему помогут, если это понадобится.  Нужно дать возможность ребенку почувствовать веру в него, найти способ оказать ему поддержку.

- Ребенок иногда может больше, чем  от него ожидают, иногда меньше... Задания какого уровня давать ему? Нужно стараться работать в зоне ближайшего развития ребенка. Можно назвать  этот прием «заданиями на вырост». Предлагать ребенку задания, чуть сложнее, чем он может выполнить.

Понимание этого позволит создать для ребенка комфортную среду в образовательном процессе детского сада, обеспечить ему счастливое детство.
Список литературы

1. Детская (возрастная) психология. / Обухова Л.Ф. - М.: . Российское педагогическое агентство, 1996.

2. Деятельность. Сознание. Личность / Леонтьев А.Н. - М.: Политиздат; 1975. 3.Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович Л.И. СПб: Питер, 2009

4. Личность, творчество, регуляция состояний / Гройсман А.Л.- М.: Магистр, 1998

5. Практикум детского психолога / Широкова Г.А, Жадько Е.Г. - Ростов н/Д.: Феникс; 2005. - 320 с.

6. Социальная психология / Андреева Г.М. - М. : Аспект Пресс; 2008. - 363 с.

7.Мухина B. C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2000.

8.Мухина B. C. Детская психология / В. С. Мухина. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999

9.Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1960.