Файл: Промышленный переворот (промышленная техническая революция).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Современная историко-экономическая наука выделяет в истории человечества три больших качественных скачка - три революции в производительных силах общества и в структурах самого общества. Неолитическая революция есть порождающая экономика; промышленная революция привела к переходу от аграрного общества к промышленному; продолжающаяся научно-техническая революция приводит к переходу от индустриального общества к письменности. Все эти процессы происходили асинхронно в разных странах и регионах, но имели глобальный характер.
Промышленный переворот (промышленная техническая революция) - это система экономических и социально-политических изменений на основе перехода от ручного труда к машине, которые произошли на рубеже 18-19 веков, сначала в Англии, а затем и в других странах Европейской цивилизации. Впервые эта концепция была использована в 1830-х годах французским экономистом Адольфом бланки. Это означало коренное изменение организационно - экономического уровня структуры экономики развитых стран, поскольку было связано с переходом от мануфактуры к фабрике.
Мануфактура-это предприятие, основанное на ручном труде и рабочей специализации и представляющее собой переходную форму производства от простого сотрудничества к фабрике.
Завод-это форма организации крупного производства, основанная на применении системы машин и сложном взаимодействии труда в условиях базовой специализации неполных рабочих.
Конечным результатом этого процесса стало возникновение современной промышленной цивилизации.
Рассмотрим своеобразие промышленной революции в Англии, Франции, Германия, США, а также то, какие проблемы она решала.
История промышленной революции конца XVIII-XIX вв
В ходе промышленной революции возникает новый элемент производительных сил общества - машина, состоящая из трех основных частей: машины-двигателя, трансмиссионного механизма и рабочей машины. Наиболее важными из них являются рабочая машина, обрабатывающая материал труда и заменяющая «умелые руки» рабочего, и двигатель, дающий рабочей машине энергию, намного превосходящую силу человека.
В зависимости от того, как происходило формирование этих механических устройств, различают три этапа промышленной революции:
-
Этап-появление рабочих машин (первоначально в текстильном производстве, а затем в других отраслях) ; -
Этап-изобретение паровой машины как двигателя для рабочих машин; -
Этап-создание рабочих машин для производства других рабочих машин.
Изобретение рабочих машин. В Новое время первым промышленным товаром массового потребления была одежда. Отсюда начался промышленный переворот в ткацком деле.
Особенности промышленной революции в Англии
Первым центром промышленной революции была Англия-страна, которая в 16-17 веках была главным центром овцеводства в Европе, шерсть которой шла на производство тканей, экспортируемых не только в саму Англию, но и за границу. Начало промышленной революции-изобретение в 1764-1765 годах. английский Ткач Джеймс Харгривс механическая прялка, которую он назвал в честь своей дочери "Дженни". Эта прялка резко (примерно в 20 раз) повысила продуктивность прядильщика. Несмотря на сопротивление страха перед конкуренцией мастерской Ткача, несколько лет спустя «Дженни» использовалась Прядильщиками в Англии почти повсеместно. КПД прядильщика «Дженни " ограничивался тем, что она использовала мышечную силу ткача. Следующий важный шаг был сделан в 1769 году цирюльником Ричардом Аркрайтом, который запатентовал непрерывную прядильную машину, предназначенную для водного привода. Наконец, в 1775 году Ткач Сэмюэл Кромптон разработал прядильную машину, которая производила высококачественную ткань. Если «Дженни» давала тонкую, нить, а ватермашина Аркрайта - крепкую, но грубую, то мюль-машина Кромптона давала пряжу и крепкую, и одновременно тонкую. После этих изобретений текстильная промышленность Англии вышла из конкуренции и снабдила тканями все развитые страны мира.
Машиностроение первоначально возникло на кустарной основе - машины изготавливались вручную и приводились в движение силой рабочего. Но затем в ходе промышленной революции появились машинные двигатели, и производство машин началось с машин. Изобретение двигателя для машин. Бурное развитие машинного производства потребовало изобретения универсальных двигателей, которые можно было использовать везде. Если рабочие машины приходят из ткацкого завода, то машинные двигатели приходят из горнодобывающей промышленности. При эксплуатации шахт всегда одной из главных проблем была перекачка воды.
Еще в 1711 году Томас Ньюкомер изобрел паровой насос с цилиндром и поршнем. Поскольку машины новичков имели неравномерный ход, они часто ломались. В 1763 году Джеймс Уатт, лаборант Университета Глазго, начал работу по улучшению машины новичка. Поняв недостатки традиционной модели, Уатт разработал проект принципиально новой машины. В 1769 году, одновременно с изобретением прядильной машины arquite, Уатт взял патент на свою паровую машину, но ее завершение перед массой практической реализации потребовало еще многих усилий.
Только в 1775 году. на заводе в Бирмингеме производства был основан паровой машины, и только спустя десять лет эта продукция стала заметной прибыли. Наконец, в 1784 году Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, ставшую символом «парового века». Изобретение нового двигателя не только ускорило развитие старых отраслей промышленности (например, текстильной), но и вызвало появление принципиально новых. В частности, произошел переворот в организации транспорта. Создание и распространение механических транспортных средств экономисты называют транспортной революцией. Уже в 1802 году. американец Роберт Фултон построил в Париже прототип-лодка с паровым двигателем. Вернувшись в Америку, Фултон построил первый в мире пароход «Клермон». Характерно, что машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 году "Клермонт" совершил первый полет над Гудзоном. Во-первых, не было ни одного смельчака, который хотел бы стать пассажиром нового корабля. Но уже четыре года спустя Фултон основал первую в мире пароходную компанию, а десять лет спустя в Америке и Англии количество пароходов измерялось уже сотнями.
С 1830-х годов начинается первое регулярное трансатлантическое пароходство. Одновременно с изобретением пароходов были предприняты попытки создать паровую тележку. В 1815 году Джордж Стивенсон, английский самоучка, построил свой первый паровоз. В 1830 году он построил первую крупную железную дорогу между Манчестером (промышленным центром) и Ливерпулем (морским портом, откуда английские товары перевозились по всему миру). Преимущества этой дороги были так велики, что Стивенсону тут же предложили возглавить строительство дороги через всю Англию от Манчестера до Лондона. В течение 19 века. В конце XIX века длина железных дорог в развитых странах росла взрывоопасно (1860-1880e).
Изобретение машин для производства машин. Переворот в производстве закончился, когда была проведена механизация производства самих машин. Важнейшим открытием машиностроения промышленной революции стало изобретение токарного станка, на котором можно было резать винты и выполнять другие операции. В этом открытии главную роль сыграл английский механик Генри Модсли. В 1798-1800 годах он изобрел токарный станок с тормозным суппортом, на котором стало возможным очень точно резать болты и гайки. Только теперь можно было сделать болты и гайки массивными, которые подходили бы друг другу. Механизация производства машин позволила наладить производство «машин убийства» - огнестрельного оружия, винтовок и стальных пистолетов. В 1841 году игольное ружье Дрезе было принято на вооружение прусской армии, позже винтовки поступили и в другие европейские армии. Крымская война убедительно показала преимущества добытого оружия союзников перед гладкоствольными орудиями русских.
Позже появились стальные пушки. В 1850-х годах английский изобретатель и предприниматель Генри Бессемер изобрел конвертер Бессемера, а в 1860-х годах французский инженер Эмиль Мартин создал печь Мартина. После этого началось промышленное производство стали и стальных пушек. Механизация производства оружия подкрепляла высокую экономическую эффективность западноевропейских стран не менее высокой эффективностью их армий. Таким образом, колониальное подчинение всего мира Европе-лишь вопрос времени. Качественное изменение социальных особенностей трудового процесса и социальной структуры общества.
В доиндустриальных обществах производство зависело главным образом от индивидуальной квалификации и физической силы. Таким образом, процесс работы оставался в значительной степени индивидуализированным: крестьянин со своей семьей обрабатывал свои проблемы самостоятельно, ремесленник с несколькими подмастерьями работал в мастерской один. Массовое внедрение машин внесло фундаментальные изменения в организацию труда и, следовательно, в социальную структуру общества. Заводское производство, основанное на кооперации машин, образовало рабочего принципиально нового типа.
От него требовалось умение не делать своими руками какой-либо товар от начала до конца, а выполнять машиной монотонные операции, постоянно работая бок о бок с другими служащими. В результате, даже для того, чтобы сэкономить деньги, работники этого не могут быть независимым производителем, так как его навыки сделали его «винтиком» одного персонала управляемых предпринимателей.
Это реальное подчинение труда капиталу, когда работник уже не может вернуться к самозанятым. Теперь предприниматели (капиталисты) и служащие (пролетарии) становятся основными социальными классами. Машинное производство, упрощая рабочие процессы, позволяло вовлекать в трудовой процесс не только взрослых работников мужского пола, но и женщин и детей. В конце 18 - начале 19 вв. происходит снижение средней зарплаты работников за счет привлечения к женскому и детскому труду.
Отрицательным побочным эффектом этого стал быстрый рост детской смертности (например, в Англии на 100-260%). В то же время общество осознало необходимость введения начального образования для детей до 14 лет. Происходит отделение интеллектуальных сил производственного процесса от физического труда и их превращение во власть капитала над трудом. Техническое подчинение рабочего создает казарменную дисциплину труда на заре капитализма. Классический и самый ранний пример промышленной революции-Англия конца 18-начала 19 вв. Англия-первая страна, начавшая и закончившая промышленный переворот и ставшая «мастерской мира».
Этому способствовали благоприятные условия:
-
Длительное развитие товарно-денежных отношений привело к формированию промышленного спроса на готовую продукцию и товары; -
Значительная концентрация капитала в частных руках (к 1750 году-доход от государственной ренты достиг всего 3%) ; -
Завершение аграрной революции, способствовавшей формированию рынка рабочей силы и концентрации земельных угодий; -
Изменения в агрокультуре (трехполие заменено севооборот (злаки, свекла и клевер), что привело к увеличению урожайности; -
Буржуазная революция середины XVII века., стимулировала развитие капитализма; -
Геополитический фактор, характеризующийся отсутствием иностранных вторжений; -
Ресурсная база: небольшое количество лесов привело к попыткам заменить дерево другим топливом.
Этапы промышленной революции в Англии в 1735-сер. 1760 "состояние развития" :
-
Создание предпосылок для промышленной революции, развитие основных производств (угольной, металлургической промышленности ) ; концентрация мануфактур; -
Увеличение объема внешней торговли сир. 1760 - 1785