ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Правоохранительная система, которая включает в себя систему правоохранительных органов и систему государственных органов, обеспечивающих соблюдение правопорядка, является предметом изучения многих правовых дисциплин.
Образовательная цель данной темы - дать необходимый общий объем знаний об организации и ведении правоохранительной деятельности в Российской Федерации, раскрыть основные понятия и виды. правоохранительной деятельности, ознакомиться с системой и общей характеристикой правоохранительных органов, представить в общих чертах структуру полиции как исполнительного органа в системе органов внутренних дел Российской Федерации.
Концепция, основные характеристики и функции
В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления». Одним из обязательных признаков правового государства является то, что оно признает человека и гражданина как высшую ценность, и государство берет на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать его права и свободы. Эта особенность закреплена в статье 2 Конституции Российской Федерации. В то же время, чтобы быть гарантом прав и свобод своих граждан, государство должно осуществлять свою защиту.
Действия государства, осуществляемые с целью обеспечения верховенства закона и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, в теории государства и права принято называть правоохранительной.
Таким образом, правовые основы правоприменения формируются в результате тесной взаимосвязи различных отраслей права, регулирующих данную сферу функционирования государства.
Правоохранительные органы Российской Федерации - это государственные органы, основной функцией которых является охрана правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В широком толковании правоохранительные органы обычно включают ряд негосударственных учреждений, таких как юристы, частные нотариальные конторы и другие. В российском законодательстве до сих пор не выработано четкое определение понятия «правоохранительные органы». В этих условиях к правоохранительным органам принято относить такие органы, которые обладают следующими особенностями:
-
они уполномочены законом и осуществляют свою деятельность в соответствии с ним; -
их деятельность регламентирована процедурно и осуществляется на основании соответствующих правил и процедур, нарушение которых влечет дисциплинарную административную или уголовную ответственность; -
лица, служащие в этих органах, должны иметь специальную подготовку; -
в ходе своей деятельности они имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение; -
обязательность решений этих органов для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и действительности.
Государственные правоохранительные органы включают:
-
суд; -
прокуратура; -
органы юстиции; -
органы внутренних дел; -
органы предварительного расследования; -
таможня; -
служба контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами; -
охранные агентства.
К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относятся юристы, частные нотариусы, а также частные детективы и службы безопасности.
Организация, структура и компетенция правоохранительных органов определяются возложенными на них функциями:
-
конституционный контроль; -
управление юстиции; -
прокурорский надзор; -
расследование преступлений; -
исполнение судебных решений; -
оперативно-розыскная деятельность; -
оказание юридической помощи; -
профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений.
В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. Наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа зависит от наличия или отсутствия функции. В уголовных делах выполняются наиболее тесно связанные функции: оперативно-розыскные, следственные, прокурорские и прокурорские, защита и правосудие. Эти функции в конкретном уголовном деле могут следовать одна за другой или выполняться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Также следует отметить, что некоторые функции могут выполнять не правоохранительные органы, а другие участники уголовного процесса. Например, потерпевший может выполнять функции обвинения, а сам подсудимый выполняет функцию защиты.
Правоохранительные органы могут выполнять одну или несколько функций. Так, функцией отправления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля является Конституционный Суд Российской Федерации, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. При этом оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами безопасности, службой по контролю над наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми другими. На органы внутренних дел одновременно возложены функции по расследованию преступлений, оперативно-розыскной, профилактической и др. Функция отправления правосудия является приоритетной, в деятельности правоохранительных органов занимает доминирующее положение. Именно суд имеет право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются служебными по отношению к отправлению правосудия.
Каждой функции соответствуют определенные правовые средства и процедуры для ее реализации, которые предоставляются соответствующим правоохранительным органам.
Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание правопорядка в государстве. Основное различие между правоохранительными органами и другими государственными структурами заключается в том, что правоохранительные органы специально уполномочены государством осуществлять деятельность по защите прав человека и гражданина от нарушений в порядке, установленном законом.
Следует выделить основные направления деятельности правоохранительных органов и функции. Прежде чем рассматривать эти основные области, необходимо понять, вовлечены ли правоохранительные органы в политику, и если да, то каково это участие.
Этот вопрос возникает в связи с тем, что в последнее время много говорится о деполизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались как проводник политики Коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и установлением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием одной или даже нескольких сторон. В последнем случае они просто утратят возможность выполнять возложенные на них функции и превратятся в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Исходя из вышесказанного, правоохранительные органы должны быть вне политики различных партий и других политических групп.
Для создания правового государства и гражданского общества в России (долгосрочная цель) снижение преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) будет достигаться по следующим направлениям:
-
принятие новых федеральных законов, иных законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений; -
совершенствование системы деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции; -
установление основных, исходных положений структуры, организации и деятельности правоохранительных органов, направлений снижения преступности и всех правонарушений; -
определение новых правовых и научно-технических средств, методов и приемов борьбы с преступностью и всеми правонарушениями; -
возложение обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, общественные и частные организации, а также на население с установлением лимитов их участия в этой деятельности; -
развитие финансовой и материально-технической базы деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности и всем правонарушениям.
Это основные направления организации и деятельности правоохранительных органов.
При определении места рассматриваемого курса среди других юридических дисциплин, изучаемых в юридическом вузе, предполагается, что данный курс «Введение в специальность» так или иначе связан с другими учебными дисциплинами. В учебном процессе эта связь заключается в том, что «Введение в специальность» является вводной дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоприменении, необходимые для дальнейшего изучения юриспруденции. В дальнейшем вам предстоит изучить такую дисциплину, как «Правоохранительные органы Российской Федерации», в которой будут изложены исходные сведения о правоохранительных органах.
Правоохранительные органы: общая характеристика и система
Для выполнения указаний правоохранительных органов существуют специальные органы, которые, соответственно, называются правоохранительными. В настоящее время вопрос о том, какие именно государственные органы и общественные образования входят в систему правоохранительных органов, решается по-разному. Чаще всего предлагается включить в систему правоохранительных органов все государственные органы и общественные образования, которые в той или иной степени выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, военные суды, арбитражные суды, прокуратура, органы предварительного следствия, МВД и его органы (в том числе милиция), Государственная служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации, Министерство юстиции, таможенные органы, органы правового обеспечения и правовой помощи и другие организации, оказывающие юридическую помощь.
Конституционный Суд Российской Федерации как судебный орган конституционного контроля обеспечивает систему правоохранительных органов нормативной базой для деятельности соответствующей Конституции Российской Федерации. Это достигается путем рассмотрения дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральным законам, постановлениям Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, статутов и т. д. законы и другие нормативные акты субъектов, а также законы, применяемые или подлежащие применению в конкретном случае.
Суды общей юрисдикции - это государственные судебные органы, созданные в соответствии с национально-государственным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации, которые рассматривают и разрешают гражданские и уголовные дела. Суды общей юрисдикции занимают особое место в системе правоохранительных органов. Таким образом, в ходе предварительного расследования суды общей юрисдикции осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью действий решений органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу, ограничивающему права граждан на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни. переписка, телефонные переговоры, почтовые, телеграфные и др. сообщения. Эти судебные органы, рассматривая и разрешая уголовные дела, проверяют законность и обоснованность предшествующих правоохранительных действий органов предварительного расследования.