Файл: Развитие двигательных способностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Инженерный химико-технологический институт

Факультет энергонасыщенных материалов и изделий

Кафедра «Физического воспитания и спорта»

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

Развитие двигательных способностей

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. 1193-82

Сараев Владислав

Принял:

Ст. преподаватель Тимошина М.А

 

 

Казань 2022

План

двигательный способность упражнение развитие

Введение

Понятие о двигательных способностях

Характеристика двигательных способностей

Возрастные особенности воспитания двигательных способностей

Основные методики выполнения упражнений на развитие базовых двигательных способностей

Примерные упражнения для развития основных двигательных способностей

Заключение
Введение
Тема двигательных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания.

Интерес к данной проблеме не угасает вот уже более 100 лет. Главный человек, которому более всего интересна эта проблема — учитель. При её рассмотрении он находит ответ на главный вопрос: для чего необходимо систематически и направленно воздействовать на развитие физических способностей учащихся?

В настоящее время выделяют до восемнадцати видов выносливости человека, около двух десятков специальных координационных способностей, проявляемых в конкретных двигательных действиях (циклических, ациклических, баллистических и др.), да ещё около десятка так называемых специфически проявляемых координационных способностей: равновесие, реакция, ритм, ориентация в пространстве, способность к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений и др., плюс ещё “кучу” всевозможных видов гибкости, силовых, скоростных и других способностей. Тут и теоретику есть над чем поломать голову, а уж учителю физической культуры тем более. Какие двигательные способности развивать, когда и все ли из них? На сколько они зависят от наследственных и средовых факторов, как поддаются тренировке? Как правильней говорить: “двигательные”, “физические”, “моторные”, “психомоторные” или “психофизические” способности? Синонимы ли понятия “качества” и “способности”? Какова их классификация и структура? С помощью каких критериев и методов (главным образом, моторных тестов) их можно оценить (измерить)? Как протекает развитие различных двигательных способностей в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целенаправленных воздействий и других факторов? Каковы основные положения, средства и метолы совершенствования двигательных способностей? Как правильно планировать материал для их развития в течение года, четверти, урока? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают при изучении данной проблемы.

Понятие о двигательных способностях
Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями. Следует отметить, что эти понятия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли. Например, в теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины “физические” или “двигательные” способности, в психологии — “психомоторные” и “психофизические” способности, в физиологии — “физические качества”, в биомеханике — “физические” или “моторные качества”. Нас более всего будет интересовать обозначение способностей, относящихся к двигательной деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания.

Доктор педагогических наук В.И. Лях отмечает, что у разных людей уровень развития и сочетания, слагаемых названных физическими качествами очень различны. Поэтому в современной литературе используют термин не “физические качества”, а “физические (двигательные) способности”: силовые, скоростные, координационные, к выносливости и гибкости. Понятие “физические способности” точнее передаёт смысл о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей, а также то, неодинаково развиты у каждого индивидуума. Однако вполне допустимо использовать оба понятия: “физические качества” и “двигательные способности”, как равнозначные. При этом нужно понимать, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых и скоростных способностей.

Есть ещё одно определение физическим качествам: “Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность”.

Итак, в общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой либо двигательной деятельности. Например, цвет глаз или желание побольше утром поспать — это индивидуальные особенности, но они не влияют на эффективность деятельности. В то же время такие индивидуальные особенности, как максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища отражаются на процессуальной и результирующей стороне деятельности.

Характеристика двигательных способностей
Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т.п.). Они реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, например, спринтерский бег и марафонский бег предъявляют организму различные требования, вызывают проявление различных физических качеств.

В настоящее время экспериментально установлено, что структура каждого физического качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры мало или совсем не связаны друг с другом. Например, компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность длительное время поддерживать достигнутую максимальную скорость. К компонентам координационных способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях, способности к согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и другие.

Несмотря на усилия учёных, длящиеся уже около столетия, пока не создана единая общепринятая классификация физических (двигательных) способностей человека.

В.И. Лях отмечает, что с определённой долей условности можно говорить об элементарных и сложных двигательных способностях. Элементарными являются координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, быстрота реагирования в простых условиях, гибкость в отдельных суставах и др., а более сложными — координационные способности в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др.

Быстрота – это способность человека выполнять движение в минимально короткое время без наступления утомления.

Как физическое качество, она представляет собой совокупность относительно независимых компонентов:

а) скрытого времени двигательной реакции;

б) скорости одиночного движения;

в) темпа движений.

Основным методом развития быстроты является многократное повторение движения с предельной скоростью.


Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранён максимальный темп.

Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений.

Помимо непосредственной работы над быстротой, следует широко применять специальные упражнения, направленные на совершенствование тех способностей и умений, от которых зависит скорость выполнения в целом.

Для этого в тренировках применяются упражнения скоростно-силового характера на растягивание, расслабление, упражнения на увеличение мышечной силы, а также упражнения, связанные по своей структуре со скоростью.

Ловкость – это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в изменённых условиях.

Различают три основных этапа в воспитании ловкости.

Первый этап характеризуется совершенствованием пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения. Главное – точность движения.

Второй этап характеризуется совершенствованием такой пространственной точности и координации движений, которые могут осуществляться быстро, экономично и точно.

Третий этап является усложнением второго и связан с совершенствованием способности выполнять точные движения в неожиданно изменяющихся условиях.

Различают следующие основные направления развития ловкости:

1. Ловкость, проявляемая в упражнениях, связанных со сменой позы. – Быстро сесть, лечь, встать, наклониться, повернуться и т. д.

2. Ловкость, проявляемая в упражнениях, которые выполняются в сложных условиях меняющейся обстановки. – Различные виды лазания и ходьбы, преодоление препятствий.

3. Ловкость, проявляемая в упражнениях с меняющимся сопротивлением. – Перетягивание, упражнения типа единоборства.

4. Ловкость, проявляемая в упражнениях с манипуляцией предметов. – Броски и ловля предметов, перебрасывание, жонглирование и т. д.

5. Ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников.

6. Ловкость, проявляемая в игровых упражнениях, требующих взаимодействия и противодействия.

Удержание равновесия также является проявлением ловкости.

Работа над воспитанием и совершенствованием ловкости должна осуществляться непрерывно на всех занятиях.


Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Различают общую и специальную гибкость.

Общая гибкость – это подвижность во всех суставах, позволяющая выполнить разнообразные рабочие и спортивные движения с большой амплитудой.

Специальная гибкость – значительная или даже предельная подвижность в отдельных суставах, участвующих в профессиональной деятельности.

Для воспитания гибкости применяются упражнения с увеличением амплитуды.

Возможность выполнять движения с большой амплитудой зависит во многом от формы суставных поверхностей, гибкости позвоночного столба, растяжимости связок, сухожилий и мышц.

Путём систематических упражнений можно значительно увеличить эластичность связочного аппарата, а следовательно, и подвижность в суставах.

Упражнения на гибкость могут быть активными и пассивными, то есть либо выполняться самостоятельно, либо с помощью партнёра или отягощения.

Упражнения с преимущественным воздействием на растягивание следует выполнять, постепенно увеличивая амплитуду.

Выносливость - это способность совершать работу определённой интенсивности в течение как можно большего времени, преодолевая сопротивление как внешней, так и внутренней среды.

Способность к длительной непрерывной работе, в которой участвуют все мышцы двигательного аппарата, характеризует общую выносливость. Она служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости.

Под специальной выносливостью следует понимать способность длительное время поддерживать эффективную работу в определённом виде двигательной деятельности.

Различают следующие основные виды специальной выносливости: силовая, статическая и скоростная.

Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять динамическую работу, требующую значительных нервно-мышечных усилий. Её развитие осуществляется с помощью упражнений с отягощениями, с преодолением собственного веса и веса партнёра, упражнений с различными сопротивлениями.

Статическая выносливость – это способность поддерживать мышечное напряжение при отсутствии движений. Её развитие осуществляется с помощью упражнений в висах и упорах, с удержанием груза.

Работая над развитием скоростной выносливости, надо иметь в виду, что этот вид выносливости тесно связан с запасом скорости. Чем выше показатели быстроты движений человека, тем легче ему выдержать более продолжительную работу с меньшей интенсивностью.